Служение
Курская о., Горшеченский р., с.Никольское, храм свт.Николая
священник
Год начала 1930
Год окончания 1931
Через год определен настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери
в с.Верхнее Гурово.
В Никольском о.Никита жил один, а в Гурово за ним отправилось все семейство
Курская о., с.Верхнее Гурово, храм Казанской иконы Божией Матери
священник
Должность настоятель
Год окончания 1932
В Верхнем Гурово батюшка с матушкой и все дети ютились в сторожке при храме.
Жили впроголодь. Не хватало муки даже на просфоры. Люди уже побаивались ходить
в храм. Ведь на их глазах самых активных прихожан арестовали вместе со священниками.
О.Никита не роптал, служил и был готов, если придется, повторить судьбу предшественников,
отбывающих срок в ссылках и лагерях.
В 1932г. епископ Онуфрий (Гагалюк) назначил иерея Никиту Котенева настоятелем храма
Св.Димитрия Солунского в селе Дмитриевка
Воронежская о., Шаталовский р. (Белгородская о., Старооскольский р.), с.Дмитриевка, церковь св.Димитрия Солунского
священник
Должность настоятель
Год начала 1932
Год окончания 1937
На новом месте поначалу поселились в тесной кладовочке под колокольней, а потом
семью священника пригласила к себе на квартиру Агафья Владимировна Потапова. Ее дочь рассказывала,
что батюшка много молился: "Все уже спят, а он еще молитвы читает, все просыпаются,
а он уже опять молится".
Из характеристики Дмитриевского сельсовета на о.Никиту:
"Все время пребывания и службы в церкви ежедневно вел а/с агитацию, путем
выступлений за сохранение религиозных обрядов, тем самым действовал на массы... ".
О.Никита и вправду, был ревностным пастырем, укреплял в вере своих прихожан,
благоговейно совершал богослужения. Он был отзывчив, некорыстолюбив, пекся о всем
приходе, проповедовал без устали. Несмотря на больное сердце и больные ноги,
служил в храме и никому не отказывал в требах ходил пешком в соседние села.
После принятия новой Конституции с конца 1936г. началось некоторое оживление
церковной жизни, в храмах увеличилось число молящихся. На Святках, в самой Дмитриевской
церкви, едва хватило пятисот просфор, церковь была, по словам очевидцев, "битком
забита народом".
На Крещение в храме побывал известный в окрестностях "юродивый Кузя". Всю крещенскую
службу Кузя ходил по церкви, входил в алтарь через царские врата, дул на народ.
Через несколько месяцев так здесь хозяйничали безбожники, "надувшие" народ.
Но в завершение своих действий Кузя сложил крестообразно две свечи и с солеи, как
архиерей, благословил молящихся, воскликнув: "Христос Воскресе!". И все в храме
ему радостно ответили: "Воистину Воскресе!". После праздничного богослужения
о.Никита пригласил юродивого Кузю к себе домой на чай. Впоследствии это стало
одним из пунктов обвинения о.Никиты.
Одна жительница с.Дмитриевка, Наталья Рыжкова, приобрела широкую известность
среди склонных к мистицизму православных края. Побеседовать с ней приезжали
не только из ближайших сел, но и из более отдаленной местности: Нового Оскола,
Валуек. Наталья рассказывала всем сновидения, увиденные ею в состоянии некоего
"обмирания". Некоторые ее рассказы ходили в народе в записанном виде, Наталья
надиктовывала свои сновидения певчей храма Анне Азаровой. Рассказы эти носили
эсхатологический характер, в них речь шла о пришествии Антихриста, его печати,
которую будут ставить людям на ладонь, врываясь в дома даже в три часа ночи.
О.Никита не принимал всерьез сонные видения "обмирающей" Натальи. Своего сына,
псаломщика Федора, имевшего хороший почерк, записывать натальины вещания не
благословил. Но никаких церковных прещений на Наталью и людей, общавшихся с ней,
не накладывал. Все они ходили в храм, регулярно исповедовались и причащались.
За многими из них, включая Наталью, пристально следило НКВД.
21 января 1936г. в с.Дмитриевка. прибыл секретный агент "Прохожий".
По заданию НКВД он остановился у о.Никиты, который принял его радушно, накормил,
напоил, пригласил на Богослужение. Нечаянный гость помолился вместе с хозяином,
исповедался у него: отобедал и отбыл восвояси писать агентурное донесение.
Осведомитель "Прохожий" подробно отчитался о своем пребывании в Дмитриевке и
о беседах с о.Никитой.
После этого сотрудники Шаталовского РО УНКВД "взяли в разработку" "дмитриевцев".
Так они назвали группу лиц, связанных с настоятелем храма св.Димитрия о.Никитой.
В январе 1937г. до Дмитриевки дошла всесоюзная перепись.
Новая Конституция якобы гарантировала свободу вероисповедания.
По вопросу о том, как следует заполнять пункт переписи о вероисповедании,
о.Никита обратился за советом и благословением к епископу Митрофану (Русинову),
управляющему Старо-Оскольской епархией.
Неизвестно, дошло ли письмо о.Никиты до владыки, но черновик этого письма
впоследствии попал в руки НКВД при аресте о.Никиты:
"Будут спрашивать, кто верующий и кто неверующий. Но, конечно, безусловно,
я верующий со своим семейством. А если будут просить роспись, что делать:
расписаться или нет? Я за веру готов умереть... Но если они не обманут...
Вы сами знаете, что они все делают на обмане... Я обращаюсь к Вам за
благословением... ".
Когда этот черновик попал в руки НКВД, то главное, что возмутило следователя
было не то, что священник обвинил правительство в тотальном обмане, а то, что
он исповедал свою веру и назвал верующим свое семейство