Рукоположение
      инокиня 
      Параскева 
      Место Харьковская губ., Старобельский у., Свято-Скорбященский Старобельский женский монастырь 
      Приняла иноческий постриг во имя св.Параскевы Сербской
    Служение
      Харьковская губ., Старобельский у., Свято-Скорбященский Старобельский женский монастырь 
      инокиня 
      Должность послушница 
      Год начала 1879 
      Год окончания 1924 
      Каждый раз, когда родители приезжали, чтобы забрать дочь домой, она, провидя их
      приезд, всегда пряталась то в стоге сена, то в камышах у озера так, что ее не могли
      найти и выходила только тогда, когда они уезжали.
      Следуя воле Божьей, она избрала монастырь единственным местом, где
      беспрепятственно могла исполнять свое избранническое служение.
      Добровольно приняв на себя подвиг юродства ради Христа, Паша смиренно вступила
      на особый путь служения Богу во имя правды и любви к Господу.
      Уничижая и выставляя себя на посмешище, она, тайно и явно, стала обличать пороки
      и слабости ближних ради их вразумления, покаяния и исправления.
      К ее словам прислушивались как насельницы монастыря, так и приходившие
      на богомолье миряне.
      Приняв иночество, она строго соблюдала правила начальной степени монашеской
      жизни. Своими дарами смирения и прозорливости инокиня Параскева привлекала
      к себе многих людей, обращавшихся к ней со своими горестями, оказывала
      им духовную помощь, давала мудрые советы, иногда иносказательно предвещала
      события будущей жизни.
      Обычно сидела блаженная Параскева на ступеньках Троицкой церкви, ведущих к
      монастырской колокольне, окруженная голубями, во множестве слетавшимися к ней,
      так как она кормила их пищей, которую приносили ей люди.
      Одевалась всегда очень скромно, часто юродствуя, надевала на себя светскую одежду.
      Предвещая грядущую революцию и приход к власти красных, бывало, по воспоминаниям,
      переоденется во все красное и бегает по улицам города. Предсказывая наступление
      грозного для церкви времени, юродивая Параскева часто перед началом полунощницы
      в храме, убранном и приведенном в полный порядок монахинями, посдергивает
      полотенца и покрывала, посдвигает с мест аналои, переставит цветы и т.д.
      Когда победили большевики, блаженная Параскева собрала у себя молодых девушек,
      коротко подстригла им волосы (тогда еще женщины этого не делали), надела
      на них сшитые ею короткие красные платья и так заставила ходить по улицам.
      Тогда на них смотрели как на зверей, но когда поступившие в комсомол девушки
      стали носить короткие волосы и юбки, вспомнили о ее пророчестве.
      В 1924г. Старобельский монастырь был закрыт
      Харьковская губ., Купянский у. (Луганская о., Сватовский р.), г.Сватова Лучка, с.Фомовка, Успенско-Серафимовский (Раздабаровский) женский монастырь 
      инокиня 
      Год начала 1924 
      Год окончания 1928 
      Инокиня Параскева вместе с большей частью насельниц закрытой обители перешла
      в Свято-Успенско-Серафимовский (Раздабаровский) монастырь, располагавшийся
      в селе Фомовка под г.Сватово.
      Здесь она продолжала нести духовный подвиг юродства.
      Зная, что скоро закроют и эту обитель и придется скитаться по белому свету,
      быть гонимой за истинную православную веру, блаженная стала готовить себе
      в сподвижницы некоторых девушек, бывших с нею.
      В 1926г. в монастырь из Сеньково, что возле Купянска, на богомолье пришла
      кривая на одну ногу девушка Надя, тогда ей было 25 лет.
      Прослышав о том, что в нем живет прозорливая инокиня, она очень хотела
      встретиться и побеседовать с ней. Параскевушке девушка сразу приглянулась,
      и она оставила ее возле себя. Когда Надя собралась идти домой, матушка незаметно
      в ее сумку положила книгу. Обнаружив дома в сумке книгу, та, боясь, чтобы
      не обвинили ее в воровстве, опять отпросилась у матери в монастырь.
      Так повторилось два раза, на третий блаженная не отпустила девушку, оставила
      возле себя, сказав:
         
      "Будешь со мной до моей смерти, а потом сама Царица Небесная будет тобой
          управлять".

      Накануне закрытая Раздабаровского монастыря блаженная набрала в мешок
      песка и засыпала им глаза выходившим из монастырского храма
      священникам с возгласом:
         "Благодати и храме нет!"
      Когда возмущенные люди стали ее отстранять и, недоумевая, спрашивать:
         "Что вы делаете?",
      она ответила:
         "Я им ничего плохого не сделала, а засыпала глаза потому, что они ничего
          не видят".

      Раздабаровский монастырь закрыли в 1928г.
    Места проживания
      Харьковская губ. (Луганская о.) 
      Год начала 1928 
      Год окончания 1933 
      Когда закрыли монастырь, блаженная Параскева собрала всех странников и обозом
      отправилась на Сватово.
      Большинство изгнанных из монастыря его насельниц, в том числе блаженная Параскева,
      стали странствовать по селам Сватовщины и соседних районов, они часто бывали
      в Старобельске, Сватове и Кременной, скитались по селам.
      Стойко стоя на позициях Патриарха Тихона, они призывали верующих не посещать
      храмы, где служили обновленческие священники, не вступать в колхозы,
      не подчиняться постановлениям безбожной власти.
      Инокиня Параскева со своими последователями несла верным христианам Слово Божье,
      Постоянно странствуя, блаженная Параскева никогда не переодевалась, ходила
      в одной и той же одежде и в летнюю жару, и зимнюю стужу. Одевалась она
      по иноческому чину, носила подрясник и теплое ватное пальто, иногда летом
      вместо него надевала ватную кофту. Это рубище было ветхим и многошвейным,
      вдобавок ко всему на руках, ногах и на шее привязаны были разные тряпочки,
      тесемочка, нитки...
      Обувь на ногах, как и одежда, зимой и летом была одна и та же:
      видавшие виды, стоптанные, все искривленные кожаные сапоги.
      Имея великий дар нестяжательства, блаженная Параскева, все приносимые ей в
      дар верующими вещи, складывала в мешки или узлы и тайно от своих учеников
      в ночное время выносила на проезжие дороги.
      Бесстрастная, подобно небесным ангелам, большую часть жизни бодрствовала,
      если засыпала, то на короткое время, сидя или полулежа на полу или на земле.
      В постель ложилась только тогда, когда находилась в гостях из-за уважения
      к хозяевам.
      Никто не видел, чтобы она кушала как все люди. Если случалось, что приглашали
      ее за стол, то возьмет ложку, один раз зачерпнет еду, затем помешает ею в миске
      и оставит. Помешивая, начинает петь какую-нибудь молитву или псалом, обычно
      она пела: "Господа пойте дела и превозносите во вся веки".
      Постоянно к ней шли люди со своими бедами, скорбями.
      Многих болящих она исцеляла. Но если видела, что исцеление человеку пойдет
      не на пользу, таковых оставляла без врачевания. Однажды к ней привели женщину,
      страдавшую беснованием. Матушка, посмотрев на женщину, сказала:
          "Я могу сейчас же изгнать из нее беса, но если я это сделаю, она не спасется".
      В воскресенье и великие праздники запрещала стирать и делать по дому, говоря,
      что за это Господь наказывает телесными болезнями.
      Наставляла Параскева за неделю прочитывать всю Псалтирь.
          "Это нужно для спасения души",

      — говорила блаженная.
      Многих матушка обличала. Ее грозное слово было исполнено духовной силы и
      приводила в страх и трепет виновных. Лицеприятия у нее ни к кому не было.
      Она все делала и говорила не по своему разуму, а то, что ей внушалось благодатию
      Духа Святаго. Неисчисленное множество людей спасла от погибели, часто она
      являлась там, где уже погибала душа.
      Если видела, что человека можно спасти, все делала для этого.
      И так, прикрываясь внешним безумием и убегая человеческой славы, она неустанно
      трудилась для спасения ближних.
      Непрестанно в сердце она возносила молитву ко Господу о своих духовных чадах,
      о помиловании всего мира. Внешне никто не видел, чтобы она молилась.
      Молитва для нее была великим таинством, и совершала она ее в уединении.
      Только один раз ее послушнице невольно пришлось увидеть матушку, стоящую
      на молитве коленопреклоненной на месте, где кормили свиней. Блаженная, прозрев
      присутствие постороннего человека, быстро обернулась к ней и сказала:
           "И тут помолиться не дадут!"
      Имела блаженная и великое смирение. Когда кто-то называл ее матушкой, она
      с укором отвечала:
          "Какая я матушка?"
    Аресты
      Луганская о. 
      С 1928г. матушку Параскеву неоднократно предавали, бросали в тюрьму,
      где ей приходилось находиться по два и более месяца
      Луганская о. 
      Год ареста 1933 
      В 1933г. блаженную Параскеву в очередной раз арестовали и посадили в тюрьму
    Осуждения
      ././1933 
      Приговор ссылка в Северный край 
      Ее отправили в ссылку в г.Котлас
    Места заключения
      Луганская о., тюрьма 
      Год начала 1933 
      Год окончания 1933 
      Архангельская о., г.Котлас 
      Год начала 1933 
      Ее последователи стали думать о том, как бы ее вызволить.
      Матушкины послушницы Надежда и Анна, по благословению священника, поехали
      в Архангельск, чтобы привезти матушку.
      Пришлось у церкви просить милостыню, чтобы собрать деньга на пароход в Котлас.
      Напросив четыре рубля, купив билеты на пароход, отправились в
      путешествие вверх по Северной Двине. В тот день, когда их пароход
      причалил в Котласе, блаженная Параскева, предвидя их приезд, послала
      на пристань одного дедушку купить соли, он и привел их к матушке.
      Только Надежда и Анна пришли к инокине Параскеве, как объявляют, что
      большую партию заключенных, в том числе и ее, будут переводить в другое место.
      Вскоре их собрали и погнали на пристань.
      По воспоминаниям, матушка идет, а Надежда и Анна не отстают от нее. Когда шли
      через площадь, она обратилась к ним:
           "Он едет, Георгий Победоносец, на коне и говорит, чтобы мы ехали на Украину,
            калеки здесь не нужны".

      Блаженная Параскева вышла из колонны, охранники на нее даже не обратили никакого внимания,
      и вместе с послушницами пошла из города.
      Так они втроем отправились пешком в обратный путь. Приходилось по-разному:
      где кормили и пускали на ночь, а где шли голодными и спали под открытым небом.
      Так они добрались до Костромы, где их арестовали и вернули обратно в Котлас.
      Здесь им выдали документы, но без печати, дающие право на выход в
      ближайшие деревни.
      И снова они решают идти домой. Опять, где кто покормит, а где днями шли голодные.
      На одной станции им люди купили билеты до Москвы, на поезде им удалось доехать
      до Мценска, потом опять пошли пешком, ночевали в стогах сена.
      Пришли в город Бирюч, оттуда в "телячьем" вагоне приехали в Белгород,
      откуда добрались до Лисичанска

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ