Попов Иван Васильевич 
    Фамилия Попов 
    Год рождения 1867 
    День рождения 17 
    Месяц рождения 1 
    Место рождения Смоленская губ., г.Вязьма 
    Специальность доктор церковной истории, профессор 
    Сын священника
    Фотографии[1] [2] [3] [4] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до начала 1920-х гг.] [до 1927г.] [1927-1931гг.] [1931-1932гг.] [1932-1937гг.] [1937-1938гг.]
      Образование
        Смоленская Духовная Семинария
        Год окончания 1888 
        Московская Духовная Академия
        Год поступления 1888 
        Год окончания 1892 
        кандидат богословия 
      Служение
        Московская губ., г.Сергиев Посад, Московская Духовная Академия 
        Должность профессорский стипендиат 
        Год начала 1892 
        Год окончания 1893 
        Московская губ., г.Сергиев Посад, Московская Духовная Академия 
        Должность и.д. доцента, экстраординарный профессор, ординарный профессор (с 1917г.) 
        Год начала 1893 
        Год окончания 1919 
        Преподавал на кафедре Патрологии до закрытия Академии. Магистр богословия с
        1897г. Доктор церковной истории с 1917г. Редактор "Богословского вестника" в
        1903–1906гг.
        Санкт-Петербург, Член Предсоборного Присутствия 
        Должность член Предсоборного Присутствия 
        Год начала 1906 
        Московский Императорский Университет 
        Должность приват-доцент, профессор 
        Год начала 1907 
        Год окончания 1923 
        Приват-доцент Московского Университета в 1907–1918гг. по истории патристической
        философии и истории догматов. 12.11.1918г. перемещен на кафедру философии
        Университета, преобразованную вскоре в исследовательский институт, где
        преподавал до 1923г. Действительный член Московского Психологического
        Общества
        Москва, женский Богословский педагогический институт 
        Должность профессор 
        Год окончания 1917 
        Петроград, Предсоборный Совет 
        Должность член Предсоборного Совета 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1917 
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        Должность член Священного Собора 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 
        Член комиссии Собора по реформе высших духовных школ.
        В 1917–1919гг. — член Правления православных церковных общин Сергиева Посада.
        После перевода Академии в 1919г. из Сергиева Посада в Москву преподавал также на
        академических богословских курсах, до конца 1924г.
      Аресты
        Московская губ. 
        Год ареста 1920 
        Месяц ареста 1 
        В декабре 1919г. от имени Совета Православных общин Сергиева Посада обратился
        в Совнарком с протестом против изъятия мощей прп.Сергия. Результатом этого
        явилось распоряжение об аресте И.В.Попова в январе 1920г. Позднее, в начале
        1920-х годов был выслан, но затем амнистирован
      Места проживания
        Москва, Арбат, Денежный пер., 15–2 
        Год окончания 1924 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 12 
        О послереволюционных годах
        жизни И.В.Попова пишет С.Волков: "Пожилой мужчина, с аскетическим строгим,
        худым, окаймленным небольшой бородой лицом, на первый взгляд не привлекал
        внимания, и только приглядевшись, можно было увидеть в его глазах глубокую
        сосредоточенность и внутреннюю силу. Последнюю он вполне мог проявить
        позднее, когда в крайне трудных условиях жизни не терял стойкости и бодрости
        духа, перенося лишения с мужеством мученика древних времен, как мне
        рассказывали об этом живые свидетели его подвигов. Свои лекции он читал
        интересно... чувствовалось, что за его словами скрывается глубокое содержание
        и прекрасное знание своей дисциплины... Позже после закрытия Академии, я не
        раз бывал у него на квартире. Мы разговаривали с ним на философские темы,
        однако больше о церковно-общественных вопросах современности... Он поразил
        меня своей живостью и свежестью в отношении к проблемам современности... он
        активно откликался на все современное, причем не только по вопросам церковной
        жизни. В нем не было повального осуждения того нового, что шумело и кипело
        вокруг. Напротив, он старался понять смысл совершавшихся перемен, понять
        причины, породившие их именно в данной форме, пытаясь предсказать то, что
        последует в дальнейшем... В обстановке тяжелых мучительных 1919–1920 годов
        он пытался провидеть более светлое и отрадное будущее, веря в душевную доброту
        и коренимую ясность мудрости народной, в которой разуверились многие из
        тогдашних писателей и мыслителей... В целом его прогноз был положительный,
        хотя тогда он предвидел много мрачного и тяжелого в судьбах Русской Церкви на
        последующие годы".

        В 1924г. И.В.Попов по поручению Святейшего Патриарха Тихона составил ответ
        Константинопольскому патриарху Григорию VII, признавшему обновленцев и
        предложившему Патриарху Тихону удалиться от дел управления Церковью.
        Кроме того, св.Патриарх Тихон, как показал он на своем допросе, "думал послать
        на ожидаемый 8 Вселенский Собор профессора И.В.Попова, как церковного
        историка, в связи с этим поручил ему подготовиться по всем вопросам, которые
        должны были обсуждаться на Соборе, в частности по вопросу о живоцерковном
        расколе. Попов И.В. в связи с Собором беседовал со мной всего один раз, а
        может два, точно не помню. Попов занялся этой работой, но она была прервана в
        связи с его арестом" [7, с.400]
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1924 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 12 
        Иван Васильевич был арестован в связи с хождением списков арестованных и
        ссыльных архиереев, которые составлялись в 1924г. в Москве в церковных кругах.
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        19/06/1925 
        Обвинение "названный гражданин составлял сведения о репрессиях, применяемых соввластью по отношению к церковникам, беря их из недостоверных источников, имея целью дискредитировать соввласть" 
        Статья ст.73,59 УК РСФСР 
        Приговор 3 года ИТЛ 
        Групповое дело "Дело профессора И.В.Попова. Москва, 1925г." 
        Как показал на допросе И.В.Попов, "списки епископата составлялись с целью учета
        высланных и заключенных соввластью".

        На вопросы следователя, от кого он получил эти списки, Иван
        Васильевич категорически отказался отвечать [на всех допросах, имеющихся в
        трех следственных делах, И.В.Попов ни разу не дал показаний, которые могли бы
        кому-нибудь чем-либо повредить, иногда категорически отказываясь называть
        имена]. По существу дела интересны его показания на допросе: "Я, как
        христианин, не сочувствую в современном порядке вещей — антирелигиозному и
        аморальному уклону; последний момент отчасти вытекает из первого. Кроме этого

        — в Советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов,
        имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенность
        личности и т.д.; вообще я принципиальный противник какой бы то ни было
        диктатуры. Я считаю, что для разрешения социальных проблем метод эволюции
        предпочтительнее методу революции, и что задачи социальной революции были бы
        вернее разрешены первым путем. В общем же я безусловно подчиняюсь соввласти".

        О списках репрессированных архиереев И.В.Попов показал следующее:
        "Месяц, приблизительно, назад один из моих знакомых, назвать фамилию которого
        я не решаюсь, ввиду нежелания подвергнуть его напрасному подозрению, принес
        мне список, имеющий следующее заглавие:
           
        "Список канонических архиереев, проживающих в России"
        с подразделением —
           "Список архиереев, находящихся в обновленческом расколе",
        с обозначением цифрой (арабской) 1 — архиереев, посвященных до
        освобождения Патриарха Тихона и цифрой 2 — архиереев, находившихся в
        обновленческом расколе, потом раскаявшихся. Список этот мне принес без моей
        просьбы, как к человеку, интересующемуся церковными вопросами; относительно
        этого списка у меня явилась мысль дополнить его фамилиями епископов, которых
        там не было. Несколько позднее я решил его дополнить этот список графой о
        судимости, привлечениях к ответственности и ограничениях в административном
        порядке, которые применялись соввластью к епископату за последнее время, чтобы
        иметь ясную картину положения епископата [к сожалению, в деле этих списков не
        оказалось]. Эта мысль явилась у меня в связи с ожидаемым собором
        представителей всех Православных Церквей на Востоке в 1925 году по поводу
        какового собора слухи уже ходили уже давно и относительно которого я слышал
        подтверждение от самого Патриарха Тихона. Не упомню, когда именно, до того,
        как я внес в свой список последнюю графу, или вернее, до появления у меня мысли
        о ней, был разговор о предстоящем соборе с Патриархом Тихоном, или после.
        Утверждаю, однако, что мысль об этой графе уже явилась у меня независимо от
        этой беседы. Подтверждает это хотя бы то, что на мои слова, что к
        приближающемуся собору надо готовиться, он мне ничего не возразил. Я имею
        основание думать, что если бы вопрос о подготовке встал перед Патриархом — то
        он обратился бы ко мне, как к одному из немногих уже оставшихся в живых
        профессоров Академии. Мне казалось, что для работ собора по ликвидации
        обновленческого раскола и информации его же о взаимоотношениях церкви этот
        список мог быть полезен... Главным образом список составился только мной, по
        личным сведениям, из прессы, в порядке частной информации от некоторых лиц,
        припомнить которых затрудняюсь, так сведения эти слагались у меня в голове в
        течении нескольких лет... Как эти списки были бы использованы для Собора — я
        не знаю: может быть, как материал для делегатов, может быть, для посылки на
        собор, в случае разрешения выезда, может быть, для написания и посылки
        какого-либо доклада". На следующем допросе Иван Васильевич заявил, что "если
        бы интересы Церкви того потребовали я бы на Вселенском Соборе огласил списки
        полностью". 27 апреля 1925г. И.В.Попову было предъявлено
        обвинение в том, что он "виновен в сношениях с представителями иностранных
        государств с целью вызова со стороны последнего интервенции по отношению к
        советской власти, для каковой Поповым доставлялась последним явно ложная
        информация о гонениях со стороны советской власти по отношению к церкви и
        епископата". На бланке постановления собственной рукой Иван Васильевич
        написал: "С формулировкой обвинения не согласен. Возражения свои изложу после
        того как мне будет дана возможность прочесть формулировку предъявляемых статей
        в Кодексе законов"
      Места заключения
        Москва, внутренняя тюрьма ОГПУ на Лубянке 
        Год начала 1924 
        День начала 10 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1925 
        Месяц окончания 6 
        Во время следствия содержался во внутренней тюрьме ОГПУ
        Соловецкий лагерь 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1927 
        Месяц окончания 11 
        Находясь на Соловках, принимал активное участие в составлении послания
        соловецких епископов.
        Владыка Иларион (Троицкий) отмечая исключительную ученость профессора
        И.В.Попова говорил о нем на Соловках:
            "Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе,
             то это будет ничто перед знаниями Ивана Васильевича".

        По многим воспоминаниям о Соловках, профессор И.В.Попов был среди наиболее
        известных и авторитетных соловецких заключенных периода второй половины 1920-х
        годов
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        04/11/1927 
        Приговор 3 года ссылки через ПП ОГПУ на Урал 
        При окончания срока заключения дело еще дважды пересматривалось,
        каждый раз срок заключения продлевался, без предъявления какого-либо нового
        обвинения
      Места заключения
        Карелия, Кемский лагерь 
        Год начала 1927 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 4 
        Из Кеми был отправлен в ссылку на р.Обь
        Сибирь, Сургутский р., дер.Ситомино 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1931 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 2 
        В ссылке трудился над сочинением о св.Григории Нисском. Через профессора
        Попова из центра России посылались деньги и продукты митрополиту Петру
        (Полянскому)
      Аресты
        Сибирь, Сургутский р., дер.Ситомино 
        Год ареста 1931 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 2 
        В 1931 году Иван Васильевича "освободили" и тут же вновь арестовали и перевели
        в очень пустынную местность на север от Тобольска
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        08/02/1931 
        Приговор 3 года лишения права проживания в 12 районах СССР и прикреплением к определенному месту жительства 
      Места заключения
        Сибирь, Сургутский р., с.Реполово (Репаловское) 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1932 
        Месяц окончания 8 
        В 1932г. был неожиданно вызван в Москву и освобожден: не нашлось ни одного
        профессора для перевода с латыни какого-то сочинения для академического
        издания. Жил под Москвой
      Места проживания
        Москва, станция Люберцы, поселок Михельсона, ул.Володарского, 7 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1935 
        После освобождения из заключения был связан с общиной Высокопетровского
        монастыря и архиепископом Варфоломеем (Ремовым). Когда Иван Васильевич отбывал
        ссылку, архиепископ Варфоломей помогал ему посылками, кроме того по его
        просьбе католический епископ Неве оказывал И.В.Попову помощь через Красный
        Крест
      Аресты
        Москва, станция Люберцы, поселок Михельсона 
        Год ареста 1935 
        День ареста 23 
        Месяц ареста 2 
        Обвинение при аресте "состоял членом католической группы к/р организации при нелегальном "петровском монастыре" и вел антисоветскую агитацию" 
        Арестован через два дня после ареста архиепископа Варфоломея. Проходил с ним
        по одному делу. При аресте была изъята обширная переписка, рукописи и переводы
        научно-богословских сочинений, несколько серябряных ложек (которые позднее
        И.В.Попов, потребовал передать Пешковой в помощь политзаключенным).
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        26/04/1935 
        Обвинение "член православной группы русско-католической контрреволюционной организации" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ссылки в Красноярский край, считая срок с 21.02.1935г. 
        Групповое дело "дело нелегального Высоко-Петровского монастыря. Москва, 1935г." 
        Так как Неве оказывал Иван Васильевичу помощь, то следователи причислили
        его к католической группе заключенных и обвинили в том, "что будучи членом
        католической группы русско-католической контрреволюционной организации получал
        материальную помощь от Неве, а также участвовал на нелегальных собраниях
        группы".

        Виновным себя в предъявленном обвинении Иван Васильевич не признал
      Места заключения
        Москва, Бутырский изолятор 
        Год начала 1935 
        День начала 23 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1935 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 4 
        Во время следствия содержался в Бутырском изоляторе
        Красноярский край, Пировский р., с.Игнатово 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1937 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 10 
      Аресты
        Красноярский край, Пировский р., с.Игнатово 
        Год ареста 1937 
        День ареста 9 
        Месяц ареста 10 
        Был арестован в ссылке.
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Красноярскому краю 
        05/02/1938 
        Обвинение "восхвалял врагов народа и клеветал на ВКП(б) и советскую власть, дискредитировал стахановское движение и Конституцию Советского Союза, распространял к-р провокационные слухи, проводил к-р агитацию..." 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел, лично принадлежащее ему имущество конфисковать 
        И.В.Попов был необоснованно обвинен в том, что
        "находясь в ссылке, вновь возобновил свою контрреволюционную деятельность,
        среди населения систематически проводил агитацию против существующего строя,
        дискредитируя стахановское движение и Конституцию СССР, распространяя клевету
        на руководителей партии. В постановлении об избрании меры пресечения
        говорилось, что И.В.Попов, "будучи враждебно настроен к существующему строю,
        ведет контрреволюционную агитацию среди населения проповедуя и восхваляя к/р
        фашистские взгляды в к/р целях извращая события СССР. Восхваляет монархический
        строй".

        Виновным в предъявленном обвинении Иван Васильевич не признал,
        показания свидетелей на очных ставках отверг
    Кончина
      1938 
      День 8 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Красноярский край, г.Енисейск 
      Приговор был приведен в исполнение 8 февраля 1938г. в 21 час.
      Сведений о месте захоронения не имеется.
      Все знавшие Ивана Васильевича отзывались о нем, как о простом и добром
      человеке, истинном служителе Церкви, смиренном труженике, благоговейном
      молитвеннике, воздержаннике и девственнике — настоящем монахе в светском
      звании, который говорил о себе:
           "Для меня в жизни самое основное интересы Святой Церкви и родной мне
            Академии, которая воспитала меня, дала образование и поставила на ноги.
            Я всем обязан ей и благодарен до смерти"
    Канонизация
      Мученик Иоанн Попов 
      Дата 30/07/2003 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 30 июля 2003г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 26.01 
          Новый стиль 08.02 
          день мученической кончины (1938г.) 
          ТРОПАРЬ, глас 2:
          Возшед на гору истиннаго богопознания,/ сокровище Духа Святаго
          восприял еси,/ богоносных же отцев глаголы изъясняя,/
          непорочному житию их подражал еси/ и кровию твоею Церковь
          Русскую украсил еси./ Темже, Иоанне мучениче преславне,/ моли
          Христа Бога о чтущих память твою,/ да спасет души наша.
          КОНДАК, глас 6:
          Христа всем сердцем возлюбив,/ образ нам явил еси/ словом,
          житием, терпением,/ верою, упованием, любовию;/ страданием же
          святых последовав,/ венец мученический приял еси./ И ныне, во
          славе Пресвятей Троице предстоя,/ добропобедне Иоанне,/ моли
          спастися душам нашим.
    Реабилитация
      1
        Дата 28/06/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Красноярского края 
        По году репрессий 1938 
      2
        Дата 11/05/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура СССР 
        По году репрессий 1935 
      3
        Дата 19/02/1992 
        Кем реабилитирован Помощник Генерального Прокурора РФ 
        По году репрессий 1925 
    Публикации ->
      1.Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.200–202.
      2.Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920–1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись.
      3.Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Т.II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч.4 "Сотрудники Академии в 1901–1919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись.
      4.Емельянов Н.Е. За Христа пострадавшие// Татьянин день. 1998. Март. N 20. С.13.
      5.Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.83–84.
      6.Волков С. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской Духовной Академии (1917–1920). М.; СПб., 1995. С.81,91,93,95–96,121,194.
      7.Голубцов С.А., протодиак. Стратилаты академические. М., 1999. С.171–217.
      8.Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016+32 с. илл. С.400, 458, 459, 552, 615–617, 625, 626–628, 631, 632, 635–638, 641–643, 645.
      9.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.580, 781.
      10.Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
      С сайта взята только икона
    Документы ->
      1. Обвинительное заключение по следственному делу N976 по обвинению Барыкова и др.
      2. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-40838.
      3. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-34383.
      4. Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д.П-18234.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL