Рукоположение
      священник 
      1930 
      День 20 
      Месяц 1 
    Служение
      Тверская губ., Ржевский у., с.Кокоша 
      священник 
      Год начала 1930 
      День начала 20 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1936 
      Калининская о., Каменский р., с.Баранья Гора 
      священник 
      Год начала 1936 
      Год окончания 1937 
      День окончания 9 
      Месяц окончания 10 
    Аресты
      Калининская о., Каменский р., с.Баранья Гора 
      Год ареста 1937 
      День ареста 9 
      Месяц ареста 10 
      По данным [4] был арестован 17 октября 1937г.
      Власти пытались закрыть храм в с.Баранья Гора.
      На всякий случай о.Николай стал присматривать место, куда бы он мог перейти
      служить.
      В августе 1937г. прихожане села Борзыни написали ему, что хотели бы пригласить
      его служить к себе в храм.
      О.Николай посетил село, послужил здесь на дому у одной монахини
      и нескольких колхозниц. После этого, давая свое согласие перейти к ним в храм,
      написал прихожанам:
           
      "Возвратившись из села Борзыни и обдумав все, что я там слышал,
            заключаю, что народ церковью дорожит, церковь любит и рад бы принести
            пользу, и не откажется хлопотать и жертвовать... Я очень опасаюсь, что
            Борзынский приход захватят обновленцы, а это равносильно закрытию храма".

      9 октября 1937г. о.Николай написал прошение архиепископу Тверскому о
      переводе его в храм села Борзыни.
      Но уже 8 октября 1937г. исполняющий обязанности начальника Борзынского
      отделения НКВД писал начальнику Каменского районного отделения НКВД:
           "Сообщаю, что 8 октября 1937 года в религиозный праздник Сергиев день
            в село Борзыни явился незнакомый священник, который остановился
            у монашки, принимал участие в богослужении, после чего собирал верующих,
            по каким вопросам, нами не установлено.
            При проверке личности нами установлено, что этот человек является
            священником Бараньегорской церкви Каменского района, Раевским Николаем
            Васильевичем.
            Несмотря на то, что в селе Баранья Гора он служит священником 8 месяцев,
            по паспорту он не прописан.
            В беседе с членами ВКП(б) Малолетковым и Сениным, которые зашли
            на квартиру монашки под предлогом снять временно квартиру на жительство,
            Раевский сказал им:
               "Если бы не советская власть, вы были бы лучшими монахами и принесли бы
                большую пользу".
            Сообщаю все это для проверки личности Раевского и принятия мер".

      На следующий же день, 10 октября 1937г. о.Николай был арестован и заключен
      в Осташковскую тюрьму.
    Осуждения
      тройка при УНКВД по Калининской обл. 
      01/11/1937 
      Обвинение "антисоветская деятельность" 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Через день после ареста о.Николай был допрошен. Из протокола допроса:

         "— Кого вы имеете из родственников за границей и чем они занимаются?

          — Из родственников за границей у меня никого не было и нет.

          — Кого и где вы имеете из родственников в СССР, чем они занимаются и
            какая у вас с ними связь?

          — ...Имею сыновей. Связи у меня с ними родственные, во время отпусков
            приезжают ко мне, имею с ними письменную связь.
            Имею родного брата Леонида Васильевича Раевского, служил священником....
            В 1932 году он был осужден на пять лет... Наказание отбыл...
            Имею двоюродную сестру, проживает со мной с 1922г. в качестве домохозяйки.

          — В какой контрреволюционной организации или группировке состояли и состоите
            в данное время и какую контрреволюционную деятельность проводили?

          — В контрреволюционной организации или группе я не состоял и не состою.

          — Какая контрреволюционная агитация, среди кого, где и с какой целью вами
            проводилась?

          — В 1930г. ... я служил в с.Кокоша Ржевского района и призывал посещать
            богослужения, одновременно давая наставления верующим, как нужно вести
            борьбу за то, чтобы не закрыли храм и продолжалась в нем служба.
            По приезде в село Баранья Гора в феврале 1937г. я также активно призывал
            колхозников прихода посещать церковь.
            1 сентября 1937г. в религиозный праздник меня пригласила жительница
            деревни Кашуево послужить у нее, что я и сделал. После службы она
            пригласила меня остаться выпить чаю, на что я дал согласие, и между нами
            был разговор, и я говорил, что нет никакой пользы в колхозе работать,
            все равно государство весь хлеб отберет, а колхозники как были без хлеба,
            так и останутся.
            Во время разговора никого в доме не было, а после разговора я сказал
            хозяйке, чтобы она обошла дома верующих и сказала им, чтобы
            они не шли на полевые работы в праздник, а чтобы шли в церковь.
            В это время пришли к ней под окно трое жителей и просили меня отслужить
            молебны у них в домах. Я им ответил, что служить я сейчас не могу, не
            имею права, и одновременно дал указание, как нужно им получить от
            советских органов разрешение на право службы по домам.
            В 1937г. в августе месяце граждане из деревни Вязьмицы, фамилии их не знаю,
            пригласили меня приехать в село Борзыни на 7 октября с целью ознакомиться
            с приходом и местоположением, а затем, если понравится, остаться служить
            у них в приходе, на что я дал согласие ознакомиться с местом и людьми.
            И пришел к заключению, что жители готовы активно посещать богослужения
            в Борзынском приходе, но было уже поздно, так как место было занято
            другим священником. Это несмотря на то, что я давал советы верующим села
            Борзыни, что нужно делать, чтобы меня перевели к ним и чтобы церковь
            не оставалась в руках обновленцев.

          — Признаете ли вы себя виновным в проводимой вами контрреволюционной
            агитации среди граждан села Баранья Гора и вашего прихода?

          — Я признаю себя виновным лишь в том, что я в своей душе обижался на
            советские органы за то, что меня облагали большими налогами, чего
            не было раньше, в царское время, но свое недовольство я никому
            не высказывал и в контрреволюционной агитации среди граждан
            Бараньегорского прихода виновным себя не признаю".

      Из показаний "свидетельницы" (счетовода сельпо):
           "Раевский, зайдя к гражданке Муравьевой, говорил, что нет никакой пользы
            в колхозе работать, все равно весь хлеб отберет государство, а колхозникам
            ничего не останется, говорил, чтобы "Муравьева прошла по домам
            церковников-колхозников и сказала, чтобы они пошли лучше в церковь".
            За это член сельсовета составила на священника акт и передала в райком,
            который постановил оштрафовать о.Николая на сто рублей".

      26 октября 1937г. было составлено обвинительное заключение и решено направить
      "дело" на рассмотрение "тройки".
      1 ноября "тройка" постановила расстрелять о.Николая
    Места заключения
      Калининская о., г.Осташков, тюрьма 
      Год начала 1937 
      День начала 17 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1937 
      День окончания 3 
      Месяц окончания 11 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ