Служение
Саратовская о., г.Пугачев (бывший г.Николаевск), Воскресенский кафедральный ("новый") собор
протоиерей
Должность священник 2 штата, с весны 1930г. благочинный 10-го округа (Перелюбского р.)
Год начала 1926
Год окончания 1930
В Пугачеве о.Сергий снял квартиру.
В соборе в штате было, считая о.Сергия, два священника, диакон и два
псаломщика. Настоятелем был о.Александр Моченев. Псаломщик Михаил Васильевич
Емельянов служил с настоятелем. Одновременно он был регентом. С о.Сергием
служил другой псаломщик, Димитрий Васильевич Жаров.
В городе было два собора, прозванные "Старым" и "Новым".
О.Сергий старался устранить недостатки, с которыми столкнулся, начав
службу в соборе. О.Сергий требовал от псаломщиков благоговейного
поведения в алтаре, не допускал разговоров во время богослужения. С
настоятелем, о.Александром Моченевым, у о.Сергия установились хорошие
отношения. Никогда не было соперничества.
Вознесенский женский монастырь на окраине Пугачева был еще до 1927г.
обращен в тюрьму. Весной 1927г. церковь монастыря тоже была закрыта.
Но несколько монахинь еще жили по своим кельям и, чем могли, помогали
заключенным. Через них о.Сергий помогал заключенным священникам, в том
числе о.Иоанну Тарасову и о.Федору Сысоеву, которых к тому времени
арестовали.
В 192728гг. в тюрьме г.Пугачева находилось очень много священнослужителей.
О.Сергий принимал активное участие в организации помощи и передач
заключенным в тюрьму, особенно духовенству.
В 192728гг. усилилось наступление властей против Церкви. Безбожники,
которых поддерживали власти, стали затевать диспуты с верующими.
Зимой 1928г. председатель городского Союза безбожников Бочкарев предложил
о.Сергию выступить с докладом о происхождении религии на диспуте под названием:
"Есть ли Бог?".
О.Сергий решил согласиться и выступить. О.Сергий говорил, что безбожие
это тоже вера, не основанная на доказательствах.
О.Сергий приводил слова М.В. Ломоносова:
"Наука и религия есть родные
сестры, дщери Всевышнего Родителя. Они никак между собой в распрю прийти не
могут, разве кто... для показания своего мудрования на них вражду всклепляет".
О.Сергия на диспуте поддержал о.Николай Амасийский, сын епископа Николая.
Диспут взбудоражил весь город.
Организовали второй диспут. Бывший миссионер Мурзалев на втором
диспуте опять богохульствовал, да еще насмехался: "Вот, я
богохульствую. Так почему же Бог меня не наказывает? Если Он есть,
пусть Он меня сейчас накажет!". Верующие, обсуждая эти слова,
возмущались: "Командовать Господом Богом вздумал! Требует, чтобы
сейчас его наказали! А Господь и Сам знает, когда наказать". Через
короткое время Мурзалев умер ужасной смертью, замерзнув в сугробе при
слабом морозе, заблудившись совсем недалеко от дома. "Бог поругаем не
бывает", говорили люди.
На следующий диспут, к которому подготовился о.Сергий, безбожники побоялись
явиться. И вообще, постепенно диспуты прекратились, т.к. власти перестали
устраивать их.
Летом 1929г. в Пугачев вернулся из ссылки епископ Павел
(Флеринский). Епископ Павел ценил и уважал о.Сергия и о.Александра,
часто советовался с ними по разным запутанным вопросам. Они заходили
к нему почти ежедневно по окончании службы. Епископ, шутя, говорил о
них: "Моя консистория".
Летом 1929г. в ссылку в Пугачев прибыл, не имея практически ничего,
30-летний священник о.Николай Авдаков. До этого он был в лагере в
Соловках. Владыка Павел и о.Сергий,приняли горячее участие в его
судьбе, помогли ему устроиться на место псаломщика в "Старый" собор.
В начале 1930г. о.Сергий, как и о.Александр Моченев, получили вызов в
комиссию по хлебозаготовкам. Им предложили сдать по 10 пудов зерна.
На комиссии о.Сергий держался спокойно, даже шутил. Это количество зерна
удалось купить, потратив все средства, в том числе и
отложенные на уплату налога. Это означало короткую отсрочку. Во второй раз
назначили 5 пудов. Их купить было не на что.
Потянулись тяжелые дни ожидания конца. Утром, уходя в церковь,
о.Сергий одевался потеплее и, как перед долгой разлукой, прощался с семьей.
Не всегда опись имущества предшествовала аресту, случалось, и наоборот.
Могло случиться, что священника брали из церкви или с дороги. Возвращаясь,
о.Сергий спрашивал: "Все благополучно?"
В конце Рождественского Поста, незадолго до Рождества 1930г., "комитет
бедноты" принял постановление произвести опись дома и имущества о.Сергия.
Вскоре, весной 1930г., о.Сергия с семьей выселили из дома и забрали все
имущество, которое значилось в описи.
Весной 1930г. епископ Павел назначил о.Сергия благочинным дальнего, 10-го
округа, который находился в Перелюбском районе. Множество священников было к
тому времени арестовано, стало нехватать духовенства. Епископ Павел сказал
о.Сергию: "До сих пор я берег вас, не отрывал от занятий апологетикой, а
теперь больше нет такой возможности. У о.Александра и так уже три округа,
больше его нельзя загружать, а в самом округе некого назначить".
О.Сергий решил объехать свой округ и посмотреть, что там
делается. Этот шаг мог грозить о.Сергию арестом. Епископ Павел не отклонил
план о.Сергия, но и не настаивал на поездке.
Посещение благочинного подняло дух верующих, дало понять, что
не все еще потеряно, что церковная жизнь не умерла. О его приезде сразу же
узнавало все село, на квартиру, где он останавливался, сходились те, кто
остался на свободе из ревнителей православия, начинались рассказы.
Церкви везде были закрыты. Были разрушенные, были занятые под зерно или под
клубы, и просто запертые за неимением священников. Когда закрывали церковь,
то рубили и выбрасывали иконы и срывали облачения с престола.
О.Сергию удалось найти два или три антиминса, сбереженные прихожанами.