Места проживания
Саратовская о., г.Камышин
Год начала 1933
День начала 16
Месяц начала 2
Год окончания 1934
День окончания 1
Месяц окончания 10
В Камышине о.Иоанн с матушкой и протодиакон Михаил Захаров поселились у Дарьи
Алексеевны Фунтиковой. У нее также жил высланный с Украины епископ Иоасаф (Попов).
В сентябре 1934г. к ним прибыл по окончании Казахстанской ссылки архиепископ
Прокопий (Титов).
В Камышине Владыка Прокопий, епископ Иоасаф и о.Иоанн также организовали
домашнюю церковь. Вокруг них собрались истинные сторонники Православия.
Образовалась группа последователей "Истинно-Православной Церкви", которая
оказала большое нравственное воздействие на жителей Камышина.
Связь с Херсонской епархией не прерывалась. Письма передавались через монаха
Афанасия (Стореуса). Передавались и пожертвования, на которые жили ссыльные
священнослужители
Аресты
Саратовская о., г.Камышин
Год ареста 1934
День ареста 1
Месяц ареста 10
В связи с организацией домашней церкви, органы НКВД стали искать поводы для
очередного ареста священнослужителей. Приехавший в Камышин священник о.Георгий
Чудновский, под давлением НКВД, дал необходимое для ареста лжесвидетельство, и
1 октября 1934г. о.Иоанн Скадовский, архиепископ Прокопий (Титов),
епископ Иоасаф (Попов) и священник Евстафий Маркович Нориц, приехавший
из Харькова, были арестованы, как и сам о.Георгий Чудновский.
Осуждения
Особое Совещание при УНКВД СССР
17/03/1935
Обвинение "контрреволюционная пропаганда, принадлежность к ИПЦ ("Истинно-Православной Церкви"), нелегальные богослужения на дому"
Приговор 5 лет ссылки в Каракалпакию
Групповое дело "дело архиепископа Прокопия (Титова), епископа Иоасафа (Попова), священника Иоанна Скадовского и священника Евстафия Норица, г.Камышин, 1935г."
О.Иоанн на допросах вел себя с удивительным мужеством и бесстрашием.
На вопрос следователя, чем он занимался в Камышине, он ответил, что "ничем
определенным не занимался, а существовал на то, что собирал милостыню".
Кроме того, из Херсона ему присылали посылки. Работать он не пошел потому,
что "стар и болен, и кроме того поступив на какую-нибудь ответственную работу,
тем самым должен был бы содействовать утверждению социалистического строя,
который враждебен Церкви".
О.Иоанн подробно отвечал на вопросы следователя, о том, как он
представляет себе социально-политический строй в виде теократического
государства, что он думает о политическом устройстве дореволюционной России.
Из протокола допроса:
"Дореволюционный строй России близок моим представлениям об идеальном
общественном строе, и я являюсь его сторонником.
Должен однако оговориться: во-первых, если я являюсь сторонником
Российской монархии, то это не значит, что я сторонник монархии вообще.
Я сторонник такой монархии, в которой монарх является именно помазанником
Бога...
Во-вторых, являясь сторонником российского монархического строя, я отнюдь
не являюсь сторонником тех извращений и искажений лежавшей в его основе
идеи, которые имели место на практике. ... Извращения эти являлись
результатом исторического падения нравственности в России, приведшей
в конце концов к появлению в России враждебных монархии политических
течений и образованию антимонархических партий социал-демократов,
социал-революционеров и так далее и к свержению монархии революцией".
Из протокола допроса:
" Считаете ли Вы, что каждый последователь "Истинно-Православной Церкви"
должен являться сторонником российской монархии?
Да, я считаю.
Считаете ли Вы, что для последовательного сторонника ИПЦ недопустимо
лояльное отношение к советской власти?
Да, истинный последователь Православной Церкви не может относиться
лояльно к советской власти, не может вступать в какие-либо компромиссы
с ней, участвовать в советском строительстве.
ИПЦ, и Вы, как ее представитель, ставите своей задачей увеличение
числа последователей ИПЦ?
Да, Православная Церковь и я, как ее последователь, ставим своей
задачей распространение нашего учения и увеличение числа истинных сторонников
Православной Церкви... Должен сказать однако, что непосредственную задачу
увеличения числа монархистов и вообще политических задач я не преследую."
Обвинений в контрреволюционной пропаганде о.Иоанн не признал
Места заключения
Узбекская ССР, Каракалпакская АССР, г.Турткуль, Чимбайская, 40
Год начала 1935
Год окончания 1937
День окончания 24
Месяц окончания 8
В г.Турткуле архиепископ Прокопий, о.Иоанн и матушка Екатерина Владимировна
организовали на своей квартире домашнюю молельню, доступную для местных жителей.
Те, кто внушал доверие и внутренне был расположен к православию, находил в
лице исповедников деятельное участие и духовную поддержку.
Жили ссыльные по-прежнему на пожертвования из Херсонской епархии.
О.Иоанну оказывала также помощь родная тетя Ольга Львовна Скадовская-Пикар,
проживавшая в Англии в г.Манчестере и регулярно высылавшая ему небольшие
денежные переводы. Органы НКВД воспользовались этим, как одним из поводов,
чтобы арестовать священнослужителей, хотя во избежание неприятностей о.Иоанн не
переписывался с Ольгой Львовной, ограничиваясь лишь уведомлениями о получении
денег