[back][up level][first][previous][next][last]
    Рукоположение
      епископ 
      1922 
      День 17 
      Месяц 11 
      Место Уфимская губ., г.Златоуст 
      Кто рукоположил епископ Андрей (Ухтомский), епископ Златоустовский Николай (Ипатов) 
      Его хиротония в епископа Бирского, викария Уфимской епархии, была совершена
      4/17 ноября 1922г. в г.Златоусте епископом Андреем и епископом Златоустовским
      Николаем, отказавшимся от подчинения ВЦУ
      [6] (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.3–3об.,8.)
    Служение
      Уфимская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Бирский, викарий Уфимской епархии 
      Год начала 1922 
      День начала 17 
      Месяц начала 11 
      С 4/17 ноября 1922г. Трофим (Якобчук) — епископ Бирский, викарий Уфимской епархии.
      Он сыграл ведущую роль в борьбе с обновленчеством, в охранении Православия
      в Уфимской епархии.
      9 декабря 1922г. владыка Андрей (Ухтомский) был арестован и в тот же день отправлен
      в Москву, однако избранную линию по защите Православия продолжили остававшиеся
      на свободе викарии, совершившие по благословению правящих архиереев пять
      хиротоний для Уфимской и три для Томской и Екатеринбургской епархий, — т.н.
      "тайные", или "ночные", хиротонии, впоследствии признанные св.Патриархом Тихоном.
      11 декабря 1922г., на второй день после ареста преосвященного Андрея,
      епископ Трофим совместно с епископом Стерлитамакским Марком (Боголюбовым)
      рукоположил игумена Аввакума (Боровкова) во епископа Староуфимского,
      а 12 декабря — иеромонаха Иоанна (Пояркова) во епископа Давлекановского,
      выдвинутых советом Союза приходов.
      Таким образом составился "малый Собор" православных епископов, каждый из которых
      управлял определенной частью епархии.
      Владыка Трофим, по-видимому, являлся главой этого собора православных викарных
      епископов.
      В конце декабря 1922г. преосвященный Аввакум был арестован,
      а 3 января 1923г. епископы Трофим (Якобчук) и Иоанн (Поярков) рукоположили
      иеромонаха Петра (Гасилова) во епископа Нижегородского (по названию слободы
      на южной окраине Уфы).
      В январе канцелярия, бывшая в распоряжении "малого Собора" православных архиереев,
      прекратила свое существование, и преосвященный Трофим выбыл из Уфы
      в Бирскую епископию.
      Во второй половине февраля 1923г. вместе с епископом Кушвинским Иринеем (Шульминым)
      он рукоположил на кафедры в села Бирского кантона архимандритов
      Серафима (Афанасьева) — во епископа Аскинского и Вениамина (Фролова) —
      во епископа Байкинского [6] (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.3–4.).
      Тем временем положение обновленцев укреплялось.
      24 марта 1923г. в Москве во епископа Уфимского ВЦУ был хиротонисан обновленческий
      протоиерей Николай Орлов.
      В ожидании прибытия в Уфу обновленческого архиерея от ВЦУ 14/27 марта 1923г.
      преосвященный Трофим и другие православные викарии обратились
      к верующему народу с особым воззванием от имени Освященного собора
      епископов Уфимской епархии "Возлюбленным верным чадам Св.Христовой Церкви".
      Первой под документом стояла подпись епископа Трофима.
      Автокефальные епископы дали строго православную каноническую оценку ВЦУ,
      предостерегли паству от какого бы то ни было общения с лжеепископом-обновленцем:
            
      "Неканоничность ВЦУ заключается в том, что группа обновленческого
             духовенства захватила самочинно власть в церкви, пользуясь арестом
             Святейшего Патриарха, не получив на это уполномочия от Высшей
             Церковной иерархической власти, между тем Святейшим Патриархом
             во главе церковного управления, грамотой от 3 мая 1922г. был поставлен
             митрополит Ярославский Агафангел, до созыва Собора (послание митрополита
             Агафангела от 5–18 июня 1922 г. N 214)...
             Епископ, поставленный Высшим Церковным Управлением, властью незаконной
             и неканоничной, должен быть лишен всякого доверия и иметь с ним
             какое бы то ни было общение как с епископом греховно и гибельно,
             как с лицом, присвоившим себе Архиерейскую власть, и всякий священник
             или клирик, признавший его "епископом" тем самым становится врагом Церкви
             Христовой...
             Умоляем вас, сохраните православное исповедание свое в чистоте и ненарушимо,
             не будьте изменниками св. Матери Церкви и Господу своему.
             Не убойтесь угроз и насилий, исповедничество ваше пусть будет не на
             словах только, но на деле...
             В изгнании и заточении сущих за веру святую, за чистоту правил церковных

             — целуем, как исповедников святых" [6]
               (Архив УФСБ РФ. по Республике Башкортостан. Д.209.20193. Л.79–80об.).
      Известно еще об одном воззвании — самого епископа Трофима к пастве, —
      также направленном против обновленчества в целом и предупреждавшем паству
      от общения с обновленческим духовенством и возглавляющим его лжеархиереем;
      в нем были слова, отсутствующие в воззвании соборном:
            "Епископ, взошедший на кафедру с помощью гражданской власти,

             — есть церковный прелюбодей" [6] (Зеленогорский М. Жизнь и деятельность
                архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 1991. С.301.).
      Эти воззвания имели огромное влияние на верующий народ.
      В письме св.Патриарху мирянин Иван Рождественский писал:
            "Народ его [обновленческого "епископа" Николая Орлова] не признает...
             ни уважением, ни популярностью среди верующих он не пользуется"
             [6] (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.8об.).
      Освобождение 25 июня 1923г. Святейшего Патриарха из-под ареста прекратило
      период автокефального управления Уфимской епархией.
      Среди прочих приветствий Первосвятитель Тихон получил письмо от преосвященного
      Трофима (Якобчука) с его подписью, официально заверенной уполномоченным уфимских
      православных приходов:
             "Благостная весть об освобождении Вас от уз заключения достигла и
              далекой Уфы, наполнив неизреченной радостью сердца всех верующих,

              — объединившихся в особое объединение, чуждое каких-либо обновленческих
              тенденций. Свидетельствуем полную солидарность с Вами, своим законным
              главою, Святейший Патриарх, в деле устроения вверенной Вам Богом паствы
              православной и твердо уповаем, что Вами будут приняты самые неотложные
              меры к прекращению раздоров и нестроений, раздирающих Св.Церковь
              Отечества нашего. Вознося горячие молитвы Вседержителю о мире всего
              мира и благостоянии святых Божиих церквей, выражаем живейшую уверенность,
              что Ваше Святейшество не отклонит усерднейшей просьбы нашей
              о немедленном возобновлении с нами официального и фактического общения,
              прерванного, к величайшему огорчению нашему, по Воле Божией,
              в силу обстоятельств. Просим принять наши преискреннейшие
              молитвенные пожелания о ниспослании Вам Свыше сил
              "собрати расточенныя: да будет едино стадо и един пастырь".
              Молим Всемогущего Бога: да под мудрым водительством Вашим, Святейший
              Патриарх, Матерь наша — Церковь — утешится, очистится, укрепится,
              процветет и возсияет, — та Церковь, которой, по слову Спасителя
              Господа Нашего Иисуса Христа, "врата адовы не одолеют""
                 [6] (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.9–9об.).
      Вскоре после этого, не позднее 15 июля 1923г., "ввиду стеснений от обновленцев",
      епископ Трофим, а также епископ Серафим были вынуждены "выбыть" за пределы
      епархии. Под "стеснениями" надо понимать насильственные действия со стороны
      гражданской власти, и хотя сведений об аресте в 1923г. епископа Трофима нет,
      в тексте первого его допроса в 1937г. приведены его слова (в редакции следователя):
             "Признаюсь, что со дня революции при появлении Советской власти
              я возненавидел эту власть как власть насилия.
              Враждебное настроение, скрытое во мне, порою прорывалось наружу, что,
              безусловно, было замечено доброжелателями Советской власти и
              на основании их донесений я с 1922г. скитался по ссылкам" [6]
              (Архив УФСБ по Республике Карелия. Д.П-12581. Л.10.).
      В указании даты "c 1922г.", вероятно, несомненная ошибка, следует читать: "с 1923г." [6]
      Оренбургская епархия 
      епископ 
      Должность управляющий 
      Год начала 1923 
      День начала 24 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1923 
      День окончания 13 
      Месяц окончания 12 
      По сведениям каталогов митр.Мануила Лемешевского и М.Губонина
      11(24) августа 1923г. епископ Трофим (Якобчук) стал временно управляющим
      Оренбургской епархией, которую возглавлял до 13 декабря 1923г. [1],[2],[6]
      Симбирская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Сызранский 
      Год начала 1923 
      День начала 14 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1924 
      День окончания 18 
      Месяц окончания 5 
      По данным каталогов митр.Мануила Лемешевского и М.Губонина,
      с 18 (30?) ноября/14 декабря 1923г. владыка возглавил Сызранскую кафедру,
      на которой пребывал до 5(18) мая 1924г.
      Ярославская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Ростовский, временно управляющий Ярославской епархией 
      Год начала 1924 
      День начала 18 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1924 
      Месяц окончания 11 
      С 5/18 мая 1924г. епископ Трофим был временно управляющим Ярославской епархией.
      Приблизительно с того же времени он являлся епископом Ростовским, викарием
      Ярославской епархии.
      В "Списке канонических архиереев, проживающих в России на август 1924г.",
      составленным иподиаконом Николаем Кирьяновым и правленным Святейшим
      Патриархом Тихоном, преосвященный Трофим указан как епископ Ростовский,
      викарий Ярославской епархии [6] (Материалы по истории русской иерархии: статьи и
      документы. М., 2002. С.199.).
      К концу ноября 1924г. епископ Трофим уже находился без дел управления
      (как и сообщает митрополит Мануил Лемешевский), проживал в Москве на покое.
      В "Списке архиереев, проживающих в г.Москве" от 26 ноября 1924г.,
      поданным Патриархом Тихоном начальнику VI отделения СО ОГПУ Е.А.Тучкову,
      указан епископ "Трофим, бывший Ростовский". [6]
         (Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам
      Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С.385.).
      Однако, нумеруя архиереев в поданном Патриархом документе, Тучков не проставил
      номер рядом с именем бывшего Ростовского владыки и, более того, вообще
      зачеркнул его. Это позволяет думать, что вскоре после 26 ноября
      епископ Трофим из Москвы "выбыл" [6]
    Места заключения
      Хабаровск (ссылка) 
      Год начала 1924 
      Точных сведений о месте пребывания и служения епископа Трофима после 1924г.
      не имеется [6].
      В содержащем неточности "Списке православных епископов, подвергшихся гонениям
      до 1-го марта 1930 г.", составленном неизвестным автором и переданном
      Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, указано:
             "Трофим, епископ бывший Бирский, в 1924–1927гг. находился в ссылке
              в Хабаровске. [6] (ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.89.)

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ