[back][up level][first][previous][next][last]
    Рукоположение
      епископ 
      1924 
      День 6 
      Месяц 4 
      Место Варшава 
      24 марта/6 апреля 1924г. в Варшаве состоялась
      хиротония архимандрита Симона во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии
      Польской автокефалии
    Служение
      Волынская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Кременецкий, викарий Волынской епархии, настоятель Кременецкого Богоявленского монастыря, ректор Волынской Духовной Семинарии 
      Год начала 1924 
      День начала 6 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1926 
      День окончания 1 
      Месяц окончания 1 
      Одновременно с викариатством в епархии епископ Симон продолжал исполнять
      должности ректора Волынской Духовной Семинарии и настоятеля Кременецкого
      Богоявленского монастыря.
      Действия польских иерархов, направленные на самочинное получение автокефалии,
      были решительно осуждены освобожденным из заключения Патриархом Тихоном.
      Польскими иерархами предпринимались попытки введения нового стиля, объявлено было
      о переходе на григорианский календарь, против чего выступил и епископ Симон,
      и новый стиль польскими церковными властями введен не был.
      Епископ Симон занимался обозрением церквей и приходов.
      Летом 1924г. во время первой поездки по приходам, Владыку Симона торжественно
      и радостно встречали с цветами.
      Он благоговейно совершал богослужения. Проповедовал, задушевно беседовал
      с пастырями, часто посещал Почаевскую Лавру и другие монастыри Волыни.
      По воспоминаниям современников:
          
      "Владыка Симон создавал около святого алтаря такую небесную атмосферу, что
           все ученики чувствовали себя как "херувимы, тайно образующе"".
      Иерей Виталий (Сагайдаковский) при рукоположении услышал слова Владыки Симона
      и на всю жизнь запомнил их:
          "Будь мужественным, исповедуй истину, хотя бы против тебя стоял целый мир".
      Но уже с 1924г. начал набирать силу украинский церковный РУХ, ставивший своей
      целью всеобщую украинизацию Церкви. Епископ Симон сопротивлялся попыткам украинизации
      и полонизации ПЦП.
      Он стал членом Кременецкого русского отделения "Русского благотворительного
      общества", которое занималось сбором пожертвований в помощь неимущим. Существенную
      часть своего архиерейского жалования епископ Симон тратил на обеспечение неимущих
      семинаристов. Некоторым он обеспечивал обучение не только в семинарии, но и
      в Варшавском университете.
      Владыка старался духовно окормлять большую часть волынских гимназий, где преподавание
      велось на русском языке, был частым гостем культурных вечеров, которые устраивали
      учащиеся Варшавской русской гимназии.
      В середине 1920-х гг. правительство предприняло попытку полонизации семинарии.
      Жесткая отрицательная позиция епископа Симона по вопросу полонизации не нашла
      поддержки у большинства иерархов ПЦП. В это же время был написан донос митрополиту
      Дионисию (Валединскому) с требованием убрать "епископа-москаля" и поставить
      на Волынь украинца.
      1 января 1926г. епископ Симон сложил с себя должность настоятеля Кременецкого
      монастыря, а также викариатство в епархии и ректорство в Духовной Семинарии
      Гродненская губ., мест.Жировичи, Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь 
      епископ 
      Должность настоятель 
      Год начала 1926 
      День начала 1 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1926 
      День окончания 12 
      Месяц окончания 11 
      Как только начались проблемы со здоровьем, он почти на год удалился в Жировичский
      монастырь Гродненской епархии, получив там должность настоятеля
      Волынская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Кременецкий, викарий Волынской епархии 
      Год начала 1926 
      День начала 12 
      Месяц начала 11 
      12 ноября 1926г. епископ Симон был восстановлен в звании епископа Кременецкого,
      викария Волынской епархии, настоятеля Богоявленского Кременецкого монастыря и
      ректора Волынской Духовной Семинарии.
      Эти годы пастырства были осложнены требованиями паствы об украинизации богослужения
      и о допущении светских лиц контролировать внутрицерковные процессы.
      Владыка Симон заслужил репутацию "москвофила" и убежденного противника униатства
      и полонизации.
      С 1926г. до весны 1934г. владыка Симон постоянно возглавлял заседания
      учрежденного им 1 января 1926г. для развития миссионерского дела на Волыни
      Волынского епархиального Миссионерско-Законоучительского комитета.
      По инициативе владыки Симона переиздавались книги "Правда об унии", "Правда о
      Римской Церкви" и др. материалы по истории униатского вопроса для того, чтобы
      православные священники были в нем более грамотны, чем католические миссионеры.
      Сам владыка Симон был выдающимся антиуниатским проповедником.
      К 1927 году в Польше усилилось очередное наступление на права Православия,
      взят был курс на изъятие православных храмов, которые когда-то были переданы униатам.
      15–17 июня 1927г. под руководством епископа Симона состоялось Волынское Епархиальное
      Собрание, в котором приняли участие несколько десятков волынских православных
      священников, церковные старосты, общественные деятели, которое решительно
      осудило попытки украинизации Церкви, признало недопустимым разрешение внутрицерковных
      вопросов светскими людьми, богослужебным языком должен был оставаться церковнославянский.
      При этом признавалась необходимость грамотного перевода богослужебных книг
      на украинский язык и издание полноценного официального печатного органа Волынской епархии
      на украинском языке.
      В октябре 1927г. владыка Симон присутствовал еще на одном Волынском Епархиальном
      Собрании. Украинизация в Польше стала походить на насильственную кампанию,
      ведущую к внутрицерковным раздорам и даже расколу.
      В 1928г. происходили переговоры между иерархами ПЦП и активистами-украинизаторами,
      которые не привели к компромиссу.
      В июне 1929г. католические священники подали в суды Варшавы, Вильно, Гродно, Бреста
      и всех городов Волыни заявления с требованием передачи католикам 724 православных
      храмов и ряда монастырей, среди них — Почаевская Лавра.
      Православные, а вместе с ними и епископ Симон, начали действия по защите своих храмов.
      На Пасху 1930г. в Почаевскую Лавру прибыло 48 крестных ходов, насчитывающих около
      40 тысяч молящихся. Был экстренно созван Епархиальный съезд духовенства, который
      обратился к верховной польской власти с просьбой приостановить иск Римской курии
      и защитить законное наследие православных. Было написано специальное послание
      в Лигу Наций с извещением о творимых в Польше несправедливостях.
      Епархиальный съезд православного духовенства поручил епископу Симону поездку по
      епархии, чтобы призвать православное население к энергичной защите своих святынь.
      Но все же около 500 храмов и монастырей было отнято у православных.
      Полному разрушению динамитом подвергся собор Александра Невского в Варшаве, а на
      его месте был сооружен танцевальный зал. До 1936г. католики и униаты захватили
      15 православных храмов в Волынской епархии, 42 — в Гродненской, 10 — в Виленской,
      6 — в Полесской, 155 — в Варшавско-Холмской. Был разобран Крестовоздвиженский храм
      в Люблине, а камнем из его стен вымощена улица. В Польше было изъято 45 процентов
      православных храмов. Ксендзы стали поучать, что лучше быть "поганцем" (язычником),
      чем схизматиком (православным). В католических учебниках Православная Церковь
      трактовалась как "костел схизматичный, не истинный, фальшивый, не апостольский,
      что не дает спасения тем, кто принадлежит к нему". Рим готовил унию, а Папа Пий X
      мечтал о времени, когда "каждый поляк — католик".
      Во владыке Симоне большинство православных видели духовного лидера, способного
      противостоять неоуниатскому натиску.
      С 1931г. в Почаевской Лавре проводились ежегодные недельные Всепольские Миссионерские
      съезды, на которых председательствовал Преосвященный Симон.
      С 1932г. в противодействие униатским конференциям в Пинске было решено проводить
      в Почаеве ежегодные недельные Митрополитальные законоучительные курсы,
      где читались доклады, рефераты, проводились диспуты, образцовые уроки, давались
      практические рекомендации по преподаванию Закона Божия, издания новых учебников и пособий
      и пособий.
      Опасность со стороны униатства сплотила всех православных Польши.
      Особенно тяжело было в Волынской Семинарии, которую власти несколько раз пытались
      закрыть, разрешив преподавание лишь на польском языке.
      Епископ Симон часто посещал Семинарию, стараясь сохранить православный дух,
      защитить образовательные и воспитательные традиции семинарии.
      Польские власти настоятельно рекомендовали не допускать епископа Симона
      к преподаванию в Семинарии.
      10 сентября 1933г., в день прославления прп.Иова Почаевского в Почаеве готовился
      праздник 10-летия митрополичьего служения Волынского архиерея Дионисия (Валединского).
      На епископа Симона была возложена организация праздничных мероприятий.
      Он блестяще справился с организацией праздника. В Почаев прибыло около 20 тысяч
      паломников, делегации из других епархий. Епископы вышли из собора, чтобы
      благословить верующих. При этом украинские националисты начали скандировать лозунги
      об оставлении архиереем Дионисием Волынской кафедры. Один из украинских
      националистов — демонстрантов — попытался ударить Дионисия по голове палкой,
      но его руку удержал в последний момент казначей Лавры. Дионисий потерял сознание, и его унесли в собор.
      8 октября 1933г. под председательством Преосвященного Симона состоялся
      Епархиальный съезд Волынского духовенства. Съезд обратился к польским властям
      об оставлении митрополита Дионисия правящим архиереем. Съезд призвал признать
      церковнославянский язык священным и решительно отстаивать авторитет и честь
      Высшей Церковной власти от украинско-националистских демонстрантов.
      2 марта 1934г. в связи с отречением митрополита Дионисия от Волынской кафедры,
      епископ Симон получил назначение на Острожскую кафедру и переехал в Дермань,
      в местный Свято-Троицкий монастырь настоятелем.
      Назначение епископа Симона в глухой монастырь вдали от железной дороги было сделано
      по указанию правительства и напоминало заточение. Владыка безропотно снес
      незаслуженную обиду.
      По воспоминаниям, много слез было пролито кременчанами при прощании с дорогим владыкой.
      В день его отъезда Кременец буквально "потрясся": проводить любимого святителя
      на вокзал вышло все православное население — и дети, и молодежь, мужчины и женщины
      и глубокие старцы. Они поднесли владыке Симону на память мантию, облачение и
      чествовали прощальным образом
      Волынская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Острожский, викарий Волынской епархии, настоятель Дерманьского Свято-Троицкого монастыря 
      Год начала 1934 
      День начала 2 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1938 
      В последующие годы украинизация Волынской епархии усилилась.
      К 1937г. в 400 из 689 храмов Волыни Литургия служилась на украинском языке.
      Владыка Симон старался всячески поддерживать те приходы, которые остались верными
      церковнославянскому богослужению.
      Владыка Симон пользовался особым уважение и любовью.
      Он в своих проповедях хвалил тех, кто "своим сердцем понял, где истина"
      и сохранил в богослужении прекрасный церковно-славянский язык, объединяющий всех
      славян и проповедовал:
          ""Есть сила благодатная в созвучье слов живых" А этих прекрасных созвучий
            в церковно-славянском языке так много! Это язык, полный Божественной поэзии;
            На протяжении десяти столетий на нем наши предки слушали святую службу,
            молились, спасались. Это язык великих угодников наших Антония и Феодосия
            Печерских, Иова Почаевского, Феодора Острожского. Никакой перевод на
            украинский язык не даст душе того духовного наслаждения, как язык
            церковно-славянский".

      Епископ Симон не забывал и про дела своей епархии.
      В Дерманьском монастыре были заведены строгие порядки, придерживался которых
      прежде всего, сам епископ Симон, а по его примеру — и другие монахи.
      Прихожане и богомольцы любили и почитали епископа Симона.
      Сохранилось несколько фотографий, где епископ Симон сидит в окружении крестьян
      села Дермани, выделяясь лишь одеянием.
      Польские власти ненавидели епископа Симона, смело бичевавшего их в своих проповедях
      и хотели избавиться от твердого в православии владыки Симона
      путем высылки его из страны или тюремного заключения, но сделать этого они
      не решались, опасаясь международного резонанса.
      Унижения не сломили духовной силы владыки, он по-прежнему занимался делами
      епархии.
      Владыка Симон глубоко почитал прп.Иова Почаевского. Он любил Почаевскую Лавру,
      считая ее центром Православия на Волыни. Владыка Симон часто говорил о необходимости
      популяризации в народе истории о деяниях и чудесах прп.Иова, организации паломничества
      и крестных ходов в Почаевскую Лавру. С многочисленным духовенством и мирянами,
      он ежегодно совершал крестный ход и умилительную службу на православном военном
      кладбище православных воинов, павших в боях в 1915г. при обороне Почаева.
      На 1937–1938гг. объектом католической атаки стала Холмщина, началась очередная
      волна т.н. ревиндикации.
      В Холмском уезде накануне праздника Св.Пасхи было закрыто 23 храма, и люди были
      вынуждены молиться под открытым небом. Из 300 православных храмов осталось 60, да
      и те правительство приказало перестроить, видоизменить ненавистные им колокола.
      Сжигались древние иконы, церковные книги и утварь, колокола передавались на фабрики
      для переплавки. Для православных людей, не согласных с польской политикой,
      существовал концлагерь в с.Береза.
      В 1938г., чтобы прекратить крестный ход и ежегодную службу Владыки Симона
      на военном кладбище при въезде в Почаев, власти уничтожили то место, где пали
      православные воины в 1915г.
      9 июня 1938г. в Почаеве при участии епископа Симона состоялось Совещание по делу
      обороны Православия перед наступлением католицизма.
      16 июля 1938г. в Варшаве с участием владыки Симона был созван Собор, где был
      принят Меморандум на имя президента Польши и премьер-министра "о страшной
      несправедливости с потоптанием Христовой правды". Собор призвал всех православных
      Польши к трехдневному посту в знак скорби о разрушенных святынях, а епископы
      объявили трехдневную голодовку.
      На 1 августа 1938г. выпал 950-летний юбилей крещения Руси, и торжественное
      празднование юбилея пришлось совершать в крайне тяжелых условиях.
      Владыка Симон тяжело переживал придирки и издевательства со стороны польских
      властей. Когда представители Римской Католической Церкви хотели захватить
      Почаевскую Лавру, соборы и монастыри, когда были разрушены церкви на Холмщине,
      Владыка Симон закрылся на 2–3 дня в своей комнате, никого не принимал, ничего
      не ел, не пил, пребывал в горьких думах и молитве.
      В 1938г., на Успение Божией Матери епископ Симон прибыл в Почаевскую Лавру,
      которую он очень любил и был любим ее насельниками и пожелал принять схиму.
      У него было намерение навсегда остаться в монастыре.
      Пробыв в Почаевской Лавре меньше месяца, владыка Симон был вновь призван
      митрополитом Дионисием (Валединским) к исполнению своего пастырского долга
      по защите Православной Церкви
      Варшавская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Варшавский, викарий Варшавской епархии 
      Год начала 1938 
      Год окончания 1939 
      День окончания 15 
      Месяц окончания 4 
      С конца лета 1938г. владыка Симон стал необходим в центре митрополии, в Варшаве
      на должности викарного епископа Варшавского.
      Он бесстрашно ездил на Холмщину, где разрушались и отнимались церкви, ободряя
      павших духом христиан и вселяя надежду на возрождение Православия.
      Патриархом Румынии ему был вручен орден "Корона Румынии", что подняло международный
      авторитет Владыки
      Волынская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Острожский, викарий Волынской епархии 
      Год начала 1939 
      День начала 15 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1940 
      День окончания 21 
      Месяц окончания 8 
      15 апреля 1939г. епископ Симон возвратился в Острог епископом Острожским.
      В сентябре 1939г. польское правительство перестало существовать. Волынь была
      занята Красной Армией и присоединена к СССР. Весь епископат ПЦП — в количестве
      семи иерархов — оказался на территории СССР. Митрополит Дионисий отрекся
      от своих прав на управление митрополией. В это время в СССР на свободе оставалось
      всего четверо правящих архиереев.
      15 декабря 1939г. Священный Синод ПЦП собрался во второй и последний раз, чтобы
      передать части Варшавской епархии, отошедшие к СССР, другим епархиям.
      В январе-марте 1940г. начался процесс переписки "западных" архиереев, в том числе
      и епископа Симона, с Московской Патриархией. По итогам этой переписки практически
      все "западные" иерархи признали митрополита Сергия (Страгородского)
      Ровенско-Кременецкая епархия 
      епископ 
      Должность епископ Острожский 
      Год начала 1940 
      День начала 21 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1941 
      День окончания 24 
      Месяц окончания 3 
      21 августа 1940г. епископ Симон был вызван в Москву, где после принесения покаяния
      и совместной службы он был принят в состав Русской Православной Церкви в качестве
      правящего епископа Острожского

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ