Места проживания
    Семиреченская о., Верненский у., Мохнатая сопка 
    По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]:
       
    "Построил себе келью на самой вершине Мохнатой сопки, но проведя там одну зиму,
        по причине глубокого снега на вершине горы, не имея возможности общения с другими
        подвижниками, спустился ниже на гору Горельник"
    Семиреченская о., Верненский у., гора Горельник 
    По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]:
       "Там тоже поставил себе келью — маленькую рубленую избушку, в ней печка
        глиняная, кровать — три горбылины, устланные соломой, — да стол. Так и жил.
          "Семиречье, — говорил он, — лучше всех мест. И народ очень хороший в Семиречье,
           добрые и верующие люди".

    В 1923г. из Аксайского ущелья пришел на эту же гору иеромонах Пахомий (Русин).
    Скит на Мохнатой сопке, где жили монахини, находился неподалеку.
    Из воспоминаний А.Нагибиной [2]:
        "Виктор ходил к нам часто, и мы к нему часто ходили... И в город он приходил
         на каждый праздник и в каждый пост говеть и причащаться. Этот Виктор — на весь
         город был! Это чудной жизни старичок. Как увидят его: "Виктор идет к нам!" — и
         каждый старается дать ему кто сахара, кто сухарей, кто чая. Больше он не брал
         ничего и денег не принимал, не любил деньги... Спрячет все подаяние за пазуху
         своего зеленого брезентового плаща, кушаком подвяжется и уходит в горы.
         Круглый год ходил он в брезентовом плаще, зимой и летом...
         Он был маленького роста, сухощав, быстр, но не резок в движениях, с негустой
         темно-русой бородкой и темными, прямыми и длинными волосами, лежащими на
         прямой пробор. Говорил он быстро, чуть надтреснутым голосом...
         На Горельнике жил огромный медведь. Иногда он спускался с горы и садился
         неподалеку от Викторовой кельи. Но Виктора он никогда не трогал и, когда
         подвижник говорил ему: "Иди, мишка!" — медведь вставал и уходил".
    Из воспоминаний монахини Магдалины (Халиной Ф.С.) [2]:
        "Мы много странствовали в то время по горам: о.Пахомий, Виктор, я и Саня
         Нагибина. От самого Каскелена до Тургеня пешком по горам ходили...
         А бывало, сидит Виктор в своей келье, потом встрепенется, побежит к
         о.Пахомию: "Бери скорее чайник, бежим туда, далеко по щеле в горы, там
         есть святое место, там чайку попьем. Там святое место! Там — Ангелы!...".
         С о.Пахомием они много странствовали. Куда бы ни шел Виктор, все с Пахомием...
         Отец Пахомий молился много. Виктор тоже был сильный молитвенник. Но как и
         когда он молился, я не знаю. Иногда он по неделе жил на Медео в скиту,
         в Саниной келье, а Саня ко мне переходила... ".

    Из воспоминаний А.Нагибиной [2]:
        "О сокровенной жизни его внутреннего человека мы знали мало. Но не могли
         не чувствовать, что за внешним его чудачеством и юродством кроется
         самоотверженный подвиг, за неназойливым ворчанием — любовь к нам, как к детям
         немощным и неискусным, за видимой общительностью — великая тишина и тайна
         созерцания невидимого мира...
         Это было в конце 1920-х годов, летом. Мы с инокиней Мариамной ходили по горам.
         Пришли на Горельник в келью к Виктору. Неподалеку под горой была яма, в которой
         он молился. Был поздний вечер... Не помню зачем, я вышла из кельи и пошла
         в сторону ямы. И вдруг вижу — Виктор стоит на коленях в воздухе, примерно
         в метре от земли и еще в 1,5 м от дна ямы и молится с воздетыми к небу
         руками. Я была потрясена, мне стало страшно не потому, что он стоял на воздухе —
         я читала жития святых и знала о такой молитве — а потому, что своим приходом
         мы мешаем ему молиться, нарушаем его тишину. И тихо-тихо, чтобы веточка не
         хрустнула, я попятилась назад, а, зайдя за гору, побежала что есть сил к
         Мариамне, рассказала о том, что видела, и мы ушли, оставив его... ".

    В конце 1920-х и начале 1930-х гг. церковная жизнь в Алма-Ате терпела особые
    потрясения. В городе происходили поголовные аресты духовенства, монашествующих
    и просто православного люда. В горах — облавы на пустынников... В горах монахи
    жить уже не могли. Те, кто не был арестован, спустились в город.
    О.Пахомий тоже покинул свою келью.
    Лишь Виктор оставался на Горельнике, но жил тихо, втайне от чужих.
    Он по-прежнему приходил к сестрам-монахиням в Никольскую церковь и в его поведении
    не было особых перемен... После ареста о.Александра Скальского и о.Стефана Пономарева
    10 декабря 1931г. Виктор перестал бывать в Никольском храме. А.Нагибина с инокиней
    Мариамной заходили к нему на гору Горельник

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ