Рукоположение
      протоиерей 
      1911 
    Служение
      Москва, Екатерининский женский институт, храм при институте 
      протоиерей 
      Должность настоятель, законоучитель 
      Год начала 1911 
      Год окончания 1917 
      В 1909–1910гг. была издана (и переиздана с дополнениями в 1913г.)
      монография "От Карла Великого до реформации", с которой о.Иоанн вышел на соискание
      степени доктора церковной истории.
      Защита состоялась в марте 1914г. в Московской Духовной Академии. Совет Академии
      девятью голосами "за" и шестью "против" присудил ему степень доктора церковной
      истории. В этой работе о.Иоанн на богатейшем историческом материале показал
      механизм возникновения на Западе "протестных течений" богословской мысли, работа
      не утратила своей актуальности и в настоящее время [в начале 21 века] и рекомендуется
      для изучения в духовных учебных заведениях. В 2005г. она была переиздана издательством
      "Вече" под названием "Секты Европы. От Карла Великого до реформации".
      Октябрьский переворот о.Иоанн воспринял как наступление предсказанных в
      Священном Писании "последних времен".
      В конце 1917г. протоиерей Иоанн потерял места настоятеля церкви и законоучителя в Екатерининском
      женском институте, где он служил в течении 13-ти лет и казенную квартиру, из которой
      он был выселен вместе с семьей.
      15/28 января 1918г. о.Иоанн написал прошение Патриарху Тихону с просьбой дать ему другое
      назначение и был назначен настоятелем в храм Христа Спасителя в начале 1918г.
      вместо скончавшегося протоиерея Владимира Маркова
      Москва, храм Христа Спасителя 
      протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1918 
      День начала 15 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1922 
      Служил настоятелем в храме Христа Спасителя с 15 января 1918г. Здесь же
      служил священником его брат Николай Арсеньев, принявший сан в 1900г.
      В 1921г. за богослужебные отличия о.Иоанн получил право служения Литургии с
      отверстыми Царскими Вратами.
      О.Иоанн являлся убежденным сторонником воссоединения Православной и Католической
      Церквей.
      30 июля 1921г. он направил Святейшему Патриарху Тихону докладную записку о
      необходимости соединения Католической и Православных Церквей:
           
      "Мы переживаем такие времена, каких наша православная Русь еще никогда
           не видала, несмотря на то, что ей уже неоднократно приходилось переживать
           много тяжелого, никогда еще безбожие и неверие не ополчались с такою силою
           и с таким ожесточением против Христовой истины, как в наши многоскорбные дни...
           Нам, христианам, нужно встретить уже недалекое, по-видимому, время Антихриста
           во всеоружии церковного единства, чтобы противопоставить наше истинное
           единство во Христе тому мнимому и богоборческому единству, к которому
           призывают нас современные слуги антихриста, — единству так называемого
           интернационала...
           Но предварительно необходимо с помощью самой беспристрастной критики
           проследить всю историю Церкви начиная с века апостольского и кончая эпохою
           разделения Церквей и, на основании такого обзора, прийти ко взаимному
           соглашению относительно того, в чем именно та или другая сторона могли бы
           сделать взаимные уступки, а в чем эти уступки делать нельзя...
           Начать с того, чтобы по временам устраивать между представителями обеих
           Церквей богословские собеседования, чему в настоящее время отчасти уже и
           положено начало и чему нельзя не порадоваться".

      С осени 1921г. о.Иоанн участвовал во встречах представителей православного
      и католического духовенства (русских католиков) и мирян, проходивших с осени
      1921 по март 1922г. на квартире священника Католической Церкви восточного обряда
      Владимира Абрикосова, на которых обсуждался вопрос соединения Церквей.
      На одной из таких встреч о.Иоанн выступил с рефератом
          "По поводу догмата о единстве Церкви",
      посвященном богословским аспектам этой проблемы.
      Он также, наряду с протоиереем Анатолием Орловым, вошел в организационную
      комиссию по выработке плана дальнейших собеседований и определения круга тем
      для обсуждения.
      Но эта комиссия к работе так и не приступила: в апреле 1922г. некоторые участники
      абрикосовских совещаний (в том числе о.Иоанн Арсеньев и о.Анатолий Орлов были
      арестованы по делу об изъятии церковных ценностей, а Владимир Абрикосов
      в сентябре того же, 1922г. вывезен за границу на известном "философском пароходе")
    Места проживания
      Москва, Лесной проезд (Саймоновский пер.), 5–1 
      Год начала 1918 
      Год окончания 1922 
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1922 
      День ареста 4 
      Месяц ареста 4 
      В марте — мае 1922 года ГПУ провело в Москве массовые аресты священнослужителей и мирян,
      которые стали обвиняемыми на сфабрикованных московских процессах: "процессе 54-х"
      и "процессе московских церковников" ("дело Хотовицкого").
      Та же участь постигла и о.Иоанна Арсеньева. Он был арестован органами ГПУ ночью
      с 3 на 4 апреля 1922г.
      Поводом для ареста послужили следующие события:
      После выхода декрета ВЦИК "О порядке изъятия церковных ценностей" председатель
      общины храма Христа Спасителя протопресвитер Александр Хотовицкий провел у себя
      на квартире три совещания членов совета, на котором обсуждались тезисы к намечавшемуся
      общему собранию прихожан. Суть их сводилась к тому, что необходимо выйти
      с ходатайством о предоставлении верующим права замены церковных ценностей
      равноценными не богослужебными предметами. К этим тезисам о.Александром был составлен
      "Проект обращения во ВЦИК". На двух первых совещаниях совета присутствовал и о.Иоанн.
      23 марта 1922г. в храме Христа Спасителя под председательством о.Иоанна Арсеньева
      прошло собрание прихожан, которое выработало резолюцию, носившую более резкий характер,
      нежели тезисы. Она состояла из пяти пунктов:
         1. Собрание прихожан...всей душой желает помочь голодающим всеми имеющимися
            у них средствами, но в то же время признает, что единственно приемлемая
            форма такой помощи — это свободный церковно-приходской комитет, который
            сам должен определить, чем именно помочь.
         2. Второе необходимое условие... это гарантия, что все, собранное комитетом
            не будет конфисковано, но действительно пойдет на нужды голодающего населения.
         3. Третье необходимое условие для такой помощи то, что правительство должно
            дать слово, в силу которого, по крайней мере в официальных органах печати
            (в "Известиях"), Церковь и ее верховный руководитель, святейший Патриарх,
            будут свободны от оскорблений.
         4. Собрание категорически высказывается против какой бы то ни было формы
            передачи церковного имущества и постановляет в замену этого имущества
            собрать добровольно жертвуемые ценности.
         5. Без соблюдения всех этих условий не может быть никакого духовного подъема,
            необходимого для жертвенного подвига".

      Составление этих документов (тезисов и резолюции) власти расценили как преступное
      контрреволюционное деяние
    Осуждения
      Московский Революционный Трибунал 
      13/12/1922 
      Обвинение "сопротивление изъятию церковных ценностей" 
      Статья ст.62,119 УК РСФСР 
      Приговор 5 лет лишения свободы со строгой изоляцией, конфискацией имущества и поражением в правах на 3 года 
      Групповое дело "Московский процесс об изъятии церковных ценностей (II этап), декабрь 1922г." 
      К ноябрю следствие по "делу Хотовицкого" завершилось.
      В ноябре-декабре 1922 года дело было передано суду
      Московского Ревтрибунала. О.Иоанн, как и другие 32 клирика, среди которых
      был о.Александр Хотовицкий, обвинялись в распространении воззвания Патриарха Тихона,
      в призыве к "массовому и открытому противодействию постановления ВЦИК" и т.п.
      Из обвинения о.Иоанна и других священнослужителей:
          "Состоя членами организации, называемой Православной иерархией,... вошли в
           преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и
           возглавляемое бывшим патриархом Тихоном с целью воспрепятствовать проведению
           в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей".

      Прокурор просил о применении к о.Иоанну высшей меры наказания — расстрела.
      Но суд не удовлетворил просьбу прокурора, и о.Иоанн был приговорен
      к 5 годам лишения свободы
    Места заключения
      Москва, комендатура ГПУ в Кисельном пер. 
      Год начала 1922 
      День начала 4 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1922 
      Москва, Бутырская тюрьма 
      Год начала 1922 
      Москва, Таганская тюрьма 
      Год окончания 1923 
      День окончания 26 
      Месяц окончания 6 
      В феврале 1923г. кассационная Коллегия Верховного Трибунала при ВЦИК снизила срок
      наказания на одну треть.
      В июне 1923г. о.Иоанн был освобожден досрочно по постановлению Комиссии ВЦИК
      по разгрузке тюрем, не исключено, что благодаря ходатайству Политического
      Красного Креста

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ