ИГНАТИЙ (Лебедев Александр Александрович, архимандрит Агафон), схиархимандрит
1884, 28 мая (Духов день) родился в г. Чухломе Костромской
губ.
Закончил Солигаличское духовное училище и Костромскую Духовную
Семинарию.
19031908 обучался в Казанском ветеринарном институте.
В Казани примкнул к кружку церковной молодежи, сосредоточенному вокруг
старца Седмиезерной пустыни Гавриила (Зырянова).
С 1908 послушник Зосимовой пустыни Владимирской губ.
1910, 17 марта посвящен в рясофор.
1915, 18 марта пострижен в мантию в Зосимовой пустыни
с именем Агафон в честь преподобного Агафона, пустынника египетского.
1918, 2 декабря рукоположен во иеродиакона епископом
Феодором (Поздеевским) (в Троицком соборе московского Данилова монастыря).
1920, 26 февраля рукоположен в иеромонаха св. Патриархом
Тихоном (в Троицком храме Патриаршего подворья в Москве).
1923, октябрь после закрытия Зосимовой пустыни перешел в
Московский Высокопетровский монастырь.
19241929 наместник Московского Высокопетровского
монастыря.
1924, 5 мая возведен в сан архимандрита.
1929 община Высокопетровского монастыря перешла в
храм преп. Сергия на Большой Полянке.
1930, 17 января при обострении болезни (паралич после
перенесенного энцефалита) пострижен в схиму с именем Игнатий, в честь
сщмч. Игнатия Богоносца.
1933, октябрь после закрытия храма преп. Сергия служил
в храме Рождества Богородицы в Путинках.
1934, октябрь удален на покой.
1935, 11 апреля арестован и заключен в Бутырскую тюрьму
в Москве.
1935, апрель-октябрь в лазарете Бутырской тюрьмы.
С 1935, 2 октября в заключении в г. Сарове Горьковского
края.
С 1936, 18 февраля в заключении в Унженском ИТЛ (ст.
Сухобезводная).
С 1936, 23 апреля в заключении в инвалидном лагере
близ ст. Алатырь в Мордовии.
1938, 11 сентября (день Усекновения главы Иоанна Предтечи)
дата смерти.
Александр родился в интеллигентной благочестивой
семье. После смерти мужа мать будущего схиархимандрита приняла монашеский
постриг. Юноша почувствовал сильное влечение к монашеской жизни в
казанский период своей жизни, когда он возрастал духовно под влиянием
старца схиархимандрита Гавриила, который и благословил его на иноческий
путь. В Зосимовой пустыни, куда поступил Александр, его духовная жизнь
основывалась на всецелом послушание игумену Герману (Гобзину). Вскоре
после пострига монах Агафон заболел инфекционной болезнью, давшей
осложнение в виде паркинсонизма. Когда Зосимова пустынь закрылась,
иеромонах Агафон по благословению старца Алексия переехал в Москву.
В октябре 1923 г. вместе с несколькими зосимовцами был приглашен
епископом Варфоломеем (Ремовым) в Высокопетровский монастырь. Владыка
поручил ему исповедь монашествующих и мирян. Вокруг о. Агафона сложился
круг его духовных детей, сердцевину которого составляли юноши и девушки,
решившие всецело посвятить себя Богу. Он привлекал их своим даром
проникать в души людей, снимать с них, по его выражению, ржавые засовы.
Рождественским постом 1929 г. состояние здоровья о. Агафона резко
ухудшилось, это побудило его принять решение о постриге в великую
схиму. Вскоре община Высокопетровского монастыря перестала существовать,
схиархимандрит Игнатий был арестован. По состоянию здоровья и неспособности
обслуживать себя все время заключения находился в лазарете. Постоянное
недоедание привело к тяжелому заболеванию пеллагре. Находясь
в крайнем физическом и душевном изнеможении, он все же находил силы
для помощи своим чадам. В своих письмах из заключения он использовал
любую возможность, чтобы преподать старческий совет, подсказать правильный
путь. В 1936 г. схиархимандрит Игнатий был этапирован в лагерь на
ст. Сухобезводная, условия жизни в котором был еще более тяжелыми.
Затем его перевели в инвалидный лагерь в Мордовии. Будучи прикован
к одру, скован болезнью по рукам и по ногам, не находя вокруг себя
ни одного состраждущего, старец подвижнической молитвой и полным смирением
стяжал благодатный мир в своей душе, который не оставлял его до конца.
Этим мирным духом проникнуты его последние письма. На рассвете воскресенья
в день Усекновения главы Иоанна Предтечи схиархимандрит Игнатий тихо
скончался, сподобившись перед кончиной исповедаться и принять Святые
Тайны.
* Архив ПСТБИ.
* Игумен Феофилакт.
* Протопр. М. Польский. Ч. 2. С. 225.
* Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Письма из заключения //
Альфа и Омега. Москва, 1997. ь 1 (12). С. 90133.