Рукоположение
епископ
1907
День 11
Месяц 2
Место Санкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, Троицкий собор
Кто рукоположил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) и др.
Служение
Могилевская епархия
епископ
Должность епископ Гомельский, викарий Могилевской епархии
Год начала 1907
День начала 11
Месяц начала 2
Год окончания 1912
День окончания 9
Месяц окончания 11
Революционную смуту 19051907гг. святитель, будучи печальником земли Русской,
пережил со скорбью, но и с надеждой и верой в непоколебимость вековых устоев
православного русского народа, в его духовное обновление. В июне 1908г. в
центре викариатства г.Гомеле по инициативе епископа Митрофана были
организованы миссионерские курсы для уездного духовенства. Целью создания
курсов было обновить в памяти пастырей знание сектантского учения и
старообрядчества и ознакомить их с лучшими способами воздействия на
заблуждающихся. Вести миссионерскую работу среди старообрядцев и сектантов
было несравненно легче, чем среди совращенных в католичество. Сектанты и
старообрядцы, ищущие истины, колеблющиеся не уклонялись от открытых
собеседований с православными. Пастырями, слушателями курсов, было проведено
несколько таких примерных собеседований. Католики, напротив, действовали
изощренно, лицемерно, не вступая в открытую полемику с православными, для их
совращения широко используя церковную проповедь, устраивая
торжественные церковные процессии. В 1909г. при содействии епископа Митрофана
Гомельское отделение Могилевского Богоявленского Братства было преобразовано в
самостоятельное Братство. Святитель считал, что идея братств стоит в самой
тесной связи с христианским учением о любви и первооснову их видел в
христианских общинах апостольского века. В западных областях России в период
унии благодаря самоотверженной деятельности братств сохранилась православная
вера. В епархиальном центре Могилеве действовало Могилевское
церковно-православное братство, председателем которого был епископ Митрофан.
Братство распространяло бесплатно книги, брошюры и листки для поучения народа
в вере и укрепления в нем добрых навыков христианской нравственности,
благотворило к бедным... Коренное население Могилева по преимуществу составлял
ремесленный люд. Братство взяло на себя попечение об улучшении быта
православных кустарей. В 19071912гг., являясь членом Государственной Думы
третьего созыва (от Могилевской губернии), святитель непоколебимо отстаивал
интересы Православной Церкви, церковной школы и духовные нужды русского народа
Минская епархия
епископ
Должность епископ Минский и Туровский
Год начала 1912
День начала 9
Месяц начала 11
Год окончания 1916
День окончания 6
Месяц окончания 7
Начало служения святителя Митрофана на Минской кафедре ознаменовалось
объединением двух минских братств во имя Святителя Николая и народного во имя
Животворящего Креста, образованных с целью утверждения православия и защиты
интересов русского населения в епархии и имевших отделы в сельских приходах, в
одно Минское Православное Свято-Николаевское Братство. Почетным покровителем
Братства и председателем его общих собраний являлся Преосвященный Митрофан.
Братство повело организованную борьбу с пьянством, проводило чтения для народа со
световыми картинками. К концу 1913г. в Минской епархии открылось 37 отделов
Народного Братства. В 1914г., Великим постом, в Минске были открыты
двухнедельные народные миссионерские курсы. На курсах слушателям объяснялись
догматические и обрядовые различия между православием и католичеством,
читались лекции по истории края. Целью курсов было содействовать образованию
народных кружков ревнителей православия в епархии и научить крестьян способам
полемики с католиками. В поездках по епархии святитель всюду посещал
церковноприходские и земские школы, вникая в то, как ведется в них
преподавание Закона Божия и как преподаваемые знания усваиваются учениками. С
начала 1-й Мировой войны епископ Митрофан служил молебны в связи с открытием
военных действий. Минск, находившийся вблизи военных действий, покрылся сетью
лазаретов и госпиталей. Святитель освящал лазареты, совершал в них
богослужения, навещал раненных, беседовал с ними... Монашество епархии
помогало ему в этом
Астраханская епархия
епископ
Должность епископ Астраханский и Царевский
Год начала 1916
День начала 6
Месяц начала 7
Год окончания 1918
День окончания 25
Месяц окончания 4
Астраханский край всегда привлекал массу выходцев из других губерний. Сюда
стекались раскольники, хлысты, молокане, штундисты; кроме них, епархию
населяли калмыки-идолопоклонники и киргизы-магометане. Все это определяло
характер епархии как миссионерский по преимуществу и побуждало духовенство
стоять на страже православия. Для ознакомления с деятельностью
противоламайской миссии в начале сентября 1916г. епископ Митрофан проехал всю
калмыцкую степь на всем ее громадном пространстве и посетил самые отдаленные
села Чернояркого уезда. Святитель служил молебны и говорил поучения крещенным
калмыкам. Святитель увидел, что миссионерское дело среди калмыков находится в
упадке. Сострадая языческому народу, не просвещенному светом истиной веры, он
советовал в школе при миссионерском стане вести с калмыками занятия на их
родном языке и для этого подготовить учителей среди их среды. В январе 1917г.
епископ Митрофан предпринял труд паломничества в Царевский уезд и
Приухабинский край, чтобы воодушевить пастырей и мирян на борьбу с
сектантством. По инициативе епископа были открыты народно-миссионерские курсы.
Святитель, считавший самодержавие, его идеи и осуществление, национальным
достоянием православного русского народа, со скорбью переживал февральскую
революцию. Началась ломка всей государственной и общественной жизни.
Нестроения, порожденные общей смутой, в Астраханской епархии пробудили к
активности группу духовенства, стремившуюся к реформе церковной жизни на тех
путях, какими шествовали в 1920-е годы обновленцы. Святитель Митрофан считал,
что вопрос должен быть поставлен не о церковной реформе, а о реформе внутренней
жизни верующих, ее очищении и восстановлении в первоначальной чистоте
Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг.
епископ
Должность член Священного Собора, председатель отдела о Высшем Церковном Управлении
Год начала 1917
День начала 15
Месяц начала 8
Год окончания 1918
Сторонник восстановления Патриаршества в Русской Церкви, епископ Митрофан
возглавил на Соборе отдел о Высшем Церковном Управлении, был основным
докладчиком на Соборе по вопросу о Патриаршестве. 28 октября 1917г. было
вынесено решение о восстановлении Патриаршества в Русской Церкви; это событие
стало главным в деяниях Священного Собора. 24 мая 1918г. по благословению
Патриарха Тихона совершил прославление святителя Иосифа, убиенного митрополита
Астраханского. 8(21) декабря 1917г., по окончании первой сессии Св.Собора.
епископ Митрофан возвратился в Астрахань. С этого дня начались его
непрерывные служения. Народ еще в большем количестве стал посещать собор и те
храмы, в которых служил святитель, чтобы слушать его сердечную проповедь. В
январе 1918г. в Астрахани началась братоубийственная война. Кремль, в черте
которого находился кафедральный собор и Архиерейский дом, был занят солдатами,
воевавшими на стороне советской власти, и обстреливался белоказаками. Епископ
Митрофан до прекращения боевых действий находился под домашним арестом и в
последствии вынужден был покинуть Архиерейский дом. В феврале 1918г. в
Астрахани под возглавием епископа Митрофана был проведен многотысячный
крестный ход, который стал торжеством православной веры. 25 марта 1918г.
епископ вернулся в Москву для работы во 2-й сессии Св.Собора