[<-] [\/] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] c.

16-1 [->]


Братство

во Имя

ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

Информационный листок N 16. Август 1993г.
     
     Наше Братство объединяет три крупных Московских 
    прихода: Николо-Кузнецкий,  Митрофания  Воронежского  и 
    Царевича Димитрия.  Эти  приходы   содержат семь храмов, 
    включая приписные:  Николо-Кузнецкий,  Равноапостольного 
    князя Владимира (крещальный), Живоначальной Троицы (пос- 
    ледние два приписные к Николо-Кузнецкому), Митрофания Во-
    ронежского, Благовещенский (приписной к храму Митрофания 
    Воронежского), Царевича Димитрия, Иоанна Богослова (на 
    территории летнего детского лагеря).
    
    Tpeм храмам уже были посвящены издания Братства, 
    см. Информационные листки NN 4, 15 и Листок больничного 
    храма N 2. Этот информационный листок посвящен Николо-
    Кузнецкому храму, он содержит: выдержки из статьи прот. 
    Александра Куликова, опубликованной в "Журнале Московской 
    Патриархии" N 1 за 1975 г.; краткую справку о ремонтно-вос-
    становительнных работах, проведенных в храме за 1975-93 
    годы (последние три года работы ведутся в основном на сред- 
    ства Братства). 
    
    
    НИКОЛО-КУЗНЕЦКИЙ ХРАМ
    Основание храма Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, что на Новокузнецкой улице в Москве, мож- но отнести к XV веку. В то время была заложена Кузнечная слобода в Замоскворечье, куда кузнецы переселились, веро- ятно, из-за Яузы, где прежде находилась Кузнечная слобода (Собрание государственных грамот. М., 1828, ч. 1, с. 337). Впервые по документам Новокузнецкая церковь упоминает- ся в окладных книгах Патриаршего казенного приказа от 1625 года под названием "Николы в Кузнецах". В тех же книгах за тот же год известна другая церковь "Николы в

16-2 [<-] [->]
     
    Кузнецах", которая теперь называется обычно " Никола в Ко- 
    тельниках" . Это может служить указанием на то, что замоск- 
    ворецкие купцы были переселены из-за Яузы. Вскоре они 
    построили себе церковь. Можно полагать, что церковь 
    Святителя Николая в Новокузнецкой слободе была построе- 
    на значительно раньше 1613 года, потому что она получала 
    ругу (см. Ружные книги, 1644, 1681, 1699 гг.), а цари из 
    династии Романовых при них основанным приходским хра- 
    мам руги уже не давали (руга - содержание приходского 
    клира в Греции и в Древней Руси, она выдавалась и деньгами, 
    и съестными припасами из казны или царских доходов). В 
    строительной книге церковных земель за 7165 (1657) год в 
    разделе "За Москвой-рекой" говорится: "Церковь деревян- 
    ная Николы Чудотворца, что в Кузнецкой слободе. Под цер- 
    ковью земли и кладбище вдоль 24 саженей, поперег 18 саже- 
    ней, и то кладбище тесно, а по нынешней мере против 
    писцовых книг мерою сошлось..." Далее идет перечень дворов 
    с указанием их площади, а затем называются имена ''...попа 
    Поликарпа Степанова, попа Игнатия, двор просвирни Ев-
    дотьицы, пономаря Савки Ермолина''. Затем сказано: ''... и по 
    государеву указу из церкви Николы Чудотворца, что в Куз- 
    нецкой слободе, взято вновь под кладбище позади олтарей 
    церковных порожних земель 4 сажени, подле того взято из 
    попова Поликарпова двора поперег 3 сажени. И по государеву 
    указу около той церкви старое кладбище отгорожено забором 
    наглухо..." В той же книге указано, что храм в Кузнечной 
    слободе был деревянным и что он относится к замоскворец- 
    кому сороку. Согласно реестру 1722 года каменный храм 
    "Николы в Кузнецах" впервые был построен по благосло- 
    вению Святейшего Патриарха Иоакима в 1683 году, а соглас- 
    но клировым ведомостям - в 1681 году. Если вспомнить, что 
    в древности слово "построить" по отношению к зданию хра- 
    ма часто означало "заложить", то это разногласие легко 
    объясняется. Потому следует считать, что в 1681 году была 
    закладка храма, а в 1683 году - завершение строительства и 
    его освящение (М. Апександровский. Указатель московских 
    церквей. М., 1915.). Эта каменная церковь, возможно, была 
    пятиглавая, и к ней относится данная датировка. Однако не 
    сохранилось сведений о том, когда была пристроена трапез- 
    ная с приделом и колокольней. В реестре церквей 1722 года 
    Никольский храм в Кузнецах значится уже с приделом во
    	 

16-3 [<-] [->]
     
    имя Преподобного Сергия Радонежского. В 1766 году был 
    устроен второй придел во имя священномученика Василия 
    Амасийского.
    В 1805 году был разобран старый главный храм и пос- 
    троен "тщанием прихожан" новый, сохранившийся до на- 
    стоящего времени. (Г. Э. Историческое известие о всех собор- 
    ных, монастырских, ружных, приходских и домовых церквах. 
    М., 1839, с. 112). Храм одноглавый в стиле ампир. Над север- 
    ным и южным входами в круглых нишах установлены ба- 
    рельефы апостолов - по два над каждым входом. Можно 
    полагать, что это изображения святых евангелистов. 
    Большие размеры светового барабана, перекрытого 
    сферическим куполом, его "ротондальный" характер, сдер- 
    жанная, в духе строгой классики, разработка плоскости стен 
    и мощный объем абсиды указывают на школу М. Ф. Казако- 
    ва, одним из учеников которого, по-видимому, и был постро- 
    ен Никольский храм.
    
    Одновременно с построением храма была сооружена 
    колокольня. Ее верхний ярус был построен во время возве- 
    дения новой трапезной в 1847 году.
    
    Внутреннее пространство собственно храма решено 
    архитектором с особой лаконичностью и простотой. Неза- 
    метное перетекание плоскости стен сравнительно неболь- 
    шого храма к широкой воронке купола создает впечатление 
    простора, "раскрытости", устремленности в светлый, 
    горний мир.
    
    Этому способствует и прекрасная освещенность 
    интерьера. Через большие тройные окна барабана внутрь хра- 
    ма легко льются широкие потоки света: четко выделяются 
    вызолоченные лепные украшения иконостаса, подчеркивает- 
    ся мягкий серебристый колорит росписи купола с изобра- 
    жением Святой Троицы.
    
    В новой трапезной были устроены большие алтари. 
    Прежнее посвящение правого, южного придела - во имя 
    Преподобного Сергия Радонежского было сохранено, а север- 
    ный придел митрополитом Московским Филаретом (Дроз- 
    довым) был освящен не во имя священномученика Василия 
    Амасийского( + ок. 322), а в честь Введения во храм Пресвя- 
    той Богородицы. При этом митрополит Филарет благословил 
    память священномученика Василия Амасийского (26 апре-
    	 

16-4 [<-] [->]
     
    ля/9 мая) праздновать как престольный праздник, считать 
    его также покровителем храма и поминать всегда на отпусте.
    
    Трапезная в целом не нарушает строгой 
    "классичности" храмового ансамбля, хотя по стилю несколь- 
    ко отличается от основного здания храма: она выдержана в 
    архитектурных формах позднего "ампира" и суховата по сво- 
    ему декоративному убранству. Внутреннее ее пространство 
    состоит из трех нефов и перекрыто системой крестовых сво- 
    дов, покоящихся на четырех мощных столпах. В решении 
    декора свода ярко отразилась наступившая в русской 
    архитектуре с середины XIX века эпоха увлечения 
    различными европейскими стилями позднего средневе- 
    ковья: все подпружные арки свода украшены лепниной весь- 
    ма тонкой работы и хорошего рисунка - сложными арабе- 
    сками в духе итальянского ренессанса.
    
    Сохранилось упоминание об обновлении храма в 1894 
    году, когда были реставрированы иконостасы и стенная 
    роспись, а также устроено калориферное отопление.
    
    Первоначальный иконостас главного алтаря не сох- 
    ранился. Существующий ныне схож с иконостасами 
    приделов в трапезной и, по-видимому, сооружен одновре- 
    менно с ними - в середине XIX века. Иконостасы также 
    выдержаны в ренессансном стиле, отличаются тонкостью 
    резьбы и хорошо гармонируют с лепными украшениями 
    стен и потолков.
    
    Наибольший колокол весом 153 пуда отлит, как явству- 
    ет из надписи на нем в 1849 году. На колоколе изображены 
    семь Херувимов, "Благовещение Пресвятой Богородицы", 
    Святитель Николай Чудотворец, Киево-Печерская икона 
    Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и 
    Феодосием. На колокольне находятся также другие, меньшие 
    колокола для трезвона.
    
    Сохранились имена клириков, служивших в Николо-
    Кузнецком храме в XVII - XVIII веках. Это - священники 
    Никита (1625 1628), Мефодий (Нефедий) (1635 - 1644), 
    Андрей (1646 - 1653), Алексей (1654), Симеон (1656), 
    Поликарп (1657 - 1681), Пров Поликарпов (1682 - 1694), 
    Иоанн Данилов (1695 - 1710 и 1715 1725); диаконы - 
    Алексий (1711 - 1714), Иоанн Игнатьев (1732). Упомина- 
    ется также дьячок Иоанн Саввин (1733). (См. В. и Г. Холмо-
    	 

16-5 [<-] [->]
     
    горовы. Материалы для истории, археологии и статистики 
    московских церквей, собранные из книг и дел прежде бывших 
    Патриарших приказов. М., 1884, с. 870).
    
    Из последних настоятелей Николо-Кузнецкого храма 
    известны прот. Евлампий Кременский (1902 г.), прот. Симеон 
    Ковганкин (1906 г.), прот. Николай Померанцев, духовник За- 
    москворецкого благочиния (сорока) (1910 -1927). Прот-Алек-
    сандр Смирнов, бывший ректором Московских духовных ака- 
    демии и семинарии и отвественным секретарем "Журнала 
    Московской Патриархии", сменил прот. Николая Померанце- 
    ва в 1927 г. и был бессменным настоятелем 23 года.
    
    При о. Александре неоднократно проводился ремонт 
    храма. В 1944 г. была промыта живопись и укреплен красоч- 
    ный слой, в 1950 г. был позолочен иконостас главного алтаря. 
    После внезапной кончины прот. Александра Смирнова в 
    1950 г. настоятелем был в течение года прот. Григорий Разу- 
    мовский.
    
    С 1951 г. настоятелем храма является прот. Всеволод 
    Дмитриевич Шпиллер. При нем церковным советом с 
    участием прихожан неоднократно проводился ремонт храма 
    снаружи и внутри. В 1952 г. в храме было установлено паровое 
    отопление и ггриточно-вытяжная вентиляция. Были также 
    оборудованы подсобные помещения. Отец Всеволод 
    произносит глубокие по содержанию проповеди, с особым 
    чувством и настроением проповедует во время пассий 
    Великим постом.
    
    Еженедельно перед образом Богоматери "Утоли моя 
    печали" по четвергам совершается молебен с акафистом и 
    малым водоосвящением. Большое молитвенное торжество 
    совершается в храме 7 февраля (25 января), в день прослав- 
    ления образа.
    
    Прошло 28 лет после публикации этой статьи. 
    Приснопамятный настоятель Николо-Кузнецкого хра- 
    ма протоиерей Всеволод скончался 8 января 1984 года. За всю 
    историю храма, начиная с XVII века, он был настоятелем 
    дольше всех - 32 года и 3 месяца. Эти годы были очень 
    трудными: старосты, члены "двадцатки", поставленные со- 
    ветскими властями для ограбления церкви, и многие другие 
    типичные для того времени скорби. Несмотря на все это, о.
    	 

16-6 [<-] [->]
     
    Всеволод сделал удивительно много. Многие известные сей- 
    час священники были его учениками и последователями:
    
    прот. Александр Куликов, прот. Владимир Воробьев, прот. 
    Александр Салтыков, прот. Валентин Асмус, прот. Николай 
    Кречетов, прот. Аркадий Шатов, прот. Дмитрий Смирнов, 
    прот. Александр Линде, прот. Сергий Романов, прот. 
    Владислав Свешников, иерей Анатолий Фролов и другие. Для 
    нашего Братства он сделал особенно много - он его духовно 
    создал. Под его духовным руководством жили наши духов- 
    ные отцы, зарождалось и крепло наше Братство, в тяжелых 
    нелегальных условиях по его благословению создавались 
    наши воскресные школы, издавались и распространялись 
    книги, устраивались домашние спевки хора, молодежные 
    походы. Под его молитвенным покровом проходит, несом- 
    ненно, и вся жизнь наших общин.
    
    Господь сподобил нас иметь в лице отца Всеволода пас- 
    тыря, учителя, духовника, богослова, проповедника, со- 
    вершителя Божественной литургии огромной духовной и 
    творческой силы, имеющего в трудные годы всеобщего мол- 
    чания христианскую смелость, дерзновение и непререкае- 
    мый авторитет. Многие сегодняшние епископы и священники 
    помнят о. Всеволода исполняющим обязанности инспектора 
    Московской Духовной Академии и Семинарии в Троице-
    Сергиевой Лавре. Многие прихожане помнят своего доброго 
    пастыря, его светлые, исполненные Христовой любви пропо-
    веди. В богатом проповедническом наследии о. Всеволода 
    особое место занимают его проповеди-лекции, прочитанные 
    во время великопостных Пассий. Это были удивительные 
    вечера. Переполненный людьми всех возрастов и званий 
    храм, незабываемые служба и пастырское слово, с необычай- 
    ной силой и ясностью отвечающее на самые трудные вопро- 
    сы, исполненное огненной веры и благодати. Наше Братство 
    издало в 1992 году книгу "Слово Крестное", в которой 
    опубликованы эти проповеди. Мы надеемся, что в скором 
    времени будут опубликованы жизнеописание о. Всеволода и 
    воспоминания о нем близких ему людей, а также его пропо- 
    ведническое и эпистолярное наследие, представляющее 
    огромное значение для современного читателя.
    	 

16-7 [<-] [->]
     
    Приложение
    
    Работы, произведенные в Николо-Кузнецком храме 
    за последние 28 лет
    
    1974-79 гг. - Ирина Васильевна Ватагина с Марией 
    Львовной Городской написали иконы Воскресения, двунаде- 
    сятых праздников; расписали заново Царские врата главного 
    алтаря.
    
    1978-79 гг. - И.Д. Ватагина расписала главный алтарь 
    храма, Алексей Семенович Россаль-Воронов расписал алтарь 
    Введенского придела, Ярослав Николаевич Дружинин вместе 
    с И.В.Ватагиной расписали алтарь Сергиевского придела.
    
    1980 г. - И.В.Ватагина с М.Л. Городской написали ико- 
    ну преп. Андрея Рублева.
    
    1982 г. - позолочены главы храма.
    
    1986 г. - отремонтирован белокаменный цоколь храма;
    
    сделана новая оцинкованная кровля в шашку над главным 
    алтарем. 1986-1993 гг. - постоянно ведется реставрация 
    икон (отреставрировано более 15 икон).
    
    1987 г. - частичное благоустройство территории храма, 
    сделана гранитная площадка перед входом в храм.
    
    1987-1990 гг. - построен приходской дом с 
    крестильным храмом во имя св. равноапостольного князя 
    Владимира, с комнатами для отдыха священников, подсоб- 
    ными помещениями, пекарней для просфор, трапезной.
    
    1990 г. - установлена селекторная связь в сторожке и 
    помещениях храма; переложена эмалированными трубами 
    городская транзитная теплосеть, проходящая по территории 
    храма; смонтированы две тепловых камеры с арматурой.
    
    1990-1993 гг. - проведена реконструкция звонницы, 
    добавлены три колокола. По общему мнению многих звона- 
    рей сейчас колокольня Николо-Кузнецкого храма, благодаря 
    заботам звонаря Алексея Евгеньевича Рябова, имеет самый 
    хороший набор колоколов в Москве.
    
    1990-1993 гг. - передан Николо-Кузнецкому храму, в 
    качестве приписного, храм Живоначальной Троицы на 
    Пятницкой ул. с домами притча и соответствующим отводом 
    земли. Интерьер храма частично отреставрирован и в нем на 
    Троицу совершена первая после длительного перерыва 
    литургия.
    
    1991 г. - смонтированы новая бойлерная и внутренние 
    тепловые сети к зданиям на территории храма; в чердачном 
    помещении заменена силовая и осветительная электропро- 
    водка; переведено напряжение в храме с 127 на 220 вольт с 
    подводкой новых фидеров.
    
    1991-1993 гг. - отвод земли; восстановление историче- 
    ской ограды.
    
    1992 г. - сделана новая медная кровля ротонды; заме- 
    нены оконные рамы в ротонде; из-под алтаря выведен тепло- 
    вой узел; сделаны новые теплые хозяйственные помещения в 
    колокольне; установлены 4 новых телефонных номера.
    
    1993 г. - заменены прогнившие стропила кровли 
    над трапезной; трапезная перекрыта новым оцинкован- 
    ным железом.
    
    1991-1993 гг.- ведется строительство второго приход- 
    ского дома, включающего сторожку и мастерские. В августе 
    закончена кирпичная кладка, начата установка кровли и внут- 
    ренняя отделка.
    	 

16-8 [<-]
     
    1992-1993 гг. - получено здание бывшей богадельни, 
    расположенное па территории храма. Реконструирован и 
    отремонтирован второй этаж.
    
    1993 г. - по благословению Святейшего Патриарха 
    Алексия Братством получены здания, прилегающие к 
    территории храма (Новокузнецкая ул., д. 23, стр. 4 и 5а), в 
    которых будут размещены дирекция Братства, ректорат Свя- 
    то-Тихоновского Богословского Института, аудитории и ма- 
    стерские для занятий студентов. Николо-Кузнецкий храм с 
    приходскими домами и домами Братства, образующие 
    единый архитектурный комплекс, напоминающий своей 
    изолированностью монастырский, теперь полностью 
    принадлежат Русской Православной Церкви. Это позволит 
    реконструировать его по единому проекту и превратить в 
    красивый утолок Москвы.
    	 

[<-] [/\]