БРАТСТВО ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

Информационный листок N3.4/17 июля , 1991.

Прп. Андреи Рублев, иконописец

Память преподобного Андрея Рублева, всемирно известного ученика и сподвижника преподобного Сергия Радонежского празднуется 4 (17) июля накануне дня памяти (обретения мощей) преп. Сергия. В этом году память преподобного празднуется в четвертый раз, после его канонизации Собором Русской Православной Церкви в 1988 г. Особенное значение этот праздник имеет, конечно, для Спасо-Андрониковского монастыря, где подвизался преподобный и где он похоронен, и для Музея древнерусского искусства им. А. Рублева, расположенного в этом монастыре. В наши дни, когда все больше храмов возвращается Церкви, торжественная церковная служба во вчерашнем помещении музея никого не удивляет. Но еще два года назад, когда в день памяти преп. Андрея впервые состоялась служба в древнем Спасском соборе Андроникова монастыря, это воспринималось как чудо и несомненное покровительство Преподобного.

В преодолении многих трудностей и препятствий к возобновлению службы в Спасо-Андрониковском монастыре живое и активное участие принимали члены Братства во Имя Всемилостивого Спаса, работавшие в музее и всегда почитавшие преподобного Андрея. В Николо-Кузнецком храме в конце 70-х годов родилась идея ходатайства о канонизации преподобного Андрея. По благословению о Всеволода (Шпиллера), настоятеля храма, началась подготовка к канонизации, и уже в 1981 году была написана служба святому, его житие и икона. В том же году о. Всеволод обратился в Синод с предложением о всероссийском прославлении местночтимого преподобного Андрея. Все эти годы память преподобного особо чтилась, его икона находилась в алтаре Сергиевского придела Николо-Кузнецкого храма, а после канонизации в 1988 году была перенесена для общего почитания на южную стену этого же придела.

В очередном Информационном листке Братства мы впервые публикуем краткое житие (в сокращении), тропарь и кондак из службы преподобному Андрею, а также икону преподобного, которые были написаны в Николо-Кузнецком храме.


Сказание краткое о житии и подвигах иже во святых отца нашего преподобного Андрея, всея России чудотворца, прозванием Рублева

Составлено по благословению о. Всеволода Шпиллера

Благослови, отче.

Сей нареченный святый Андрей прозванием Рублев просиял в земле Русской во дни славных благоверных великих князей Димитрия Иоанновича Донского и сына его Василия Димитриевича. Родился же от благородных и благочестивых родителей. И от юности своей возненавидел мирскую суету всею душею своею и всем разумом своим, помыслы на высшее устремив.

Во время то цвела земля Русская святыми подвижниками, как райский сад благоуханный. И в Московской стране, и в Киевской, и в Новгородской, и в Ростовской, и в иных пределах русских многое множество подвижников - и святителей, и благоверных князей, и преподобных, и страстотерпцев, и блаженных, и праведных жен - подвизались за Имя Христово, ратоборствуя против духов злобы, и как фимиамом была окутана земля наша молитвами их.

Паче же всех прославился преподобный и богоносный отец Сергий Радонежский. Повсюду прошла слава подвигов его, и достигла царствующего града Константинополя, и святый вселенский патриарх Филофей послал святому отцу нашему Сергию крест и свое благословение. И благодатию Божиею умножались дети духовные великого Сергия: отовсюду стекались к нему во обитель, воздвигнутую им во имя Живоначальныя Троицы. И учил их святый Сергий истово подвизаться в любви и смирении, не искать славы и власти. И иные из учеников его прославились подвигами, многие свои обители создали, а еще некоторые достигли святительства.

Было же то время для Русской земли весьма скорбное, и разорение Бесконечное от нечестивых и безбожных и поганых татар, беспрестанно воевавших Русскую землю и в полон русских людей уводивших. Помощью Божией в году 1380 одолел великий князь Дмитрий Иоаннович нечестивых татар в день Рождества Пресвятыя Богородицы в битве на поле Куликовом. В году же 1382 пришел на Русь хан Тохтамыш, и град Москву и иные грады и веси пожег и пограбил, и людей побил бесчисленное множество, а оставшихся в живых в полон увел, и был плач, и оскудение, и теснота со всех сторон.

И было все это во дни юности преподобного Андрея, и увидел он, что не стоит слава мира сего, но рассыпается, яко прах, и надежду возложил не на князей человеческих, но на единого Сердцеведца Бога.

И узрел преподобный и святый Андрей нетленную славу преподобного Сергия и учеников его. И возревновал он о жизни праведной и богоугодной, и притек ко святому и великому Сергию, испрашивая его благословения на отречение от мирской прелести, и вдал себя во всецелое послушание великому авве всей русской земли. И от юности облекся во ангельский образ, и был наречен в иночестве Андреем.

И был в то время года около 1390 утвержден монастырь во Имя Нерукотворенного образа Спаса нашего, Господа Иисуса Христа, близ Москвы на реке Яузе. Многие годы святый Андроник, ученик преподобного Сергия, подвизался в пустынножительстве в сем месте; когда же достиг в меру совершенства духовного, стала составляться обитель. И послал авва Сергий ученика своего Андрея во обитель святого Андроника на послушание, ибо было ему открыто, что во граде Москве и во иных градах, близ палат княжеских дано святому Андрею прославлять имя Божие и святую веру Христову утверждать.

Был же дан Творцом всяческих святому Андрею от рождения дар дивный священного образописания. Из детства был он научен иконному художеству, и по молитвам отца своего божественного Сергия преуспел преподобный Андрей во святом деле иконописания паче учителей своих и паче всех прочих живописцев русских.

И так пребывал святый Андрей во обители Спасове. И обрел там друга и сопостника, именем Даниила, по прозванию Черного. Даниил же был преизрядный и славный живописец, а возрастом старее святаго Андрея. И совершали течение свое преподобные отцы наши Андрей и Даниил во взаимной любви, постах и молитвах и иных подвигах, соревнуясь в добродетели и заветы исполняя аввы Сергия. И по заповеди его тщательно скрывали духовные труды свои, дабы, получив славу в веке сем, не могли потерять ее в будущей жизни. Во все дни писали святые иконы, во праздники же не писали, но непрестанно созерцали святые образы Господа нашего Иисуса Христа, и Его Пречистой Матери Приснодевы Марии, и святых. Ради трудов и подвигов своих сподобились они уже в сем веке видения божественного света и непрестанного духовного веселия. Жили же по правилам святых афонских отцов.

Преподобный же Андрей весьма был навычен и прилежен чтению, ибо книги суть источники мудрости, напояющие вселенную. И был он украшен многим знанием, и всех превосходил в премудрости зельне, так что не только писать святыя образы мог, но также многих поучать духовному деланию.

Имел же преподобный Андрей особенную любовь великую ко Пречистой Божией Матери, подаяющей немедленную помощь всем просящим, и многие ночи проводил пред святым Ее образом в плаче и покаянии, и писал образы Божией Матери с особым тщанием.

И было в году 1395, пришел на Русь страшный царь Темир-Аксак с войском бесчисленным, как саранча. И призвал святый митрополит Киприан весь народ к молитве и покаянию. И послали во град Владимир за святой иконой Божией Матери и привезли, и вышел весь народ в сретение ее. И непрестанно молились все люди об избавлении. Услышала Пресвятая Богородица возносимые к Ней молитвы, и Сама явилась во сне царю Темир-Аксаку, и грозно повелела ему не ходить на Русскую землю, а уйти восвояси. Испугался царь страшного видения и наутро приказал своему великому войску повернуть обратно. И ушел, и след его простыл. В Русской же земле великая была радость, и воздвигли монастырь Сретенский, в память встречи святой иконы Божией Матери. Святый Андрей же с радостью и духовным ликованием и благодарением исполнил волю святого митрополита и великого князя, начертав подобие иконы Божией Матери, называемой Владимирской.

В то время пришел во град Москву преславный живописец и философ зело хитрый Феофан Гречанин. И писал образы странные и чудные, световидные, как не писали до того в русской земле. Некоторые же толкуют, что тщался начертать божественный и нетварный свет Господа нашего Иисуса Христа, на горе Фаворской просиявший, его же являет Господь избранным и чистейшим сосудом своим.

И поручили великий князь и святый митрополит лучшим живописцам расписать в Москве соборную церковь Благовещения. Живописцы же были Феофан Гречанин, и старец Прохор с Городца, и святый Андрей. И когда писал Феофан, зело очами сверкал во все стороны, и многие беседы вел, так что весьма дивились московские люди. Преподобный же Андрей в молчании и непрестанной сердечной молитве и духовном сосредоточении творил, по преданию отцов своих духовных.

Вскоре велел великий князь поновить стольный Успенский собор города Владимира, послал же из Спасо-Андрониковой обители иноков Даниила и Андрея преподобного. Пришли они с дружиной их во Владимир, и вознесли молитвы Пресвятой Троице и Господу Иисусу Христу, и обновили собор во имя Успения Пресвятыя Богородицы, написав образы многие, чудные. Во утешение страждущим и рыдающим написали Шествие в рай праведных, ибо многими скорбями надлежит внити во Царствие Небесное. Написали страшное и славное второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, со Господом во образе Эммануилеве. И ангелов грозных, огнь дышущих, огнь испущающих, красоты же неописанной написали. Много других чудных образов начертанием искусным составили и красками светлыми разукрасили. И нигде не было подобного чудного подписания, и великая то была радость и утешение для града Владимира.

Услышал князь Звенигородский об иконах письма Андреева и восхотел в Звенигороде собор святаго Успения украсить. И пришел преподобный Андрей, сей чудный и смиренный старец, и поклонился князю, и написал по благословению святого Саввы игумена Деисус для соборной церкви и другие многие иконы. И в сем Деисусе тихость и молчание и доброе воление и красоту совершенную явил в образе Спасове и иных. Таковых же образов не бывало до того времени. Ибо из глубины взывал ко Господу преподобный Андрей, когда писал их, и отверз Господь Наш Иисус Христос его ум ко уразумению Святого Писания, и научил его чрез образы в красках выразить то, что Писание выражает словом.

Скорбь же и темнота продолжались на Русской земле в то время. Пришел на Русь нечестивый князь татарский Едигей и Русскую землю пожег снова и попленил, и монастырь святой Троицы, созданный великим аввой Сергием, весь разорил, при игумене Никоне, ученике Сергиеве. По возвращении же братии в обитель, задумал святый Никон на месте деревянной церкви во имя Святой Троицы, сожженной нечестивыми, воздвигнуть храм каменный. И соорудил собор дивный, узорочьем всяческим хитро украшенный; сей храм и поныне стоит, и на весь мир знаменит.

Призвал же для иконного строения преподобного Андрея и дружину его. И повелел ему храм сей расписать, и иконостас воздвигнуть, и написать икону Пресвятыя Троицы во славу преподобного Сергия. Преподобный же Андрей воззвал к великому своему авве Сергию, дабы молитвами и предстоянием своим пред Господом помог ему через образ Имя Пресвятой Троицы пред человеками прославить и перед ангелами вознести, да воззрением на сей образ побеждается ненавистная рознь мира сего.

И написал икону Пресвятыя Троицы, и внесли ее во храм, и воздвигли на уготованное место. Изобразил же Святую Троицу в божественном, и царском, и ангельском подобии, и таковаго ради изображения трисвятая песнь Трисвятой и Единосущной и Животворящей Троице на земле проносится желанием безчисленным и любовию безмерною, и духом восхищаемся к первообразному оному и непостижимому подобию. И от вещнаго сего зрака возлегает ум наш и мысль к божественному желанию и любви, не вещь убо чтим, но вид и зрак красот их, понеже почесть иконная на первообразное преходит. Ибо не было доселе таковаго истиннаго подобия Всесвятыя Троицы, в коем столь явственно показуется, что Отец и Сын и Всесвятый Дух едино суть Божество, едина сила, единосущная и нераздельная, любовь же есть жертва, жертва же крестное древо. И в начертании явил во всем совершенное подобие, различие же в действии.

И так прославил преподобный Андрей авву Сергия великого, и то, что учитель начал, ученик продолжил. Явил святый Андрей совершенную любовь к отцу своему Сергию и чрез нее возшел к небесной высоте богомыслия, ибо познание Всесвятыя Троицы во Единице есть вершина истинного богословия.

По возвращении же святого Андрея во Спасский монастырь, немного времени спустя разболелся он и призван был в небесные обители. И явился другу своему Даниилу в сонном видении, светом небесным нетварным осиянный, со светлым и радостным ликом, и звал друга своего последовать за ним и мир сей оставить бренный и смрадный. И вскоре преставился преподобный Даниил. Ибо великая была между ними любовь, так что и смерть не могла разлучить их надолго.

Образы же, писанные преподобным Андреем, многими прославлены чудесами и доныне светом дарованной им благодати мир просвещают. Мы же, принося чрез них поклонение ко Господу и святым его, благодарим Пресвятую Троицу, прославляющую святых Своих. Аминь.

ТРОПАРЬ


ГЛАС З


БОЖЕСТВЕННАГО СВЕТА НЕТВАРНЫМИ ЛУЧАМИ ОБЛИСТАЕМЫЙ,
АПОСТОЛОМ НА ФАВОРЕ УПОДОБИЛСЯ ЕСИ, ПРЕПОДОБНЕ АНДРЕЕ,
И ЯКО ВСЕХ ПРЕВОСХОДЯЙ В ПРЕМУДРОСТИ ЗЕЛЬНЕ
ХРИСТА ПОЗНАЛ ECИ - ИПОСТАСНУЮ ПРЕМУДРОСТЬ И СИЛУ;
И ИКОНОЮ ЧЕСТНОЮ ВСЕМУ МИРУ ВОИСТИННУ ПРОПОВЕДАЛ ЕСИ
ТРОИЦУ ВО ЕДИНИЦЕ, ТВОРЦА БОГА НАШЕГО;
ТОЮ ЗЛОВЕРИЕ И БЕЗВЕРИЕ ПОСРАМИЛ ЕСИ
И ДЕМОНОВ ПОЛКИ УСТРАШИЛ ЕСИ;
МЫ ЖЕ СО УДИВЛЕНИЕМ И РАДОСТИЮ ВОПИЕМ ТИ:
ИМЕЯЙ ДЕРЗНОВЕНИЕ КО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ,
МОЛИ СПАСТИСЯ ДУШАМ НАШИМ.

КОНДАК

ГЛАС 1


ОТ ЮНОСТИ БОЖЕСТВЕННЕЙ ТОКМО КРАСОТЕ УСТРЕМЛЯЯСЯ,
ЧУДНЫЙ ИКОНОПИСЕЦ В ЗЕМЛИ РУССКОЙ ЯВИСЯ,
И БОГОНОСНЫМ ТВОИМ УЧИТЕЛЕМ ПОРЕВНОВАВ,
СИЯНИЕМ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ УКРАСИЛСЯ ЕСИ,
ПРЕПОДОБНЕ АНДРЕЕ;
ОБРАЗИ ТВОИ СВЯТИИ МИРА ИСТИННОЕ УКРАШЕНИЕ,
ЯКО КАМНИ ВОПИЮЩИЙ
ВСЮДУ ПРОСЛАВЯТ ХРИСТА БОГА;
ИМИЖЕ ДОГМАТЫ УТВЕРДИ,
ЕРЕСИ НИЗЛОЖИ,
СЕРДЦА МНОГАЯ УМЯГЧИ,
И ТАКО ЯВИСЯ ВО ВСЕМ ЦЕРКВЕ ПОХВАЛО,
НЫНЕ СО АНГЕЛЫ ПРЕДСТОИШИ ПРЕСВЯТЕЙ ТРОИЦЕ,
ЮЖЕ ПРОСЛАВИЛ ЕСИ.