БРАТСТВО ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

Информационный листок N 18. Декабрь, 1993 г.

Этот информационный листок посвящен паломничеству священников нашего Братства в города Екатеринбург, Алапаевск и Верхотурье с понедельника 22 ноября по субботу 27 ноября 1993 г. Ниже приводится проповедь, сказанная духовником нашего Братства о. Владимиром Воробьевым 28 ноября 1993 года в Благовещенском храме в воскресенье вечером после Братского молебна.

ПАЛОМНИЧЕСТВО В ЕКАТЕРИНБУРГ

Хочу рассказать вам о паломнической поездке, которую совершили священники нашего Братства, и не только нашего Братства, в Екатеринбург. В прошлый понедельник 8 священников из Москвы вылетели в Екатеринбург. Это были о. Валентин Асмус, о. Александр Салтыков, о. Аркадий Шатов, о. Владислав Свешников, о. Александр Шаргунов, о. Владимир Переслегин, о. Артемий Владимиров и аз. С нами должен был быть о. Димитрий Смирнов, но он улетел в Америку еще раньше. Ночью мы прилетели в Екатеринбург. Эту поездку устроила, в основном, одна прихожанка Николо-Кузнецкого храма (член нашего Братства), но в то же время жительница Екатеринбурга, которая долгое время жила в Москве и ходила в наш храм. Нас встретили ночью на автобусе, отвезли в замечательный санаторий, всем дали прекрасные номера и дали программу нашей поездки. Оказалось, что программа очень насыщенная, и весь город увешан афишами, в которых написано, что приезжают московские священники, (все поименно названы, и о. Димитрий тоже там был назван) и где и что эти священники будут делать.

С утра во вторник мы приступили к исполнению этой программы. Прежде всего мы посетили архиерейский дом архиепископа Мелхиседека. Надо сказать, что еще в самолете мы прочитали ужасную, клеветническую статью в духе 60-х годов времен Хрущева, где владыку оскорбляли и клеветали на него. Так что мы его застали в очень подавленном состоянии. Еще в самолете, прочитав эту статью, подумали, что недаром Господь нас именно в это время Своим Промыслом привел в этот город. И мы постарались владыке засвидетельствовать нашу любовь и уверенность в том, что эта клевета приведет не к беде церкви, а, как всегда, обратится к ее вящей славе. У него мы получили благословение на все последующие дни. От него мы поехали на место убиения царственных мучеников в Ипатьевском доме. Вы знаете, что этот дом теперь сломан. Здесь очень неприглядная картина, пустырь, какие-то кучи земли, и поставлены два грубых креста, на том месте, где был подвал, в котором были расстреляны мученики и где предполагается поставить престол будущей церкви. Рядом с тем местом воздвигнута деревянная часовня в честь преподобному ченицы Елизаветы. Часовня построена очень красиво, но имеет на себе отметину тщеславия ее строителя - там сделано рекламное клеймо, которое все портит. Напротив бывшего Ипатьевского дома, на высоком холме, стоит очень большая высокая церковь Вознесения Господня, та церковь, которую постоянно могли видеть из окон члены царской семьи и, наверное, молились, глядя на нее. Из этой церкви приходили священники причащать их. После того как мы помолились около этих крестов, мы поехали на окраину города, которая называется странным образом - "Елисавета". Там нас привезли в приход, где храм освящен во Имя Всемилостивого Спаса. Храм этот открылся 5 лет назад, но уже приведен в очень хороший вид, внутри все благоустроено, отремонтировано. Слева от иконостаса находится сень, под которой в большом и красивом ковчеге хранится большая частица мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Здесь мы были призваны на первый "круглый стол". Нас отвели в большой новый приходской дом, где помещаются разные службы, келий священников, большая зала, где должен был состояться "круглый стол", и магазин. Магазин, надо сказать, раскошный - большой с большими стеклянными витринами. Когда мы вступили в него, то услышали пение наших детей - это завели пластинку нашего Братства. А потом мы увидели огромное множество книг духовных и поняли, что витрины этого магазина совпадают полностью с витринами нашего магазина. И, действительно, этот магазин комплектуется у нас в Москве в магазине "Православное слово" нашего Братства. Потом мы узнали, что магазин при храме Всемилостивого Спаса имеет в Екатеринбурге 26 торговых точек. Иначе говоря, весь Екатеринбург обильно снабжен православной литературой. А средства, которые от этого получает приход, используются на жизнь этого храма, потому что прихожане бедные и не могут дать достаточное количество денег на ремонт. На доход от книг воздвигнут храм из страшного состояния, построен дом и построена большая крестильная церковь во имя великомученицы Екатерины. В этой церкви мы увидели баптистерий, опять полностью скопированный с крестильного храма у нас в Кузнецах. Наш проект перенесен туда. Храм назван в честь великомученицы Екатерины потому, что прежний Екатерининский храм сломан. Мы беседовали с прихожанами, их было очень много. Они задавали нам много вопросов. Потом была вечерняя служба, после вечерней службы мы с о. Александром поехали в семью президента Уральского отделения Российской Академии наук, куда были призваны для того, чтобы договориться о следующем дне.

На следующий день с утра мы прибыли в храм Вознесения, где состоялась литургия. Владыке Мелхиседеку сослужило 12 священников, сюда приехали многие священники Екатеринбурга. Все главное духовенство: настоятели, секретарь епархии, некоторые даже не служили, а просто молились . После торжественной архиерейской службы мы опять пошли на место Ипатьевского дома, там совершили молебен преподобному ченицам Елизавете и Варваре, потом панихиду по дарственным мученикам. Затем была трапеза, а с трапезы нас повезли в университет. Мы с о. Александром поехали в гуманитарный университет, а другие отцы поехали в государственный универеитет. Отец Аркадий успел еще съездить в первую попавшуюся больницу, эта больница оказалась 1-й Градской больницей в Екатеринбурге, и в этой больнице О.Аркадий увидел гораздо больше порядка, чем в Московской 1-й Градской. Затем нас повезли в очень большой дом культуры, где огромный зал был переполнен людьми со всего города. Сюда приехал владыка Мелхиседек, и опять был устроен "круглый стол". Сначала мы все рассказали коротко о том, кто из нас чем занимается. А затем посыпались воросы, мы три часа на них отвечали. И тоже присутствовало в зале много священников Екатеринбургских, и надо сказать, что столько тепла и столько живого неподдельного интереса, как там, я мало где чувствовал. Этим наша Екатерининбургская программа была исчерпана.

Утром в четверг мы поехали на автобусе в город Алапаевск. Здесь посетили Екатерининский храм, в который ходила преподобномученица Елизавета и ее сострадальцы. Затем посетили напольную школу, где они были заключены. На этой школе и сейчас висит ржавая железная доска советских времен, которая в очень грубом отвратительном тоне сообщает, что в этом доме красноармейцы стерегли членов царской семьи, которые потом были казнены. Оттуда мы поехали в храм, где отпевались мученики. Храм этот не действует, он очень сильно разрушен.

А затем поехали в лес к шахте - месту убиения преподобномучениц Елизаве-ты и Варвары и тех, кто вместе с ними пострадал. Все эти святые места оставляют в душе очень глубокий след. Но то, что мы испытали около этой шахты, мало с чем можно сравнить. В лесу недалеко от дороги находится глубокая яма - это уже не шахта, потому что за 70 лет она осыпалась, но яма глубокая. На краю этой ямы стоит большой деревянный крест. А неподалеку воздвигнута очень красивая маленькая церковь во имя преподобномученицы Елизаветы. Мы прямо у креста отслужили молебен и постарались взять оттуда кедровые веточки на память. Надо сказать, что до сих пор война с мучениками не прекращается. И хотя по человечески это странно, но совершенно очевидно - темная сила воинствует с их памятью. И вот здесь на этом святом месте как только был воздвигнут деревянный крест, на другой день нашли топор, воткнутый в него, которым пытались срубить этот крест. Когда там воздвигли в прошлом году церковь и совершили Божественную литургию первый раз на этом святом месте, то после этого вскоре церковь была осквернена. То есть по-прежнему демонские силы неистовствуют и хотят осквернить и помрачить память святых наших мучеников.

Оттуда мы поехали на автобусе в долгий путь в монастырь в городе Верхотурье. Мы приехали поздно, уже было совсем темно, но даже в темноте мы увидели необыкновенное зрелище: огромный монастырь с высокими стенами, а за стенами колоссальный храм. Храм, который по размерам можно сравнить с Исаакиевским собором в Петербурге. Городок этот совсем маленький, это страшная глушь. Даже от Екатеринбурга - это более 300 км. Население в этом городе сейчас - 10000. А до революции там жило только 2000 человек, но было в этом городе 14 храмов и 3 монастыря. Представьте себе, какое это святое место. Сейчас два монастыря уже действуют, это единственные монастыри во всей Екатеринбургской епархии - мужской монастырь и женский. В мужском Никольском монастыре, где воздвигнут был этот величественный храм, находятся мощи святого праведного Симеона Верхотурского, которые были изъяты из монастыря после революции, долго находились где-то в музее, после 1988 года они были возвращены церкви. Владыка Мелхиседек для того, чтобы помочь храму во Имя Всемилостивого Спаса, благословил сначала этим мощам пребывать в том храме, теперь там осталась часть мощей. Недавно мощи были перенесены очень торжественно в Никольский монастырь в Верхотурье, где теперь почивают. Монастырь этот очень строгий, в нем испытываешь необычное впечатление, там удивительно тихо, удивительно малолюдно, ворота крепко закрыты, так что на службе присутствует немного людей. Чувствуешь, что попал в совершенно иной мир. Еще недавно в монастыре была колония для малолетних преступников. Нам показали фильм "Акафист" о перенесении мощей Симеона Верхотурского, там были кадры, которые показывали прежнюю жизнь этого поруганного монастыря. Сейчас уже восстановлены большой храм, в котором идет служба, большой настоятельский корпус. Там уже примерно 20 монахов и послушников постоянно подвизаются, при этом средств у них почти никаких нет, поэтому они восстанавливают монастырь своими руками.

Многие из нас были недавно на Соловках, в Соловецком монастыре, оба монастыря открылись примерно в одно время и похожим образом. Сначала поселился один монах (в Соловках это был отец Герман, а здесь отец Тихон), а потом к ним постепенно собралась братия. В Соловках очень много людей теперь бывает и, конечно, город в Соловках гораздо больше Верхотурья, но в Верхотурском монастыре сделано гораздо больше, чем в Соловецком монастыре, больше восстановлено, и лучше налажена монастырская жизнь, так что по всему видно, что братия там трудится, не покладая рук.

Утром там мы совершали утреню и Божественную литургию, после которой нас повели в женский Покровский монастырь на трапезу. В Покровском монастыре, который открылся только год назад, тоже примерно 29 инокинь, но их жизнь гораздо тяжелее, чем жизнь в мужском монастыре, потому что единственный храм, который стоит рядом с монастырем им не возвращен, он превращен в баню городскую. И хотя баня сейчас закрылась, но отвоевать этот храм себе монахини никак не могут, они даже устроили в храме голодовку, но городские власти прислали омоновцев, которые их оттуда вытаскивали и выгоняли дубинками. Тогда монахини легли на землю, но их вытолкали и грозили, что в прежние времена их бы всех расстреляли. Храм они получить до сих пор не могут. Они устроили храм в одной из больших комнат, и там совершается у них постоянно служба. Интересно, что на территории монастыря они нашли нетленное тело бывшей монахини монастыря Ангелины, это тело почивает у них в храме.

После общения с монастырями мы отправились в Екатеринбург и на другой день вернулись в Москву. Эта поездка оставила совершенно особенное впечатление. Прежде всего, надо сказать, что весь город встречал нас как особенных долгожданных и дорогих гостей. Мы не ожидали, что так может быть. Для них встреча с московскими священниками была настоящим торжеством и праздником. Владыка и все священники стремились вместе провести эти дни. И весь народ тоже с большой жаждой устремился на встречу с нами со многими вопросами. Вопросы были и во время "круглых столов" и после них, нас обступали и спрашивали о своих делах, просили каких-то духовньис советов. Одним словом, встретили нас неожиданным образом, как будто мы что-то значащие для них посланцы. Мы были этим потрясены. Здесь мы часто унываем от того, как у нас трудно идут дела. Даже бывает так, что в нашем Братстве некоторые люди, занимающие руководящие должности, начинают сомневаться, имеет ли смысл нашему Братству жить? Потому что так все трудно, так все кажется бесполезным. Трудимся, трудимся, и так все плохо получается. Все с таким надрывом, и столько разных скорбей на нас постоянно сваливается, и мы хотим все бросить и уйти, начинаем унывать или стремимся как-то разбежаться в разные стороны друг от друга, потому что не можем справиться с разными искушениями. Нам кажется, что Братство плохое, что оно не оправдывает своего названия и предназначения. И все это я как духовник Братства в особенности часто слышу. Слышу всякие обвинения, постоянно должен утешать и уговаривать, что нет, давайте смиряться, давайте потерпим, не будем унывать, не будем разбегаться. И вот нам было особенно удивительно и утешительно видеть, как совершенно для нас неожиданно в Екатеринбурге открылась огромная деятельность, которая как бы полностью заимствована у нас, которая является как бы семенем от нашего древа. Все, что мы здесь делаем, все то они стали делать там вслед за нами. Священники храма во Имя Всемилостивого Спаса, который, видите, так промыслительно совпадает с именем нашего Братства, приезжали в Москву, но всегда скромно, смиренно, так что мы им не успевали даже уделить достаточно времени, не успевали с ними пообщаться. Они приезжали, смотрели, снимали размеры нашего баптистерия, заходили в наш магазин. Мы не придавали этому значения, а там в Екатеринбурге все это принесло огромные плоды. Сейчас они живут в постоянном общении с нашим Братством. От них регулярно приходит машина, причем машина "Урал", такая машина у нас давно забракована, и наше начальство постоянно говорит нелестные слова в ее адрес, хочет от этой машины избавиться. А в Екатеринбурге думают иначе, и "Урал" регулярно делает рейсы из Екатеринбурга в Москву, нагружается здесь до верха книгами и уезжает туда. Эти книги им не даром даются здесь, за книги с них получают деньги. Они умудряются там эти книги продавать, и на вырученные деньги все свое огромное строительство осуществляют. И не жалуются, что им дорого достаются книги, что дорого возить эти книги, что священнику приходится постоянно на этой машине ездить туда и назад, хотя он очень больной. Они нисколько не жалуются, а только благодарят и радуются, что у них есть такая возможность. И вот в Екатеринбурге все люди (и неверующие) знают, что на "Елисавете" можно найти любую книгу. Екатеринбург, можно сказать, просвещен православной литературой. В других местах и сейчас ощущается книжный голод, но в Екатеринбурге его нет. Книги жители Екатеринбурга покупают охотно, идет там бойкая торговля, мы сами это видели. Вот видите, наша деятельность не напрасна, она приносит большие плоды. Если бы мы с вами утешались бы и радовались, то могло бы быть и еще лучше. Мы могли бы так помогать не только Екатеринбургу, но и другим местам. А связь наша с Екатеринбургом оказалась тоже промыслительной. Есть много городов России, почему именно с этим городом такая установилась связь, причем сама собой - мы ее не искали, мы ничего не делали для того, чтобы именно в этом городе так все устроилось. Конечно, приходит мысль, что эта связь возникла не случайно, что святые мученики, которые там пострадали и многие почивают там в мощах своих, эти мученики как бы отвечают нам. Мы всегда стараемся в нашем Братстве молиться мученикам, стараемся их прославить, мы их любим, мы даже пытались призывать к их прославлению, чтобы скорее их канонизировать у нас, и эта любовь наша тоже получила удивительный ответ. Вот именно там семя, посеянное нашим Братством, дало особенно большие плоды и там к нам относятся с любовью, нас ждут. Не легко столько народа привести на самолете, поселить, кормить, возить на автобусе, мы нигде не потратили ни копейки. Нашлись жертвователи, благотворители, которые захотели эту поездку полностью обеспечить. Так что видите, духовная мистическая связь выразилась в удивительных возможностях сблизиться, соединиться, узнать и полюбить друг друга. К нам обращались с просьбами поступить в наш Институт, с просьбой открыть филиал нашего института, чтобы почаще приезжали туда священники, преподаватели. Они живут надеждой и горячим желанием такого близкого тесного общения и сотрудничесива духовного. Все это - дело Божие, это благодатное дело есть дело любви. И в наше трудное и грустное подчас время, когда скорбей слишком много и слишком много вокруг греха, холода. В это время было очень радостно почувствовать горячую любовь. Отец Артемий, который с нами ездил и там услаждал своими проповедями екатеринбуржцев, постоянно говорил, что мы ехали в Екатеринбург, думая, что попадем в страшный холод (по радио говорили, что там 30 градусов мороза), но мы были согреты любовью и нисколько нигде не замерзли, и погода стала хорошей.

Все это мне хотелось вам рассказать в утешение и для того, чтобы подбодрить унывающих, чтобы укрепить веру всех нас в то, что даже наши немощные усилия, наши неустроенные как бы труды, обильно смешанные с разными скорбями, огорчениями, обидами, со всякими несправедливостями, с постоянными искушениями все-таки Господь приемлет. Приемлет и дает им принести плод. Господь говорит: "По плодам их познаете их". Это единственно правильный критерий, чтобы оценить какое-то событие, человека или какую-то деятельность. Как оценить, хорошее или плохое лежит в основе какого-то дела, какой-то жизни? Критерием является то, что сказал Господь - плоды. Мы с радостью можем сказать, что в Екатеринбурге мы видим добрые плоды наших усилий. Причем это усилия, конечно, отдельных людей. Но ни в коем случае они не сводятся только к отдельным трудам. Конечно, в книжном деле очень много потрудился с той стороны о. Сергий, священник храма во Имя Всемилостивого Спаса, а с нашей стороны Светлана Ивановна Горлевская, чтобы устроить книжное снабжение. Очень много потрудилась Марина, которая все это там "закрутила" - приехала из Москвы и стала рассказывать, как в Москве служат, исповедуют, проповедуют, как здесь трудятся и священников Екатеринбургских вдохновила ехать в Москву смотреть и стараться возродить духовную жизнь. Но вовсе нельзя свести к отдельным людям то, что происходит. Совершенно очевидно, что это есть дело Благодати Божией прежде всего. Никогда ни 2, ни 3, ни 10, ни все мы вместе не смогли бы сделать, что сделалось. Очевидно, нашим общим усилиям и нашим общим молитвам содействует Благодать Божия. Эта Благодать Божия приносит обильные плоды. Нас здесь не так много, екатеринбуржцев там гораздо больше, наши книги читают тысячи людей. Весь город знает, что центр духовной жизни у них на "Елисавете" в храме Всемилостивого Спаса. И владыка, и все священники знают, что на "Елисавете" бьет ключом церковная жизнь. А "Елисавета" связана с Москвой, видите, как удивительно действует Господь, как удивительно устраивается наша церковная жизнь. Дай Бог, чтобы мы все это приняли с радостью, с благодарностью Богу, не с гордостью, а со смирением, понимая, что не нам, а Имени Господню нужно воздать славу. И чтобы это умножило нашу веру и нашу любовь и усилило наши молитвы. И чтобы мы с вами и те, кто едут в другие города, те, кто приезжают к нам в гости, чтобы они тоже постарались везде сеять доброе семя веры и любви, доброе семя нашего маленького доброделания. Чтобы везде, где мы с вами бываем, мы постарались заронить маленькую искорку доброй христианской жизни и дальше видеть, что Господь может из этой искорки устроить большое, большое пламя церковной жизни. И еще я желаю вам всей душой не унывать, не смущаться, когда бывает трудно, когда разные искушения наступают как бы на горло, и кажется, что больше нет сил. Так часто бывает с теми, кто трудится. Те, кто ничего не делают, они этого не знают, они страдают от других искушений. А тот, кто трудится, обычно всегда сталкивается с какими-то ужасными препятствиями. Такому человеку бывает видно, что не дают ему сделать доброе дело, на которое он нацелил свои маленькие силы, не дают и злые силы, и люди. Кажется, что остался один, никто не помогает и все мешают, тогда в сердце приходит уныние. Кажется, я тружусь, барахтуюсь, и никому все это не нужно, и я никому не нужен, и все меня готовы бросить. Человек начинает унывать, а напрасно - Господь видит все доброе, и всему доброму дает жизнь, дает силу и неведомо для нас наши добрые дела вдали приносят обильные плоды! Это, конечно, чудо. Таким чудом, только таким чудом может возрождаться Русь. Только милостью Божией и Благодатью Божией может все у нас воссоздаться. У нас нет с вами средств для того, чтобы восстановить наши храмы, чтобы устроить нашу жизнь. Сейчас много людей богатых, которые ворочают миллионами, миллиардами, и все это вне церкви. А в церкви нет никаких средств, в церкви много немощных людей. Мы видим, что в этом, теперь капиталистическом мире церковь невозможно восстановить и воссоздать. Невозможно руками человеческими и даже, может быть, безумно об этом думать. Помните, апостол говорит: "Крест Христов для иудеев соблазн, а для эллинов безумие". Конечно, это безумно с точки зрения здравого земного человеческого смысла, но Господь творит чудеса, и вот повсюду в самых глухих отдаленных местах при полном отсутствии средств, там, где даже есть нечего, как в Верхотурье, и там вдруг восстанавливаются огромные монастыри, везде находятся делатели, находятся добрые иноки, священники самоотверженные, которые, укреплямые благодатной силой, творят чудеса. И сейчас тоже творятся чудеса Господом везде. И вот от мощей праведного Симеона совершаются и теперь тоже чудеса и исцеления. И бьют чудотворные источники. И прославляются святые места. И кровь мучеников приносит обильные плоды веры и любви.

Мы должны радоваться и благодарить, должны быть счастливы, что Господь сподобил нас с вами быть в церкви, как бы храмами Благодати Божией. Нужно этим дорожить, нужно любить нашу христианскую жизнь и со смирением и великодушием нужно побеждать те искушения, которые неизбежны. Если бы не было скорбей и искушений, то и не было бы и подвига, не было бы и любви, не было бы и добра. Любовь и добро именно в борьбе со злом крепнут, в борьбе со злом побеждают и растут. И искушения, и скорби нужны нам с вами для нашего спасения. Аминь.