БРАТСТВО ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

Информационный листок N19. Октябрь, 1994.

Николай Александрович Миллер, староста в течение многих лет храма Сергиевского подворья в Париже, в письме от 15.07.94г. пишет: "Это очень важная и полезная деятельность - организация христианских лагерей. Я был от 8 до 1б лет (в 30-ые гг.) в таких лагерях, и у меня самое теплое воспоминание о них, я все ясно помню. Думаю, что молодые люди, которые побывают в ваших лагерях, также на всю жизнь сохранят светлую память о них".

От многих уже пожилых русских людей (эмигрантов первой волны) приходилось слышать, что именно благодаря лагерям они сохранили веру в этом безбожном окружающем мире и выросли православными русскими людьми. Православные люди в родной России с 1917 г. живут как на чужбине - сначала жестокий геноцид, теперь массовая пропаганда разврата и банди- тизм, поэтому опыт лагерей Русского студенческого христианского движения (РСХД), Национальной организации витязей (ИОВ), Организации русских юных разведчиков (ОРЮР) и других для нас весьма ценен. Интересно, что практически все русские организации за рубежом, которых было великое множество, - издательства, школы, богадельни - почти прекратили свое существование, и только детские и молодежные лагеря в Европе, Америке, Австралии попрежнему каждый год наполняются потомками русских эмигрантов. Это является самым лучшим подтверждением того, что они нужны.

ЛЕТНИЕ ДЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ

Рассказывая о каждом виде деятельности, нам всегда хочется вспомнить и то недалекое прошлое, когда любая христианская работа жестоко преследовалась. Были в наших общинах, еще не оформленных в Братство, попытки образовать палаточные детские или семейные лагеря и до 1988 года, но они оканчивались обычно печально. Так, в 1985, году какой-то прохожий услышал, как дети, хотя и с опаской и тихо, но пели молитвы в палаточном лагере на берегу Сиверского озера напротив Кирилло-Белозерского монастыря. После этого в лагерь явился милиционер, пришлось бежать в Москву и потом с трепетом, ждать тяжелых последствий, которые, к счастью, миновали.

Была и другая форма лагеря - жизнь летом с детьми на нескольких дачах, снятых поблизости в одном дачном поселке. Снять дачи было трудно - приходилось ездить по всем 12 направлениям от Москвы с января по май, и то удавалось снять не более двух - трех дач и разместить три - пять семей.

Отец Дмитрий Смирнов и несколько православных семей купили все дома в одной из деревень Владимирской области, таким образом тоже решалась проблема летнего лагеря, но для детей только этих семей. Многие годы такие "лагеря" вместе с походами (смотри Информационный листок Братства N7) оставались единственной возможностью вместе жить, вместе молиться, вместе преодолевать трудности и осваивать непростую науку "общего жития", - не говоря уже об отдыхе от учебных и служебных забот.

Одним из первых дел нашею Братства (официально открытого в октябре 1990г.) было получение земли и организация летнего лагеря. Наше Братство получило в конце 1990 года 7 гектаров земли в Тутаевском районе Ярославской области. Здесь есть и поле, и лес, и поляны, и река с прекрасным пляжем, и полуразрушенный храм с окружающим его кладбищем. Это красивый высокий берег реки Волги около деревни Богослово в !2 километрах от старинного русского города Романова-Борисоглебска. Райский уголок русской , земли нам удалось получить благодаря самоотверженным трудам заместителя председателя Братства профессора-математика Андрея Борисовича Ефимова и братской помощи протоиерея Николая Лихоманова - благочинного Тутаевского района (тоже в прошлом математика - выпускника МГУ).

Село Богослово На этой земле уже четыре года подряд с 1991 по 1994 год устраивались летние палаточные лагеря. В этих лагерях отдыхали и работали первые два года, в две смены (по 2-3 недели) около 100 детей в каждой смене, а последние два года уже в четыре смены до 150 человек в смене. Совершенно особенной чертой нашего молодежного лагеря является соседство семейною лагеря, где живут с малышами родители детей, находящихся в молодежном лагере. Вначале при подготовке первой смены нам казалось, что такое соседство невозможно. Но многим многодетным семьям некуда было уехать летом из города, и жизнь заставила соединить то, что казалось несоединимым. Опыт четырех лет показал, что такое соседство вполне возможно и, более того, плодотворно. Старшие дети помогают в семейном лагере нарубить дрова, принести воды и прочее - без них семейный лагерь не мог бы существовать. Родители из семейного лагеря (врачи, учителя) помогают в работе с молодежью. Праздничные дни обычно проводятся всеми вместе.

Другая особенность нашего лагеря - восстановление полуразрушенного храма, работы по его консервации и реставрации, уборке территории, украшению интерьера, организация службы в нем - все это является постоянным источником интересных работ и полезных послушаний.

В 1991 и 1992 годах все три смены устраивали прихожане Николо- Кузнецкою храма.

В 1993 году 3-ю смену для детей и молодежи своего прихода организовал храм Митрофания Воронежского.

В 1994 году нулевую смену (установку лагеря) и первую смену проводил приход Николо-Кузнецкого храма (начальники смен Мишин С.С. и Куракин А.Н), вторую смену - приход храма Царевича Димитрия (нач. смены Доколин А.Ю.), третью смену - приход храма Митрофания Воронежского (нач. смены Грошев С.П.). Начальником семейного лагеря неизменно является Николаев К.Г. В первой смене : было около 150 человек, во второй и третьей по 100 человек. Лагерь прошел хорошо и был одним из самых крупных общих братских дел.

В день престольного праздника нашего лагерного храма - Владимирской иконы Богоматери (6.07.94 г.) епископ Ярославский и Ростовский Михей посетил наш лагерь и возглавил праздничную службу с крестным ходом вокруг храма. Храм был полон. С епископом приехали - протодьякон и иподьяконы. Сослужили епископу протоиерей Владимир Воробьев - духовник нашего Братства, протоиерей Николай Лихоманов - благочинный из города Романова-Борисоглебска и приехавший - с ним отец Сергий. С о. Николаем приехали на автобусе паломники. Пришли на службу местные жители, отдыхающие из пансионата и около 170 насельников нашего лагеря.

Весьма вероятно, что за приблизительно триста лет существования храма в селе Богослово епископская служба состоялась в нем первый раз. Раньше в епархии были сотни храмов, и из-за плохих дорог трудно было их посещать (от Ярославля до села Богослово более 70 километров), а с 1920-х годов до 1991 храм был закрыт.

Владыка Михей всех в храме благословил и в своем приветственном слове сказал, что благодарен за приглашение и что ему было очень радостно молиться с детьми, молитва которых особенно чиста и доходчива к Богу. Пел наш большой смешанный детский и молодежный хор.

Епископ согласился разделить с нами трапезу на берегу Волги под брезентовым навесом, где сразу садятся около 100 человек, хотя был пасмурный день и слегка моросил дождик. Каковы же были наши удивление и радость, когда в беседе мы узнали, что епископ Михей хорошо знал духовного основателя нашего Братства протоиерея Всеволода Шпиллера. Епископ Михей у него учился в Московской духовной академии в 1950-е годы и потом поддерживал с ним связь.

Уже в 1993 году стало понятно, что одного лагеря для организации летнего отдыха всех наших детей мало. Поэтому были предприняты попытки найти место для организации других лагерей.

В июле-августе 1994 г. около г. Калязина тоже на берегу Волги на земле, соседней с принадлежащей Фонду исследования аграрного развития, в соответствии с договором о совместной деятельности был организован приходом Николо-Кузнецкого храма новый Калязинский лагерь (начальник лагеря Куракин А.Н.), в котором отдыхало около 100 человек. Одной из особенностей Калязинского лагеря является походный храм, освященный по благословению Святейшего Патриарха Алексия 11 во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.