Доклад на презентации диска "АЗБУКА ИКОНОПИСЦА"

На Факультете Церковных Художеств с 2004 г. существует Научный отдел по разработке базы данных по памятникам церковного искусства. Задумано создание максимально полной базы иконографических изводов, встречающихся во всех видах христианского искусства: иконописи, фреске, мозаике, книжной миниатюре, шитье и т.д. на всем протяжении истории от эпохи поздней античности до современного периода. Компьютерная база данных в первую очередь будет использоваться в учебном и творческом процессе мастерскими ФЦХ, занимающимися подготовкой иконописцев, специалистов по лицевому шитью, монументальной живописи и реставрации, а также для подготовки историков искусства. Принимая во внимание современное развитие электронной техники, широкое внедрение дистанционного обучения (которое уже существует в ПСТГУ), создание электронной базы данных представляется более чем своевременным. Очевидно, что сбор информации по всем доступным произведениям христианской иконографии в единую Базу данных даст новые возможности для развития современного церковного искусства.

База данных ФЦХ создана на основе лицензионного программного обеспечения системы НИКА-Музей, которую используют для описания своих коллекций Центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева, Государственный исторический музей и др. Нашим научным отделом был переработан интерфейс программы, поскольку мы, в отличие от музеев самими памятниками не располагаем, а описываем их по публикациям в различных каталогах. В настоящее время в базу данных ФЦХ внесено более 2000 произведений. С 2005 года работа нашего отдела выполняется в рамках гранта РГНФ (руководитель - Н.Е.Емельянов). Планируется, что одним из результатов разработки базы данных будет выпуск серии CD-rom.

Сегодня мы представляем первые результаты этой работы.

Первый диск серии "Азбука иконописца" посвящен иконографии Спасителя и Богоматери, а также двунадесятых праздников. Выбор именной этой тематики для первого диска очевиден: вся христианская иконография возникла от первого нерукотворного образа Спасителя и первого образа-портрета Богоматери кисти апостола и евангелиста Луки. А изображения евангельских праздников служили книгой для неграмотных еще в первые века христианства. Все остальные типы изображений фактически являются производными, и будут рассмотрены в следующих разделах серии.

Диск "Азбука иконописца" предназначен для широкого круга любителей иконописи, в том числе для начинающих иконописцев и учащихся воскресных школ. Это каталог наиболее совершенных в художественном отношении икон, пригодных для изучения и копирования. Очевидно, что далеко не каждая древняя икона может служить подходящим образцом для копирования. Большинство из них имеет значительные утраты красочного слоя. На многих утрачены или смыты при реставрации верхние слои плавей. Реконструировать эти утраты самостоятельно начинающему иконописцу чрезвычайно трудно. Поэтому для диска были отобраны хорошо сохранившиеся произведения иконописи, которые могут служить наилучшими образцами классического иконописания.

Наш диск принципиально отличается от тех компакт-дисков, посвященных православной иконографии, которые до настоящего времени были в продаже. Наш диск содержит всего 130 специально отобранных икон. Но для начинающих необходимо ограничить палитру. Изучение иконографии должно идти последовательно, от простого и понятного - к более сложному. Изображения хорошего качества, сами иконы сохранные, великолепные по мастерству исполнения и классические по иконографии. Все иконы атрибутированы: время создания, размеры, местонахождение.

Помимо каталога диск содержит краткий "учебник" - рекомендации для начинающих иконописцев. Это авторская разработка ФЦХ. Надо отметить, что специальных учебников для иконописцев даже в печатном виде пока очень немного (в русской православной церкви единственное серьезное пособие - это книга мон. Иулиании (М.Н. Соколовой) "Труд иконописца", изданная в 1995 году). Несмотря на бурный расцвет современного иконописания до сих пор не существует общей концепции развития церковного искусства. Поэтому задача разработки стратегии развития и методики обучения является одним из приоритетов деятельности Факультета Церковных Художеств ПСТГУ.

В Интернете появились некоторые краткие электронные "учебники", как например на сайте Московского иконописного центра "Русская икона". На сайте предлагается при помощи ряда технических приемов из готовой прориси создать подобие иконы. Но с точки зрения содержания образа результат такой системы не дает высоких результатов. Наша версия учебника принципиально отличается и от такого подхода.

В нашем кратком учебнике предлагается, прежде всего, изучить прекрасную икону-образец. И форму, и положение плавей рассмотреть на оригинале, ничего не сочиняя от себя. Если нет рядом хорошего наставника (как в случае использования диска) это единственно правильный метод обучения. Изображение частей лица на иконе только на первый взгляд кажется геометрически условным. На самом деле оно основано на многовековых традициях, сложившихся еще в искусстве античности. Средствами иконописного рисунка выражены наблюдения многих поколений художников над реальной анатомией человеческого лица. А византийские иконописцы использовали и классическое пропорционирование античного искусства. Эти принципы построения рисунка лика рассмотрены на примере двух прекрасных икон: Пантократора из ГМИИ им. Пушкина и Богородицы "Психосострии" из Охридского музея.

Разумеется, приступать к работе над ликами следует после освоения начального цикла обучения темперной технике. Однако плох тот ученик, который с самого начала не стремиться изучить технику личного письма, рассмотреть внимательно лучшие иконописные лики, понять, как именно сделаны плави и рисунок деталей. Эти два образца выбраны именно потому, что на них возможно увидеть приемы работы художника.

Диск "Азбука иконописца 1" является первым в серии. Далее ФЦХ планирует выпуск подобных дисков, посвященных изображениям святых в иконографии Православной Церкви.