Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Вятская епархия епископ Должностьепископ Слободский, викарий Вятской епархии Год начала1920 Год окончания1921
Был назначен епископом Слободским, но, видимо, викариатством не управлял [25] Томская епархия епископ Должностьвременно управляющий Томской епархией Год начала1921 Месяц начала4 Год окончания1921 Месяц окончания9
По данным [21]: Документов, подтверждающих его прибытие в Томск в 1921г., не имеется, хотя в 1921г., он действительно был назначен временно управляющим Томской епархией Вятская епархия епископ Должностьепископ Глазовский, викарий Вятской епархии Год начала1921 День начала14 Месяц начала8 Год окончания1922 День окончания24 Месяц окончания8
По другим данным, назначен епископом Глазовским 14 сентября 1921г.
В 1921г. владыка Виктор был назначен епископом Глазовским с местом жительства
в Вятском Трифоновом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре на правах
настоятеля.
В Вятке владыка Виктор был постоянно окружен народом, который видел в никогда не
унывающем архипастыре с твердым и прямым характером, спокойном и жизнерадостном,
поддержку для себя среди неустройств и тягот жизни.
В мае 1922г. управлял Вятской епархией в связи с кратковременным арестом
епископа Павла (Борисовского).
Во время возникновения в 1922г. обновленческого движения владыка Виктор не раз
обращался с посланиями к пастве, объясняя смысл происходящих событий и
разоблачая действия обновленцев, стремившихся разрушить канонический строй
Церкви и внести смуту в церковную жизнь.
31 мая 1922г. председатель обновленческого ВЦУ Антонин (Грановский) направил епископу
Виктору письмо с приглашением на обновленческий собор, который должен был
состояться в августе 1922г.
30 июня 1922г. архиепископ Вятский Павел (Борисовский) телеграмму от центрального комитета
"Живой Церкви" с требованием создавать местные группы этой организации.
23 августа 1922г. в Вятку прибыл уполномоченный ВЦУ.
Добиться содействия владыки Павла в созыве общегородского собрания духовенства
ему не удалось. Тогда уполномоченный ВЦУ направился в Трифонов монастырь
в надежде получить поддержку епископа Виктора.
Епископ Виктор категорически отказался от какого-либо сотрудничества с обновленцами.
Уполномоченного обновленческого ВЦУ епископ Виктор не пустил к себе даже на порог.
На следующий день владыки Павел и Виктор составили послание к вятской пастве:
в котором объявил ВЦУ самозваным и неканоничным и предостерегли верующих от
контактов с обновленцами.
Епископ Виктор обратился к вятской пастве: "Умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя "церковью живой", а в действительности "трупу смердящему", и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными".
Кроме того, в послании Вятская епархия объявлялась автокефальной (на основании
послания Заместителя Патриарха митрополита Агафангела (Преображенского) от
18 июня 1922г., в котором содержался призыв к епархиальным архиерееям не
подчиняться обновленческому ВЦУ и временно управлять своими епархиями самостоятельно.