Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][prev][next][last]
NIKA_ROOT Дела oni.23
    Толгский Николай Васильевич 
    Год рождения 1886 
    День рождения 20 
    Месяц рождения 2 
    Место рождения Московская губ., Бронницкий у. (Московская о., Раменский р.), с.Дорки 
    протоиерей 
    Специальность кандидат богословия 
    Родители его протоиерей Михаило-Архангельской церкви с.Дорки Василий Григорьевич
    Толгский и Мария Петровна (в девичестве Казанская) происходили из семей
    потомственного духовенства.
    Николай являлся восьмым ребенком в их многодетной семье.
    Известно, что у Николая были сестры — Варвара (старшая), Мария, Ольга, братья —
    Василий, Сергий, Александр. Сергий (старший брат) и Александр (средний) стали
    священниками. Впоследствии протоиерей Сергий служил в Москве в церкви Рождества
    Божией Матери на Кулишках, а затем в церкви Петра и Павла на Яузе, в 1936г. добровольно
    последовал в ссылку вместе с семьей дочери (г.Коканд).
    Средний брат о.Александр впоследствии — известный настоятель храма Илии Пророка
    в Обыденном переулке в Москве.
    Всю свою жизнь родители посвятили служению на большом приходе Михаило-Архангельской
    церкви погоста Дорки, воспитанию и образованию не только своих детей, но и сельчан.
    Младенца Николая крестил иерей села Раменского Сергей Александрович Парусников,
    а восприемником при крещении стал его старший брат Сергий, ученик Донского
    духовного училища.
    Своих детей батюшка с матушкой воспитывали строго, в уважении к старшим.
    При доме было большое хозяйство. С малых лет сыновья и дочери приучались к
    крестьянской работе. Каждое серьезное дело начиналось с благословения.
    О.Василий сумел дать своим детям разностороннее домашнее образование, привил
    много полезных умений и навыков, которые потом помогли им выжить в трудные годы.
    Авторитет о.Василия Толгского и в семье, и на приходе, был огромным.
    О.Василий развил в детях любовь к труду на пользу ближнего, отзывчивость к окружающим.
    Сыновья и дочери прекрасно пели и играли на многих музыкальных инструментах.
    Слова молитв запоминали с первыми словами.
    У Николая был абсолютный слух. Он хорошо пел, играл на скрипке.
    Он регентовал лучшим в уезде Дорковским детским церковным хором, организованным
    его отцом, батюшкой Василием, большим знатоком и любителем церковной музыки.
    В вознаграждение за ревностные труды о.Василию Толгскому было предложено
    освободившееся место штатного протоиерея и настоятеля Бронницкого Архангельского
    собора. Семья переехала в г.Бронницы
    Фотографии[1] [2] [3] [4] [5] [6]
       
      Священномученик протоиерей Николай Толгский. Икона 
       
      Протоиерей Толгский Николай Васильевич 
       
      Протоиерей Толгский Николай Васильевич, 1930-е годы 
       
      Священник Толгский Николай Васильевич с семьей, 1910-е годы 
       
      Семинарист Николай Толгский (2-й справа) 
       
      Николай Толгский, учащийся Донского духовного училища 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1922г.] [1922-1937гг.] [1937г.]
      Образование
        Московское Донское духовное училище 
        Год поступления 1897 
        Год окончания 1901 
        Месяц окончания 8 
        Вслед за старшими братьями в 1897г. Николай был определен в Донское духовное училище.
        В августе 1901г., после успешного окончания училища, он выдержал экзамены в
        Московскую Духовную Семинарию.
        К этому времени его крестный и старший брат Сергий был священником в одном из
        новопостроенных храмов Бронницкого уезда, два других брата служили псаломщиками
        в Москве, а старшая сестра Варвара была замужем за священником Николаем Степановичем
        Лебедевым, преемником о.Василия Толгского в Дорках
        Московская Духовная Семинария 
        Год поступления 1901 
        Месяц поступления 9 
        Год окончания 1907 
        Николай учился весьма прилежно, проявлял особенные успехи в церковном пении,
        церковной истории, гомилетике, логике и греческом языке, выделялся отличным поведением.
        В 1907г. Николай окончил семинарию по I разряду.
        После окончания семинарии поступил в Московскую Духовную Академию
        Московская Духовная Академия 
        Год поступления 1907 
        Год окончания 1911 
        кандидат богословия 
        Николай Толгский учился в Академии очень усердно. Он смог раскрыть свои
        музыкальные и литературные способности, а также дар оратора, необходимый пастырю.
        По семейным воспоминаниям, он был внешне обаятельным, начитанным и интересным
        собеседником, автором повестей, которые читал в узком кругу.
        В сентябре 1909г. от тяжелой болезни скоропостижно скончался его отец, протоиерей
        Василий Толгский. Он умер на руках у среднего сына Александра, тогда диакона
        Иоанно-Предтеченской церкви на Земляном Валу.
        Николай Толгский посвятил покойному родителю свое кандидатское сочинение на тему
        "Надгробные проповеди у важнейших представителей русского проповедничества XVIII-XIX веков"
        В 1911г. Николай окончил Академию со степенью кандидата богословия.
        В сентябре 1911г. он обвенчался с дочерью офицера Александрой Марковной Коньковой
        в церкви свт.Николая Явленного на Арбате. В этом храме псаломщиком служил его
        старший брат Василий, который по состоянию здоровья священного сана не принял,
        а с большим тщанием занимался церковном хором.
        Вскоре Николай Толгский был определен на священническую вакансию к Крестовоздвиженской
        церкви с.Алтуфьево Московского уезда (ныне в черте Москвы)
      Рукоположение
        иерей 
        1911 
        День 24 
        Месяц 11 
      Служение
        Московская губ., Московский у., с.Алтуфьево, Крестовоздвиженская церковь 
        иерей 
        Должность законоучитель в Лупихинском земском народном училище и Падешкинской шестигодичной уездной земской школе 
        Год начала 1911 
        День начала 24 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1913 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 3 
        О.Николай, кроме пастырской деятельности, занимался преподаванием, был законоучитель
        в Лупихинском земском народном училище и Падешкинской шестигодичной уездной
        земской школе.
        В Алтуфьево в семье Толгских родился сын Юрий
        Москва, Колокольников пер., церковь прп.Сергия в Пушкарях 
        иерей, протоиерей 
        Должность законоучитель церковно-приходской школы, Московской частной женской гимназии Гейне(с 1916г.), частного реального училища, благочинный 1-го Отделения Сретенского Сорока церквей 
        Год начала 1913 
        День начала 16 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1922 
        16 марта 1913г. указом Государя с резолюцией митрополита Московского
        Макария (Невского) о.Николай был переведен в Москву в Сергиевскую
        церковь, что в Пушкарях на место скончавшегося священника Василия Васильевича
        Рождественского. Это было очень неожиданное и почетное назначение для молодого пастыря.
        Вполне возможно, за него ходатайствовал настоятель соседней церкви Спасо-Преображения в
        Пушкарях, незадолго до того утвержденный сверхштатным членом Московской Духовной Консистории
        протоиерей Константин Михайлович Марков, бывший его преподаватель гомилетики
        в Духовной Семинарии, знавший о.Николая как талантливого ученика в годы
        его учебы в Семинарии.
        Сергиевский храм относился к 1-му отделению Сретенского Сорока, в этом
        отделении служили многие прославленные пастыри, в том числе о.Алексий Мечев.
        Церковь прп.Сергия имела три престола: во имя Живоначальной Троицы, прп.Сергия и
        свт.Митрофана Воронежского.
        Когда о.Николая назначили в Сергиевский храм, брат Василий перешел к нему
        в качестве регента с частью своего хора.
        По воспоминаниям племянницы о.Николая
        Н.В.Долбилкиной (урожденной Толгской), о.Николай и ее родитель, —
        Василий Васильевич Толгский, собирались перед большими праздниками и обсуждали
        подготовку к праздничным богослужениям:
            "Обсуждалось, какая Херувимская больше подходит к смыслу предстоящего
             праздника. Тут же пелось то, о чем говорили, и музыкой подтверждалось
             или отклонялось то или иное мнение. После серьезных обсуждений начиналась
             работа регента с хором".
        О.Николай обладал удивительным даром слова, за что близкие звали его Златоустом.
        Слушать его проповеди приезжали и приходили с разных концов Москвы.
        О.Николай занимался преподавательской деятельностью, был талантливым педагогом.
        Он вел уроки Закона Божиего в церковно-приходской школе. В 1916г. был приглашен
        на штатную должность законоучителя в Московскую частную женскую гимназию Гейне, а
        затем в частное реальное училище.
        Помимо пастырской и духовно-просветительской деятельности о.Николай по распоряжению
        епархиального начальства исполнял и общественные послушания. Он приводил к присяге
        свидетелей в камере мирового судьи Сретенского участка.
        Несмотря на развертываемые большевистской власти гонения на Церковь, о.Николай
        активно занимался просветительской деятельностью, создавал хоры
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1922 
        Был арестован за преподавание Закона Божия
      Места заключения
        Москва, тюрьма 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1922 
        Через две недели отпущен
      Рукоположение
        протоиерей 
        1922 
        Кто рукоположил Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) 
        Протоиерей Николай Толгский был лично известен Св.Патриарху Тихону. За пастырские
        заслуги перед Церковью Святейший возвел его в сан протоиерея, а также наградил
        митрой
      Служение
        Москва, Колокольников пер., церковь прп.Сергия в Пушкарях 
        протоиерей 
        Должность настоятель, благочинный 1-го отделения Сретенского Сорока церквей 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1935 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 4 
        О.Николай был знаком с иерархами Православной Церкви: архиепископом
        Иларионом (Троицким), архиепископом Питиримом (Крыловым), митрополитом
        Тихоном (Оболенским).
        На него были возложены обязанности благочинного 1-го отделения Сретенского Сорока
        церквей.
        Как благочинный, он пользовался большим авторитетом в своем Сороке.
        По воспоминаниям Ирины Сергеевны Мечевой, о.Алексий Мечев обычно отсылал к нему
        духовных чад для разрешения практических церковных вопросов.
        Протоиерей Николай создавал хоры, занимался просветительской деятельностью.
        Он придерживался Тихоновской ориентации, был противником обновленчества.
        Из доноса:
             "На вопрос одной из присутствующих на встрече с верующими, как он смотрит
              на Александра Введенского, ответил:
                  "Я его плохо знаю, и он не нашей ориентации"".
        В 1929г. в Москве началась паспортизация и усугубились трудности с пропиской,
        были введены продовольственные карточки.
        О.Николай, как и другие священнослужители, был лишен гражданских прав.
        В 1930 и 1931гг. о.Николая не однажды вызывали в органы безопасности, но не
        посадили.
        Боясь потерять полноценные гражданские права и социальную поддержку государства,
        супруга уговаривала его снять с себя сан и перейти на преподавательскую работу,
        но батюшка оставался непреклонным и продолжал служить. В конце концов матушка
        не выдержала испытаний, получила развод и ушла из дома, порвав всякие отношения
        с семьей Толгских. В его квартире на первом этаже церковного дома произвели "уплотнение".
        О.Николай вынужден был переселиться в шестиметровую комнатку на втором этаже без
        удобств. Готовить пищу там было невозможно, и он ходил обедать к старшей сестре
        Марии Васильевне, супруге второго священника Сергиевской церкви о.Сергия Лебедева.
        Сын Юрий из соображений безопасности переехал жить к родственникам, с отцом виделся
        редко...
        От душевных страданий и голода у о.Николая испортилось здоровье.
        Ему как лишенцу, не полагалось медицинской помощи, и он лечился, довольствуясь
        услугами знакомых верующих — частных врачей.
        По свидетельству близких, всегда жизнерадостный батюшка очень погрустнел.
        Но ни прихожане, ни друзья никогда не слышали от него жалобы или досадливого
        слова, не было в нем ни следа раздражения или угрюмости.
        Видя его служащим, истово молящимся, устремленным к Богу, нельзя было заподозрить,
        что он болен и переживает большое горе. Всегда спокойный и доброжелательный, он
        мужественно переносил обрушившиеся на него скорби и продолжал свое подвижническое
        служение.
        Из соседних закрытых приходов в Сергиевскую церковь стали стекаться верующие.
        Среди монахинь закрытого Страстного монастыря о.Николай распределил обязанности
        по соблюдению чинности порядка в храме.
        Из закрытой церкви свт.Николая в Звонарях была принесена икона
        св.Анастасии Узорешительницы и чудотворная икона Божией Матери
        "Взыскание погибших", перед которой о.Николай вместе с о.Сергием Лебедевым
        стали регулярно служить акафисты.
        Храмы, где служили братья о.Николая — священники о.Сергий (храм Рождества Богородицы
        на Кулишках) и о.Александр (храм св.Иоанна Предтечи на Земляном Валу), тоже
        закрыли. О.Сергий поcелился в подклети храма Петра и Павла за Яузой, спал между
        надгробий. Тяжело простудившись, уехал к семье в пос.Красково.
        О.Александр жил на колокольне своего храма. Братья стали видеться редко, тайком,
        чаще всего ночью. Уходили рано утром, т.к. об остающихся ночевать родственниках
        или знакомых необходимо было сообщать в домоуправление.
        Из воспоминаний его племянницы Н.В.Долбилкиной, которая регулярно бывала вместе
        со своим отцом на службах:
            "О.Николай не только прочитывал вслух молитвы, а молился вместе со своими
             прихожанами единым духом... Талантом о.Николая было его умение помочь
             человеку оторваться от повседневных забот, горя, умение сосредоточить прихожан
             на словах молитв, объединить их в в общем устремлении сердец — это была та
             великая сила, которая приводила людей в храм, укрепляла их веру, помогала
             преодолевать жизненные трудности.
             В его служении была жертвенность, батюшку было невозможно воспринимать просто
             как человека, надевшего облачение. В алтаре и на амвоне это был святитель".
        Власти искали предлог, чтобы арестовать о.Николая, изучали его личное дело в
        Московской Духовной Академии, подсылали к нему осведомителей.
        Из доносов:
            "В Сергиевской храме собираются верующие и среди них много молодежи".
            "Настоятель пользуется среди верующих большим авторитетом как истинный
             защитник Православной веры и благовестник".
            "На проповеди говорил:
                 "Мы переживаем годины испытаний, черные дни Русской Империи, когда
                  расшатаны все устои, и люди революцией выбиты из нормальной колеи,
                  когда людям необходимо переламывать себя и приспосабливаться к новой,
                  чужой нам, христианам, жизни, но это явление временное...".
             "На встрече с прихожанами на частной квартире вел антисоветские беседы,
              говорил:
                 "Советская власть открыто борется с религией и верующими, и многие верующие
                  по малодушию своему, страшась преследований, даже боятся ходить в храм.
                  Верующие должны открыто исповедовать религию и выступать в защиту Церкви,
                  не боясь преследований, и, если придется, уметь пострадать за свои убеждения:
                     "... Будете ненавидимы за Имя Мое — претерпевший до конца
                     спасен будет" (Мф 10.22)...
                  Настало бесовское царство, бесы управляют людьми, много молодых людей
                  направил я на путь Истины, молодежь горит желанием выступить в защиту
                  веры Православной...".
              Рассказывал, как он однажды исповедовал и причастил умирающего комсомольца,
              говорил об этом:
                 "Я обратил его на путь веры Православной, и он спокойно умер в сознании
                  великой Божественной благодати...""
      Награды
        митра 
        Год награждения 1922 
        Кем награжден Патриарх Тихон (Беллавин) 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1935 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 4 
        Из справки на арест о.Николая, выданной СПО УГБ НКВД 10 апреля 1935г.:
             "Священник Толгский проводит активную работу по объединению вокруг Церкви
              наибольшего количества верующих, особенно молодежи, которых призывает к
              защите Церкви и духовенства от насилий Советской власти".
        О.Николай был арестован 12 мая 1935г. вместе с несколькими прихожанами:
        князем Н.Н.Мосальским, дворянками сестрами В.С. и О.С.Просторовыми, бывшим офицером
        В.И.Милеевым, А.С.Егоровым и А.П.Лебедевой и заключен в Бутырский изолятор.
        Летом 1935г. Сергиевская церковь была закрыта и разрушена
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        31 /05 /1935 
        Обвинение "к/р деятельность, систематическая а/с агитация, обработка верующих в религиозном и а/с духе, распространение ложных провокационных слухов о якобы проводимых Соввластью гонениях на религию и верующих" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года ссылки в Казахстан этапом 
        Виновным в к/р деятельности себя не признал.
        29 мая 1935г. оперуполномоченный СПО УГБ постановил:
             "Материал на Н.В.Толгского выделить в особое производство и направить для
              внесудебного разбирательства на Особое Совещание при НКВД СССР,
              поскольку...
              Настоятель церкви Сергия в Пушкарях группирует вокруг себя верующих,
              обрабатывая их в религиозном и антисоветском духе, склоняя на тайное
              монашество и подготавливая верующих к подвижничеству и страданиям за
              Православную веру.
              Проводит систематически антисоветскую агитацию и распространяет ложные
              слухи о якобы проводимых Советской властью гонениях на религию и верующих".
        ОСО при НКВД СССР приговорило о.Николая к 3 годам ссылки в Казахстан
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1935 
        День начала 12 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1935 
        День окончания 31 
        Месяц окончания 5 
        31 мая 1935г. коменданту Бутырского изолятора НКВД было направлено решение:
            "Осужденного надлежит направить с первым отходящим этапом в г.Алма-Ату
             в распоряжение УНКВД КАССР"
        Казахстан, г.Алма-Ата 
        Год начала 1935 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1935 
        Южно-Казахстанская о., Чимкентский р., Каракатский с/с, с.Ленинское 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1937 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 6 
        Из Алма-Аты о.Николая отправили в село Ленинское Чимкентского района.
        Не успев как следует обжиться, едва зарегистрировавшись в комендатуре,
        Николай Васильевич устроил в центральном парке занятия хорового кружка.
        На репетиции хора в парк бежали все от мала до велика.
        В 1935–1936гг. в Южно-Казахстанской области было сконцентрировано практически
        все репрессированное духовенство высшей иерархии из центральных районов России
        О.Николай во время пребывания в ссылке трижды приезжал к митрополиту
        Кириллу (Смирнову), также сосланному в Казахстан, в Яны-Курган.
        О.Николай всеми силами стремился вернуться к пастырскому служению и советовался
        по этому поводу с митрополитом Кириллом.
        Переписка с родными была крайне затруднена и письма просматривались, все же
        родные чудом получили от него несколько писем.
        Из письма о.Николая брату протоиерею Александру (с поздравлением с Рождеством):
             "Вся местность сплошь холмистая. Глядишь и не налюбуешься этой дивной
              панорамой...
              Заполнил целый альбом акварельными рисунками и так разохотился, что на
              стенах своей беленой хаты нарисовал три картины, в аллегорической форме
              изображающих мою жизнь в ссылке:
              Одну с железной дорогой и поездом (домой захотел), другую: гора, на ней
              замок, а из-за горы видно море и пароход (опять через Каспий направляется
              к дому). Третья картина: кирпичный завод N 1 под Москвой, шоссе, а на нем
              застрял автомобиль".
        По письмам, полученных родными, о.Николай в свободные от работы часы писал роман
        "О законах последнего времени" (потом это послужило одним из обвинений по делу 1937г.).
        Сообщал, что перенес тяжелую кишечную болезнь и не надеялся, что выживет.
        Спрашивал близких: молятся ли они о нем.
        Старался быть в курсе происходящих событий, читал газеты и журналы.
        Писал:
             "Только с работой плохо — негде служить, а к физической работе не гожусь.
              Это путешествие дало мне массу материала — пиши не хочу. Только одно плохо:
              жизнь уходит. Впрочем, так и надо.
              Слава Богу за все, что получил от Него, и за все настоящее и будущее.
              И за внучонка, и за вас благодарю Его.
              Живите дружно и больше снисходите и прощайте друг другу. Не допускайте зла.
              Гоните его от себя".
        Эти строки стали для родных его духовным завещанием. Больше писем из Казахстана
        от него не было
      Аресты
        Южно-Казахстанская о., Чимкентский р., Каракатский с/с, с.Ленинское 
        Год ареста 1937 
        День ареста 23 
        Месяц ареста 6 
        23 июня 1937г. о.Николай был арестован и заключен в тюрьму г.Чимкента.
        В этот же день сотрудники УНКВД Южно-Казахстанской обл. арестовали 19 человек.
        Было инициировано дело N 723 "Об организации контреволюционного центра
        церковников", во главе которого якобы стоял митрополит Казанский и Свияжский
        Кирилл (Смирнов).
        В числе арестованных были митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Иосиф (Петровых),
        епископ Евгений (Кобранов), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архимандрит
        Елевферий (Печенников), протоиерей Владимир Смирнов, иеромонах Иоанн (Лаба),
        иеромонах Иларион (Цуриков) и его брат монах Иоанн, священник Василий Климов,
        священник Стефан Медведь, игумения Ева (Павлова), монахиня Евдокия (Перевозникова),
        монахиня Мария (Рыкова).
        Вместе со священниками были арестованы и сочувствующие — жители Чимкента
        Фeдop Захаров, Вера Горбунова, Людмила Петрова и Михаил Николаев.
        Через несколько дней дело митрополита Кирилла было существенно расширено,
        а городская тюрьма пополнилась еще тремя десятками верующих и сочувствующих
        со всей области. К осени 1937 года в общей сложности было арестовано
        64 человека. Всех их расстреляли
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. 
        26 /08 /1937 
        Обвинение "участник к/р центра церковников, руководитель ссыльного духовенства в Каракатском р., под руководством [епископа] Кобранова осуществлял руководство группой к/р элемента в с.Ленинском, к/р агитация пораженческого характера" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Дело архиепископа Алексия (Орлова) и др. г.Чимкент, 1937г." 
        Следственное дело N 723. (Архив КНБ по Южно-Казахстанской обл. Д.02455.)
        Условия содержания заключенных в Чимкентской тюрьме были невыносимыми.
        С помощью истязаний и ночных допросов следователи пытались добиться
        от обвиняемых признательных показаний.
        Всем участникам дела было предъявлено обвинение:
              "Участник к/р центра, куда вошли значительные по количеству кадры
               церковников, монахов, попов для установления Патриаршества и главенства
               Церкви над государственной властью".
        Кроме стандартных обвинений, протоиерей о.Николай Толгский обвинялся в следующем:
              "Руководитель ссыльного духовенства в Каракатском районе, по поручению
               [епископа] Кобранова группировал вокруг себя и осуществлял к/р руководство
               к/р элементом в с.Ленинском.
               Вел к/р агитацию пораженческого характера,
               писал к/р роман, изъятый при обыске".
        Из протокола допроса:
              "— Дайте показания о Вашей к/р деятельности.
               — К/р деятельностью я не занимался и показать по этому вопросу ничего
                 не могу".
        О.Николай отказался отвечать на вопросы следователя и вины своей не признал.
           23 августа 1937г. было составлено обвинительное заключение по ст.58–10,58–11
        первым арестованным по делу, и 26 августа 1937г. тройка приговорила их к расстрелу&
           Протоколы следствия о.Николая, проходившего по тому же делу N 723, несколько
        раз передавались на доследование. Особых зацепок для обвинения, кроме того,
        что Толгский — ссыльный священник, не было.
        В конце концов помощник областного прокурора отправил в НКВД окончательный
        вариант решения:
              "...Дело возвратить для выполнения определения облсуда. Изъять из дела
               все протоколы допроса, передопросить всех свидетелей и обвиняемого,
               указав в их показаниях, например: "дискредитировал советскую конституцию
               и вождей партии и правительства" — исключив фамилии, а постановление,
               заключение прокурора и приговор суда изъять из дела, скорректировать их,
               исключить всякие выражения, не могущие быть в уголовном деле".
        Вскоре в отношении о.Николая было вынесено новое обвинительное заключение,
        переквалифицированное по ст.58–10:
              "Проводил среди населения антисоветскую агитацию, дискредитировал вождей
               партии и правительства, что предусмотрено ст.58–10".
        4 ноября 1937г. заседанием "тройки" УНКВД по Южно-Казахстанской обл.
        о.Николай был приговорен к расстрелу
        тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. 
        04 /11 /1937 
        Обвинение "проводил среди населения антисоветскую агитацию, дискредитировал вождей партии и правительства" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Места заключения
        Южно-Казахстанская о., г.Чимкент, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 23 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1938 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 1 
    Кончина
      1938 
      День 11 
      Месяц 1 
      расстрел 
      Место Южно-Казахстанская о., г.Чимкент, Лисья балка 
      Место захоронения Южно-Казахстанская о., г.Чимкент, Лисья Балка 
      О.Николай был расстрелян 11 января 1938г. в Лисьей Балке недалеко от Чимкента [4].
      В настоящее время точное место захоронения в Лисьей балке неизвестно.
        К концу февраля 1938г. в живых не осталось никого из арестованных по делу N 723.
      Родные долгое время ничего не знали о расстреле о.Николая. Семье сообщили,
      что "срок осужденному увеличен на 10 лет".
      В неведении о судьбе брата его сестра Мария Васильевна и ее супруг о.Сергий Лебедев
      обратились к одному из старцев с вопросом, как о нем молиться, и получили ответ:
          "О.Николай просияет, когда вся площадь в неурочное время запоет:
                "Христос Воскресе!""
      И действительно, 19 августа 2000г., после объявления о канонизации новомучеников
      и исповедников Российских, среди которых было названо имя священномученника
      Николая Толгского, молящиеся торжественно запели "Христос Воскресе!".
      В 1943г. органы НКВД сообщили сыну о.Николая, Юрию Николаевичу Толгскому, что
      "его отец скончался в ноябре 1943г. от голода".
      В 1988г. Ю.Н.Толгский сделал запрос в МГБ.
      Весной 1988г. следователь СО УКГБ по Москве и МО произвел осмотр архивного
      уголовного дела Д.9776, по которому среди других лиц проходил о.Николай.
      Было установлено, что допрошенные обвиняемые и свидетели никаких показаний,
      подтверждающих противоправную деятельность о.Николая, не дали, арест и
      предварительное следствие по делу велось с нарушениями УК: ордер на арест и обыск
      не санкционированы Прокурором, обвинительное заключение не утверждено и осужденный
      по окончании следствия с материалами дела не ознакомлен.
      Президиум Московского городского суда от 16 июня 1988г. вынес решение:
           "Отменить Постановление ОСО при НКВД СССР от 31 мая 1935г. в отношении
            Толгского Н.В. прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления"
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Николай Толгский 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Чимкентская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 29.12 
          Новый стиль 11.01 
          день мученической кончины (1938г.) 
    Реабилитация
      1
        Дата 16/06/1988 
        Кем реабилитирован Президиум Московского горсуда 
        По году репрессий 1935 
        Справка о реабилитации N 5ПО 33/88, выдана 11.07.1988г. Московским горсудом
      2
        Дата 05/06/1958 
        Кем реабилитирован Президиум Южно-Казахстанского облсуда 
        По году репрессий 1937 
    Публикации
      1 Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814–1914гг.). Сергиев Посад, 1914. 
      С.153. 
      2 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      3 Смирнова М.Д. Священномученик Николай Толгский // Календарь храма Благовещения Пресвятой Богородицы. 2011. Ноябрь. N 11. 
      С.1–8. 
      4 https://otyrar.kz/2015/05/31-maya-den-zhertv-politicheskix-repressij-chimkentskoe-delo-723/ (OTYRAR.KZ// Новости для Шымкента. 31 мая 2015г. 31 мая — День жертв политических репрессий. Чимкентское дело N 723). 
    Заявители
      1 Зубковская Александра Ростиславовна 
      внучатая племянница 
      2 Толгский Юрий Николаевич 
      сын 
      3 Королева В.В. 
      исследователь 
      Использованы материалы: Архив ДКНБ по Южно-Казахстанской обл. Д.02455.
      Документ лежит в папке файла o83.15–25.
      4 Смирнова Мария Дмитриевна 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ