Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT Дела oni.23 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Москва, Колокольников пер., церковь прп.Сергия в Пушкарях 
    протоиерей 
    Должность настоятель, благочинный 1-го отделения Сретенского Сорока церквей 
    Год начала 1922 
    Год окончания 1935 
    День окончания 12 
    Месяц окончания 4 
    О.Николай был знаком с иерархами Православной Церкви: архиепископом
    Иларионом (Троицким), архиепископом Питиримом (Крыловым), митрополитом
    Тихоном (Оболенским).
    На него были возложены обязанности благочинного 1-го отделения Сретенского Сорока
    церквей.
    Как благочинный, он пользовался большим авторитетом в своем Сороке.
    По воспоминаниям Ирины Сергеевны Мечевой, о.Алексий Мечев обычно отсылал к нему
    духовных чад для разрешения практических церковных вопросов.
    Протоиерей Николай создавал хоры, занимался просветительской деятельностью.
    Он придерживался Тихоновской ориентации, был противником обновленчества.
    Из доноса:
         
    "На вопрос одной из присутствующих на встрече с верующими, как он смотрит
          на Александра Введенского, ответил:
              "Я его плохо знаю, и он не нашей ориентации"".
    В 1929г. в Москве началась паспортизация и усугубились трудности с пропиской,
    были введены продовольственные карточки.
    О.Николай, как и другие священнослужители, был лишен гражданских прав.
    В 1930 и 1931гг. о.Николая не однажды вызывали в органы безопасности, но не
    посадили.
    Боясь потерять полноценные гражданские права и социальную поддержку государства,
    супруга уговаривала его снять с себя сан и перейти на преподавательскую работу,
    но батюшка оставался непреклонным и продолжал служить. В конце концов матушка
    не выдержала испытаний, получила развод и ушла из дома, порвав всякие отношения
    с семьей Толгских. В его квартире на первом этаже церковного дома произвели "уплотнение".
    О.Николай вынужден был переселиться в шестиметровую комнатку на втором этаже без
    удобств. Готовить пищу там было невозможно, и он ходил обедать к старшей сестре
    Марии Васильевне, супруге второго священника Сергиевской церкви о.Сергия Лебедева.
    Сын Юрий из соображений безопасности переехал жить к родственникам, с отцом виделся
    редко...
    От душевных страданий и голода у о.Николая испортилось здоровье.
    Ему как лишенцу, не полагалось медицинской помощи, и он лечился, довольствуясь
    услугами знакомых верующих — частных врачей.
    По свидетельству близких, всегда жизнерадостный батюшка очень погрустнел.
    Но ни прихожане, ни друзья никогда не слышали от него жалобы или досадливого
    слова, не было в нем ни следа раздражения или угрюмости.
    Видя его служащим, истово молящимся, устремленным к Богу, нельзя было заподозрить,
    что он болен и переживает большое горе. Всегда спокойный и доброжелательный, он
    мужественно переносил обрушившиеся на него скорби и продолжал свое подвижническое
    служение.
    Из соседних закрытых приходов в Сергиевскую церковь стали стекаться верующие.
    Среди монахинь закрытого Страстного монастыря о.Николай распределил обязанности
    по соблюдению чинности порядка в храме.
    Из закрытой церкви свт.Николая в Звонарях была принесена икона
    св.Анастасии Узорешительницы и чудотворная икона Божией Матери
    "Взыскание погибших", перед которой о.Николай вместе с о.Сергием Лебедевым
    стали регулярно служить акафисты.
    Храмы, где служили братья о.Николая — священники о.Сергий (храм Рождества Богородицы
    на Кулишках) и о.Александр (храм св.Иоанна Предтечи на Земляном Валу), тоже
    закрыли. О.Сергий поcелился в подклети храма Петра и Павла за Яузой, спал между
    надгробий. Тяжело простудившись, уехал к семье в пос.Красково.
    О.Александр жил на колокольне своего храма. Братья стали видеться редко, тайком,
    чаще всего ночью. Уходили рано утром, т.к. об остающихся ночевать родственниках
    или знакомых необходимо было сообщать в домоуправление.
    Из воспоминаний его племянницы Н.В.Долбилкиной, которая регулярно бывала вместе
    со своим отцом на службах:
        "О.Николай не только прочитывал вслух молитвы, а молился вместе со своими
         прихожанами единым духом... Талантом о.Николая было его умение помочь
         человеку оторваться от повседневных забот, горя, умение сосредоточить прихожан
         на словах молитв, объединить их в в общем устремлении сердец — это была та
         великая сила, которая приводила людей в храм, укрепляла их веру, помогала
         преодолевать жизненные трудности.
         В его служении была жертвенность, батюшку было невозможно воспринимать просто
         как человека, надевшего облачение. В алтаре и на амвоне это был святитель".

    Власти искали предлог, чтобы арестовать о.Николая, изучали его личное дело в
    Московской Духовной Академии, подсылали к нему осведомителей.
    Из доносов:
        "В Сергиевской храме собираются верующие и среди них много молодежи".
        "Настоятель пользуется среди верующих большим авторитетом как истинный
         защитник Православной веры и благовестник".
        "На проповеди говорил:
             "Мы переживаем годины испытаний, черные дни Русской Империи, когда
              расшатаны все устои, и люди революцией выбиты из нормальной колеи,
              когда людям необходимо переламывать себя и приспосабливаться к новой,
              чужой нам, христианам, жизни, но это явление временное...".
         "На встрече с прихожанами на частной квартире вел антисоветские беседы,
          говорил:
             "Советская власть открыто борется с религией и верующими, и многие верующие
              по малодушию своему, страшась преследований, даже боятся ходить в храм.
              Верующие должны открыто исповедовать религию и выступать в защиту Церкви,
              не боясь преследований, и, если придется, уметь пострадать за свои убеждения:
                 "... Будете ненавидимы за Имя Мое — претерпевший до конца
                 спасен будет" (Мф 10.22)...
              Настало бесовское царство, бесы управляют людьми, много молодых людей
              направил я на путь Истины, молодежь горит желанием выступить в защиту
              веры Православной...".
          Рассказывал, как он однажды исповедовал и причастил умирающего комсомольца,
          говорил об этом:
             "Я обратил его на путь веры Православной, и он спокойно умер в сознании
              великой Божественной благодати...""

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ