Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет

Арест священника в храме во время богослужения

Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной службы, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения. Изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами, — таких храмов было бесчисленное множество по всей России. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны. Лик священника несколько напоминает преподобного Серафима Саровского. Здесь может иметься ввиду «изъятие церковных ценностей», которому посвящено отчасти также третье клеймо. Церковь сама предложила отдать свои ценности на помощь голодающим, за исключением священных сосудов. Это было использовано как предлог для гонения и насильственного, намеренно кощунственного отнятия евхаристических сосудов. В цветовом решении сделан акцент на красном облачении престола, связывающем событие с изображением престола в среднике и подчеркивающем духовное торжество гонимых над мучителями. Композиция тесно связана с предыдущим изображением святой жены с детьми (они вместе помещены на поземе зеленого цвета), поскольку оба изображения посвящены жизни простого, обыкновенного прихода, на который обрушилось гонение. Четырнадцатое клеймо Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима. Саровская Успенская пустынь, особенно прославленная подвигами великого подвижника XIX века преподобного Серафима, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Соловецким монастырем относится к ряду наиболее чтимых православным народом святых мест Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима. На иконе обобщенно представлен вид Саровского монастыря. На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители. Композиция, в целом, сходна с изображением закрытия Троице-Сергиевой Лавры (клеймо пятое).