Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом
Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими
В 1922 году святитель
Вениамин и большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду
по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей.
В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом
Сергием (Шейным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были
преданы смерти. Все они ныне прославлены в лике святых мучеников.
Желая более почтить святых, в данном случае иконописцы несколько
отошли в композиции от древних традиций, дабы сохранить определенный
уровень фактической действительности. В древних иконах судья всегда изображался
сидящим, а судимый — стоящим. Это соответствовало обычаям древности и
средневековья. Намерение изобразить скамью «подсудимых», кафедру
<судьи> неправедного судилища потребовало значительной творческой переработки
известных иконографических изводов, чтобы вписать современные
реалии в традиционную иконографическую систему. Использован прием
<мертвого угла>, когда две стороны — в данном случае подсудимые и судья —
повернуты друг ко другу в три четверти, так, что они одновременно обращены
и друг ко другу, и к зрителю. На высокой кафедре стоит судья со свитком.
Согласно канонической традиции, текст свитка или книги соответствует моменту
речи и как бы озвучивает речь говорящего: написание слова равно звуку.
На свитке в руке судьи читаются только имена обвиняемых. Этим приемом
показывается, что неправедный судья невольно свидетельствует о исповедническом
подвиге святых, готовых принять смерть за веру Христову. В ответ на
приговор святитель благословляет. К нему с жестами, выражающими веру и
смирение, обращаются другие осужденные. За их спинами высятся силуэты
стражников. Вся сцена окружена круглящейся стеной — это обычный прием ограничения
внутреннего пространства, известный по крайней мере с XIV века.
За стеной изображена печально знаменитая петроградская тюрьма — Кресты,
где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море, обозначающее
прибрежное положение Петрограда. Композиция выдержана в основном в
зеленовато-серо-голубых тонах; в центре контрастно выделяется скамья с
осужденными, одетыми в разнообразные яркие одеяния. Очевиден смысл
контраста, где обвиняемые показаны в ярких, светлых одеждах, как символах
их невиновности и святости.
|