Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет

Массовый расстрел праведников на полигоне в Бутове под Москвой в 1930-е годы

Бутовский полигон - одно из трагических мест русской истории XX века. В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы. Были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе около тысячи священнослужителей. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Ныне в Бутове поставлен крест и воздвигнут деревянный храм. Праведники изображены в виде двух групп, в которых стреляют убийцы. Основная группа - в центре, над рвом, где видны их убиенные собратья. Имена не указаны, поскольку композиция призвана обозначить массовое смертное страдание неведомых святых, из которых множество известны только по именам, а другие остаются вовсе неизвестными. В центре на фоне мирных зеленых горок предстоит фигура некоего старца священнослужителя в светло- желтых ризах, за ним еще двое в темно-красных и розовых одеяниях. В центральной фигуре наиболее подчеркнуто бесстрашие и мужество исповеднического подвига умирания за православную веру. Старец в светлых одеждах благословляет палачей. Слева группа ведомых на казнь. Они также в светлых ризах — желтоватого, серебристо-серого цвета. У праведников связаны руки. Во рвах изображены убиенные в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Цвет обозначает их праведность, переход в вечную жизнь. Композиция замыкает левую вертикаль клейм, соответствуя верхнему клейму, которое изображает так же массовые расправы на Соловках. Клейма нижнего ряда, расположенные под средником, не имеют между собой жестких границ. Действия могут переходить на территорию соседних композиций, изображения храмов соединены стенами, создавая образ как бы некоего святого града, в котором собрано многообразие святых мест, прославленных подвигами мучеников. Этот «град» является композиционной опорой средника с его громадным храмом. Ритмичный переход от одного события к другому внутри фризообразной композиции «града» создает, несмотря на весь драматизм изображаемых ситуаций, несомненную художественную изысканность. Вместе с тем, этот фриз более насыщен движением и более дробен, чем другие, особенно соседние клейма и чем средник. Из всех клейм он по активности движения наиболее контрастен к среднику, в котором царствует возвышенный покой. Слева и справа «град» выделен примыкающими к нему соответственно зеленым и желтовато- розовым пейзажными пространствами крайних клейм. Отдельные события внутри фриза отделены друг от друга цветом архитектуры и позема. В описании они ради единообразия по-прежнему именуются клеймами.