Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Полтава, Свято-Троицкая церковь на Сенной площади иерей Должностьвторой священник, настоятель (с 1921г.) Год начала1919 Год окончания1922 День окончания30 Месяц окончания5
Местом служения о.Василия стала полтавская Свято-Троицкая церковь на Сенной
площади (совр. площадь Независимости).
О.Василий жил в доме настоятеля храма священника Чубова и служил вторым священником,
а после смерти настоятеля в 1921г. возглавил приход.
В силу особой любви к молитве, замечательных способностей и всепоглощающей
преданности церковному делу, батюшка очень скоро стал широко известен не только
в городе, но и за его пределами.
Воскресными и праздничными вечерами о.Василий устраивал в Свято-Троицком храме
чтение акафистов, во время которого дружно молился весь народ, пели все: и
дети, и молодежь, а также проводил духовные беседы на животрепещущие темы.
В церковь стекалось множество люда, причем не только православного, но и
иноверцев, сектантов. Иногда заходили и рьяные большевики. Большинство из них
приходили просто из любопытства или желания поспорить с высокообразованным
пресвитером. Но зачастую после беседы с батюшкой они глубоко задумывались,
во многих мировосприятие и вероисповедование в корне менялось.
Будучи священником в Полтаве, о.Василий занимался широкой миссионерской
деятельностью. Он пешком обходил окраины города для просвещения сектантов,
католиков и евреев.
Как и раньше, во время своей миссионерской деятельности, он посещал нуждающихся.
Отдавая все то, что с любовью приносила ему паства, он помогал многим бедным,
без различия национальности и вероисповедования.
Кроме помощи бедным, он содержал на своем иждивении детей покойного брата.
Где бы о.Василий ни появлялся в городе, вокруг него образовывался круг ревнителей Церкви и просто
ищущих в столь трудное время духовного окормления и поддержки. По воспоминаниям: "Он так нежно и кротко, по-христиански умел подойти к страждущему человеку, так по-матерински обласкать унывающую и страждущую душу, что невольно покорял заблуждающихся, которые говорили: "вот это действительно христианин"".
Вместе с другими священнослужителями о.Василий организовал при Свято-Троицкой
церкви Покровское Христианское Общество Молодежи (именуемое среди прихожан
"Покровским Братством"), которое было реальной альтернативой местной комсомольской
организации.
Началась гражданская война, и в июле 1919г. в Полтаву вошли войска генерала
А.И.Деникина.
Когда деникинские войска стали уходить из города, а с ними и часть духовенства,
о.Василий решил остаться, но обратился к полтавскому губернатору с просьбой,
чтобы для эвакуировавшегося духовенства был предоставлен отдельный вагон.
Ушедший с белыми настоятель храма кадетского корпуса прот.Сергий Четвериков
отдал о.Василию под расписку часть церковного имущества и написал, кому его следует
передать. Впоследствии при аресте о.Василия эта расписка послужила одним
из доказательств его "вины".
О.Василий стал широко известен в Полтаве и ее окрестностях своими проповедями
и вдохновенным богослужением, при этом он привлекал к участию в богослужению
всех молящихся. Со временем многие прихожане изучили церковное богослужение
настолько, что могли свободно участвовать в нем, зная наизусть тексты церковных
песнопений.
Во время кампании по "изъятию церковных ценностей" о.Василий выступил против
разграбления Дома Божия.
Провидя лживую сущность действий большевиков, направленную на кощунство по отношению к православным
святыням, о.Василий заявил властям: "Мы дадим вам вдвое, втрое больше, но не трогайте наших храмов".
Батюшка обратился к полтавской пастве (не только своего, но и других приходов) с
просьбой жертвовать продукты для нуждающегося населения Поволжья.
Открыто обличая с амвона хитрые стремления новой власти, о.Василий призывал
народ помочь страждущим братьям и сестрам, но при этом защищать свои святыни.
Он указывал на то, что с точки зрения Церкви отдание священных богослужебных
сосудов для переплавки на металл является святотатством.
Подобные речи вызывали негодование со стороны советских правителей