Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация "Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение". Новомученики и исповедники земли Рязанской. XX век. Патерик. Рязань: "Рязань. Мiр", 2012. 528с., [32], с.ил. Дела oep.11 => oep.11 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Полтава, Свято-Троицкая церковь на Сенной площади 
    иерей 
    Должность второй священник, настоятель (с 1921г.) 
    Год начала 1919 
    Год окончания 1922 
    День окончания 30 
    Месяц окончания 5 
    Местом служения о.Василия стала полтавская Свято-Троицкая церковь на Сенной
    площади (совр. площадь Независимости).
    О.Василий жил в доме настоятеля храма — священника Чубова и служил вторым священником,
    а после смерти настоятеля в 1921г. возглавил приход.
    В силу особой любви к молитве, замечательных способностей и всепоглощающей
    преданности церковному делу, батюшка очень скоро стал широко известен не только
    в городе, но и за его пределами.
    Воскресными и праздничными вечерами о.Василий устраивал в Свято-Троицком храме
    чтение акафистов, во время которого дружно молился весь народ, пели все: и
    дети, и молодежь, а также проводил духовные беседы на животрепещущие темы.
    В церковь стекалось множество люда, причем не только православного, но и
    иноверцев, сектантов. Иногда заходили и рьяные большевики. Большинство из них
    приходили просто из любопытства или желания поспорить с высокообразованным
    пресвитером. Но зачастую после беседы с батюшкой они глубоко задумывались,
    во многих мировосприятие и вероисповедование в корне менялось.
    Будучи священником в Полтаве, о.Василий занимался широкой миссионерской
    деятельностью. Он пешком обходил окраины города для просвещения сектантов,
    католиков и евреев.
    Как и раньше, во время своей миссионерской деятельности, он посещал нуждающихся.
    Отдавая все то, что с любовью приносила ему паства, он помогал многим бедным,
    без различия национальности и вероисповедования.
    Кроме помощи бедным, он содержал на своем иждивении детей покойного брата.
    Где бы о.Василий ни появлялся в городе, вокруг него образовывался круг ревнителей Церкви и просто
    ищущих в столь трудное время духовного окормления и поддержки. По воспоминаниям:
        
    "Он так нежно и кротко, по-христиански умел подойти к страждущему человеку,
         так по-матерински обласкать унывающую и страждущую душу, что невольно
         покорял заблуждающихся, которые говорили: "вот это действительно христианин"".
    Вместе с другими священнослужителями о.Василий организовал при Свято-Троицкой
    церкви Покровское Христианское Общество Молодежи (именуемое среди прихожан
    "Покровским Братством"), которое было реальной альтернативой местной комсомольской
    организации.
    Началась гражданская война, и в июле 1919г. в Полтаву вошли войска генерала
    А.И.Деникина.
    Когда деникинские войска стали уходить из города, а с ними и часть духовенства,
    о.Василий решил остаться, но обратился к полтавскому губернатору с просьбой,
    чтобы для эвакуировавшегося духовенства был предоставлен отдельный вагон.
    Ушедший с белыми настоятель храма кадетского корпуса прот.Сергий Четвериков
    отдал о.Василию под расписку часть церковного имущества и написал, кому его следует
    передать. Впоследствии при аресте о.Василия эта расписка послужила одним
    из доказательств его "вины".
    О.Василий стал широко известен в Полтаве и ее окрестностях своими проповедями
    и вдохновенным богослужением, при этом он привлекал к участию в богослужению
    всех молящихся. Со временем многие прихожане изучили церковное богослужение
    настолько, что могли свободно участвовать в нем, зная наизусть тексты церковных
    песнопений.
    Во время кампании по "изъятию церковных ценностей" о.Василий выступил против
    разграбления Дома Божия.
    Провидя лживую сущность действий большевиков, направленную на кощунство по отношению к православным
    святыням, о.Василий заявил властям:
         "Мы дадим вам вдвое, втрое больше, но не трогайте наших храмов".
    Батюшка обратился к полтавской пастве (не только своего, но и других приходов) с
    просьбой жертвовать продукты для нуждающегося населения Поволжья.
    Открыто обличая с амвона хитрые стремления новой власти, о.Василий призывал
    народ помочь страждущим братьям и сестрам, но при этом защищать свои святыни.
    Он указывал на то, что с точки зрения Церкви отдание священных богослужебных
    сосудов для переплавки на металл является святотатством.
    Подобные речи вызывали негодование со стороны советских правителей

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ