Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Пермская губ., Оханский у., с.Большесосновское Первое, церковь свт.Василия Великого монах Должностьсторож церкви Год начала1923 День начала1 Месяц начала10 Год окончания1925
После освобождения монах Владимир устроился сторожем при Васильевском храме
с.Больше-Сосновское Первое. Это село представляло собой крупный торговый, почтовый
и пересыльный центр с населением в несколько тысяч человек. Суетная мирская
жизнь очень тяготила монаха Владимира.
В 1925г. он совершил трехдневное паломничество в Саровский Свято-Успенский
монастырь. Помолившись у чудотворной иконы "Живоносный Источник", поклонившись
святым мощам преп.Серафима и всем другим Саровским святыням, он оставил Саровскую
Пустынь и отправился в Казань Казань, Богородицкий Раифский мужской монастырь монах Год начала1925 Год окончания1928
В Казани в 1925г. монах Владимир поступил в общину Богородицкого Раифского монастыря,
расположенного в 30 км от Казани, среди густых лесов, близ озера Раифское.
В 1925г. монастырь был еще действующим, хотя условия жизни братии были чрезвычайно
трудными. Монастырское хозяйство было разорено полностью еще в 1918г.
Настоятелем монастыря был игумен Феодосий.
Во время обновленческого раскола еще в 1922г. в Казань прибыл обновленческий
архиепископ Алексий, самовольно захвативший церковное управление.
Казанские викарии епископ Иоасаф (Удалов) и епископ Афанасий (Малинин),
а за ними и все монастыри Казанской епархии, отказались признать обновленцев.
Однако живоцерковники требовали от монастырей подчинения, но монастыри остались
верны Православию. Из Раифской пустыни в обновленческое епархиальное управление
поступило постановление: "Братия Раифской пустыни не признает обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) как порвавшее единение с Единой, Соборной и Апостольской Церковью".
Власти не могли терпеть все возрастающее влияние Раифской обители.
В июне 1924г. в Раифскую обитель перевели волостной исполком, больницу и школу
из с.Большие Ключи. Затем был арестован архимандрит Феодосий.
В 1928г. была закрыта и сама Раифская пустынь.
Крестьянам окрестных сел удалось организовать религиозную общину, куда вошли семь
бывших насельников монастыря, другие иноки поселились в близлежащих деревнях и селах.
Монах Владимир (Елизаров) вместе с диаконом Филаретом Михайловичем Щеголевым
уехал в Кунгур.
Из Кунгура, по благословению епископа Кунгурского Аркадия (Ершова), они
отправились в пос.1-й Михайловский Завод Уральская (Свердловская) о., пос.1-й Михайловский завод, Вознесенская церковь монах Должностьсторож церкви Год начала1928 Год окончания1930
Здесь монах Владимир (Елизаров) и диакон Филарет устроились на жительство
при Вознесенском соборе. О.Филарет служил в соборе диаконом, а монах Владимир
стал помощником сторожа.
В 1929г. усилился антирелигиозный террор. За ноябрь и декабрь 1929г. по области
было закрыто до пятидесяти церквей, а в январе 1930г. были рассмотрены материалы
о закрытии еще сорока храмов. Подобная участь ожидала и единственный храм
Михайловского Завода Вознесенский собор.
Чтобы решением местных властей, без согласования с вышестоящими властями,
закрыть Вознесенский собор, на 914 января 1930г. был намечен целый ряд подготовительных
мероприятий: проведение собраний членов партийной и комсомольских ячеек,
рабочих и работниц на заводе, учителей, проверка списка верующих (3900 человек),
подбор статей УК РСФСР для компрометации священно- и церковнослужителей,
организация комиссий для проверки имущества церкви и состояния самого здания.
13 января была закончена работа комиссии по ревизии церковного имущества,
проводившаяся по согласованию с церковным советом.
Составлен акт, было изъято 27 гривен старых царских денег, около 4-х фунтов
керенок и церковные книги. В этот же день в клубе металлистов было
запланировано собрание с лекцией на антирелигиозную тему, по окончании которой
и собирались поставить вопрос о закрытии собора. Однако по каким-то причинам
лектор вовремя не приехал, и распространился слух, что собрание состоится в самой
церкви, в которой в тот же вечер должно было быть Всенощное бдение в честь
Праздника Обрезания Господня и святителя Василия Великого, а также в связи
с Новолетием. Около 7 часов вечера в храме стали собираться верующие, но приходили
также еще и те, кто намеревался принять участие в антицерковном собрании.
Некий член ВКП(б), к тому же пьяница, явился в церковь и выступил там
с агитационной речью за закрытие церкви. В результате этого произошел скандал,
ему начали наносить побои и верующие стали кричать: "...Неверующий не заходи в церковь, а если зашел снимай шапку!"
Во дворе церкви бывший учитель профшколы стал агитировать за колхозы и передачу
здания храма под школу.
Началось волнение, верующие заговорили о том, что необходимо встать на защиту
церкви. Позже монах Владимир рассказал на следствии об этом так: "Я поддерживал их рассуждения и заявлял, что надо молиться Богу, чтобы Господь не допустил этого. Я прочел присутствующим тут проповедь. Я начал с того, что сегодня Всенощная Василия Великого, что мы должны надеяться на Господа Бога и Божию Матерь и на всех святых только они могут спасти нас от того, чтобы не была отобрана церковь".
О.Владимир привел в пример то, как отстаивали свои храмы православные в IV веке,
во времена арианской ереси.
В Никее у православных был отобран храм и передан арианам.
Тогда святитель, собрав православных и ариан, приказал запереть храм и молиться
сначала в течение трех дней арианам, а затем одну ночь православным,
и кому откроются сами собой церковные двери, тому и будет принадлежать собор.
Двери открылись православным, и множество ариан обратились в Православие.
Монах Владимир вселил в души людские веру в непобедимость христианства, закончив
свою речь словами: "Таким образом Господь Бог помогает верующим, и нам... надо со слезами помолиться... Православные, не соглашайтесь на закрытие церкви. Вас никто не сломит, как каменную стену".
Речь о.Владимира укрепила дух верующих, которые стали петь церковные песнопения
и молиться. Затем началось Всенощное бдение.
На следующий день после Литургии в храм прибыли 6 членов еще одной комиссии
для обследования противопожарного и технического состояния здания, намереваясь
составить акт о непригодности помещения для совершения богослужений и о закрытии
церкви. Не дождавшись прихода настоятеля храма о.Алексия Захарова, отказавшегося
принимать в этом участие, а также членов церковного совета, они приступили
к обследованию, направившись на колокольню. Тогда кто-то, находившийся
в церковной сторожке, куда был протянут провод от колокола, ударил в набат.
Один из членов комиссии спустился вниз, и звон тут же прекратили, однако народ
уже устремился к храму. Несмотря на появление старосты и членов церковного совета,
вполне лояльно настроенных к властям, верующие, которых собралось уже более
150-ти человек, продолжали противостоять комиссии, не допуская ее в алтарь.
Монах Владимир (Елизаров) был здесь же и призывал прихожан не отступать.
Из материалов дела: "Монах Елизаров носился по церкви, агитируя: "Украли Царя, отобрали монастыри, отбирают и церкви".
Не закончив работу, комиссия быстро покинула храм.
Перед уходом члены комиссии наложили запрет на совершение богослужений в церкви,
"временно, до полного технического обследования ее состояния"
Уральская (Свердловская) о., пос.Михайловский завод (Свердловская о., Нижнесергинский р., г.Михайловск) Год ареста1930 День ареста19 Месяц ареста1
19 января 1930г. монах Владимир был арестован
тройка при ПП ОГПУ по Уралу 16/02/1930 Обвинение"открытая антисоветская агитация, призывал верующих не соглашаться на закрытие храма, произведение набатного звона" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел
Монах Владимир был обвинен в неподчинении властям, в открытой антисоветской
агитации (призывал верующих усилить молитву и не соглашаться на закрытие храма).
Хотя, на самом деле, он всего лишь попросил агитаторов обнажить головы
при входе в храм, а когда те не подчинились, смахнул с них шапки.
В основном, ему вменялись лживые обвинения в избиении членов комиссии,
в подстрекательстве к их убийству и призыв к неповиновению через набатный звон.
Но главным козырем обвинителей были слова монаха: "Украли Царя, отобрали монастыри, отбирают и церкви".
16 февраля 1930г. тройка при ПП ОГПУ по Уралу постановила расстрелять неугодного
безбожным властям монаха Владимира (Елизарова)