Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Витебская губ., Велижский у., с.Пухново Должностьпсаломщик Год начала1910 Год окончания1924
С 6 июля 1918г. псаломщик в церкви мест.Освея Витебская губ., Полоцкий у., с.Стрелка священник Год начала1924 Год окончания1928 Витебская губ., Дриссенский у. (Витебская о., Верхнедвинский р.), мест.Освея священник Год начала1928 Год окончания1932
О.Максим организовал церковные кружки певческий и сестричество,
объединившие усилия верующих, активных в приходской жизни.
В певческом кружке под руководством его племянника насчитывалось 5 человек
мужчин и 10 женщин, называвших себя братьями и сестрами
Витебская о., Верхнедвинский р., мест.Освея Год ареста1932 День ареста1 Месяц ареста9
1.09.1932г. арестован в мест.Освея 12-м Бигосовским погранотрядом ОГПУ
тройка при ПП ОГПУ по БССР 08/01/1933 Обвинение"групповая антисоветская деятельность" Статьяст.74,76 УК БССР Приговор5 лет концлагерей
Архив УКГБ РБ по Витебской обл. Д.15166-П.
Обвинялся в том, что "... морально издеваясь над населением, втянутом в церковь, вынуждал его выполнять такие мероприятия, как облачение в монашескую одежду, обосновывая это религиозными мотивами".
Приходской актив принял решение: "... учитывая сочувственное отношение верующих к Зубарю, организовать делегацию женщин и послать в Освейское отделение ГПУ с требованием освободить священника и разрешить ему в дальнейшем беспрепятственно совершать церковные богослужения в Освейской церкви".
Из материалов дела: "В Освейский райаппарат ГПУ два дня подряд приходили толпы женщин разных возрастов, которые заполнили весь коридор и двор райаппарата. Они требовали сказать им, где Зубарь и скоро ли его освободят. Затем кем-то был пущен слух, что Зубаря Максима привезли на автомобиле из Бигосовского погранотряда в Освейский нарсуд. В результате ... мужчины и женщины заполнили зал и коридоры здания нарсуда... сборища эти продолжались в течение двух суток ...".
Кроме организации делегации в ГПУ и посещения нарсуда,
по всем деревням Освейского, Сухоруковского и Киселевского сельсоветов
стали ходить с подписными листами об освобождении Зубаря.
Было решено послать ходатайство в ЦИК СССР, но затем это было отложено.
В результате с августа по ноябрь 1932г. в мест.Освея были арестованы многие
церковные активисты.
Из показаний о.Максима на допросе 2.09.1932г.: "Во время изъятия церковных ценностей [в 1922г.] из Освейской церкви я находился в м.Освея, согласия на изъятие оттуда ценностей властям не давал, так как ко мне по этому поводу никто не обращался ... Я в своем священнослужении и понимании церковных канонов придерживаюсь дореволюционного православия, никаких новых течений и направлений до выяснения этого вопроса не признаю. Признаю монашество, но не проповедую его, считая это не обязательным ... Свои комментарии в крестьянском антирелигиозном учебнике Ярославского и журнале "Под знаменем марксизма", а также брошюре Беркова "Существует ли душа?" я делал для того, чтобы показать архиерею ... Я считаю, что клубы, как средство религиозного воспитания, ничего не дают. Они, как увеселительные места, мешают спасению души. Чтобы клубы не посещали я нигде не высказывался ... Колхозы в Советском государстве строятся по воле Божией. Является ли колхозное движение гневом Божиим я не знаю. Раньше крестьянство обходилось без колхозов, оно могло бы обойтись без них и сейчас".
8.01.1933г. постановлением тройки при ПП ОГПУ по БССР о.Максим был приговорен
к заключению в концлагерь сроком на 5 лет.
По данным [2] приговор 3 года высылки в Северный край.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Семья выслана в Северный край на 3 года