База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
иеромонах 1929 День21 Месяц3 МестоСанкт-Петербург (Ленинград) Кто рукоположилархиепископ Димитрий (Любимов)
По благословению иеромонаха Даниила монах Онисим в начале весны 1929г. выехал
из Абхазии в Петербург (Ленинград), где еще сохранился епископат Тихоновской
церкви, к архиепископу Димитрию (Любимову).
Архиепископ Димитрий рукоположил его во иеромонаха и направил
в Абхазию, к епископу Варлааму (Лазаренко),
(по данным [3] и [4] это произошло в январе 1929г.).
На пути в Абхазию иеромонах Онисим заехал в Москву, остановился на несколько
дней в семье Наталии Аркадьевны и Валерии Дмитриевны Лиорко.
(Впоследствии Валерия Дмитриевна стала женой писателя М.М.Пришвина)
Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р., Адлерский с/с), местечко Змейка, пустынь Красная Поляна, скит свт.Николая иеромонах Должностьблагочинный закрытых общин Майкопского и Черноморского церковных округов Год начала1929 Год окончания1929
После рукоположения иеромонах Онисим не оставил своей работы, и, закончив
"Остров Достоверности", написал труды "Экономика", "Хозяйство человека", а
затем статью "О литургии".
Иеромонах Онисим исполнял обязанности благочинного всех закрытых
общин Майкопского и Черноморского округов, которые скрывались в глухих,
недоступных местах. Члены этих общин во главе с епископом Варлаамом, в том
числе иеромонах Онисим, не признавали обновленцев, а также "Декларацию"
митрополита Сергия (Страгородского), находились на нелегальном положении.
Владыка Варлаам, а с ним иеромонах Онисим и все монашеские общины, были под
угрозой ареста.
Вот отрывок из письма владыки Варлаама архиепископу: "Началось интенсивное давление от внешних на монашествующих. В противоположность сему мы увеличиваем число таковых в том убеждении, что с уничтожением монастырей не должно уничтожиться иночество. Живем скрыто от "внешних", да и свои немногие знают. Имеем просторный подземный храм и полный штат служителей. Имеем возможность посвящать ставленников и управлять общинами. В Майкопе существует епархиальный административный орган Постоянное совещание (Совет) пресвитеров, есть два благочинных [в том числе иеромонах Онисим (Поль)]"
Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р., Адлерский с/с), Красная Поляна, местечко Змейка Год ареста1929 День ареста8 Месяц ареста10
Осенью 1929г. на Красной Поляне, где жили монахи, появились вооруженные люди,
которые арестовали и увели всех троих (иеромонаха Онисима, монаха Арсения и
иеромонаха Даниила), а кельи сожгли.
При аресте у иеромонах Онисима были изъяты некоторые рукописи и документы:
1) "Об апотофазии митрополита Сергия".
2) "О митрополите Нижегородском Сергии и его синоде.
3) "Ответ востязующим", "Вас мало".
4) "Письмо из Киева всем верным чадам Святой Православной Российской Церкви".
Киев, ноябрь, 1927г.
5) "Возлюбленые о Господе мои духовные чада иереи и диаконы, поставленные
чрез мое смирение на служение Православной Церкви" (без подписи).
6) "Послание к православному клиру и мирянам Воронежской епархии" Управляющий
Воронежский епархией Епископ Алексий.
7) "Заявление епископа Павла митрополиту Сергию" (Бывший епископ
Старобельский, Великолужский и Ялтинский), 14/27 апреля 1928г.
8) "Сущность отступления митрополита Сергия".
9)"О Церкви" (Варлаам, епископ Майкопский, 1927г., 12 сентября. г.Майкоп.)
тройка при ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю и ДССР 27/02/1930 Обвинение"руководитель ячейки бродячих монахов и участник Черноморского филиала подпольной церковно-монархической организации "ИПЦ", а/с агитация, направленная на срыв мероприятий Советской власти" Статьяст.5810 ч.2,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел Групповое дело"дело тайных общин на Северном Кавказе во главе с епископом Варлаамом (Лазаренко), 1930г."
Иеромонах Онисим открыто высказывал перед судьями свои убеждения.
Из материалов дела: "На допросе 23 января 1930г. показал, что в августе 1929г. действительно беседовал с епископом Варлаамом, который искал для себя на год место в горах, чтобы удобно было к нему ходить. В горах много отшельников 200 мужчин и 100 женщин. Центр их в Псху. Сам жил с Б.Корди и о.Даниилом (Бондаренко). Хотели организовать общину в Адлере. Утерянные им на шоссе воззвания были даны ему епископом Варлаамом для распространения". "На допросе 13 октября 1929г. показал: "После Декларации митрополита Сергия (Страгородского) Советская власть использует духовенство в своих интересах". "На допросе 17 октября 1929г. показал, что "Существующая в Черноморском округе организация нелегальных скитов, возглавляемая епископом Варлаамом, включает в свою деятельность борьбу с Соввластью. Вступил в эту организацию сознательно. Распространял различные листовки. Заявил, что Соввласть власть сатанинская". "На допросе 21 ноября 1929г. показал, что "Хотя предки его были немцы, поляки и евреи, считает себя чисто русским. Согласен с епископом Варлаамом, что безбожная Советская власть не может быть признана Церковью". Признал себя виновным в том, что "Состоял в руководящей головке организации, ставящей целью борьбу с Соввластью".
Выписки из документов, изъятых у иеромонаха Онисима при аресте: "Коммунизм расходится не только с Православием, а со всякой религией, и при таких обстоятельствах говорить об их соединении значит хотеть соединить несоединимое", "Обновленцы стремились к тому, чтобы, по образному выражению Скворцова-Степанова, предпосланному как предисловие к "Декларации" митрополита Сергия, "каким-либо пост..[нрзб] поставить крест так, чтобы рабочему померещился в нем молот, а крестьянину серп"".
Иеромонах Онисим описал судьям свою экономическую систему, (близкую к учению
Г.Джорджа), которая, как ему казалось, могла экономически спасти Россию.
Из следственного дела: "Рукопись О.Поля "Хозяйство человека" конгломерат буржуазных теорий, ставит законы экономического развития в зависимость от "высшего духовного существа, управляющего миром [Бога], противоречит марксистской теории диалектического материализма. Автор стоит на рельсах отрицания классовой борьбы в обществе, и вообще отрицает наличие классов".
Иеромонаху Онисиму предлагали ценою сохранения жизни отказ от своего
мировоззрения и переход на работу в органы безопасности, но он категорически
отказался
Краснодарский край, г.Сочи, арестное помещение при Сочинской погранкомендатуре Год начала1929 День начала8 Месяц начала10 Новороссийск, тюрьма Год окончания1930
Арестованных отправили в Новороссийскую тюрьму, куда перевезли множество монахов,
арестованных в горах. Стариков и молодых, женщин и мужчин гнали через несколько
перевалов с долины Псху и других мест их поселений. У моря всех погрузили на баржи,
везли в невыносимой тесноте. Монахи пели молитвы. О.Даниила вскоре расстреляли,
монах Арсений (Корди Борис), по молодости, получил всего пять лет лагерей.
Иеромонаха Онисима судили тщательно, им заинтересовались и перевели в тюрьму
Ростова-на-Дону Ростов-на Дону, тюрьма Год начала1930 Год окончания1930