Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Харьков игумен Год начала1925 Год окончания1931
О.Варсонофий с трудом нашел себе приют в чужом городе, однако скоро приобрел всеобщую
любовь и уважение в единственном оставшийся в Харькове православном храме,
который посещал и в котором иногда служил.
В 1927г. он не признал Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), стал
служить в Харькове нелегально по домам на складывающемся престоле.
Вокруг него образовалась община не только из местных жителей, но и из мирян
Донбасса, Кубани, Полтавы, Херсона, Одессы и т.д.
О.Варсонофия посещало духовенство разогнанных монастырей, священники и миряне
разного возраста и звания. Все шли: кто получить совет, кто утешение в
скорбях, кто по церковным делам, кто для личного духовного наставления, много
молодых юношей и девушек, приходя к нему, изъявляли готовность стать на путь
богоугодной жизни под его руководством.
Всем желающим жить богоугодно давалось правило: утром утренние молитвы и полунощница,
в обед часы, вечером повечерие с вечерними молитвами
Харьков Год ареста1931 День ареста17 Месяц ареста1
В ночь с 16 на 17 января 1931г. в Харькове был произведен повсеместно в одну
ночь массовый арест оставшихся на свободе епископов, духовенства и даже мирян,
проявивших какую-либо религиозную активность.
Тогда же был арестован и о.Варсонофий.
По данным [6] о.Варсонофий был арестован 1 января 1931г.
Арестованные обвинялись как участники "раскрытой на Украине к/р организации церковников,
именовавшей себя "Истинно-Православной Церковью""
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 02/01/1932 Обвинение"руководитель Одесского филиала к/р монархической организации "ИПЦ", проводившей а/с деятельность, обрабатывал верующих в а/с направлении" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор5 лет концлагерей Групповое дело"Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г."
Дело N Д.65744 ЦГА ОО Украины. Ф.263. Оп.4.
Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов),
священник Григорий Селецкий (будущий игумен Иоанн) и другие священнослужители и
монашество. Всего по делу проходило 136 человек.
Из материалов дела: "Юрченко принадлежал к к/р организации "Истинно-Православная Церковь". Являлся руководителем Одесского филиала "ИПЦ", и непосредственно руководил деятельностью Зиновьевской, Николаевской и Херсонской групп. По месту жительства в Харькове он также организовал к/р ячейку, непосредственное руководство а/с деятельностью которой он осуществлял... В конце 1927г. он организовал Александрийскую к/р ячейку "ИПЦ", неоднократно приезжая конспиративно в г.Александрию для непосредственного руководства к/р деятельностью группы. Помощником Юрченко в Александрийской к/р группе являлся обвиняемый Генкин Иларион... Распространял к/р литературу".
Из материалов дела: "Юрченко показал: "...К 1920 году мои политические убеждения можно сформулировать так: недоброжелательное отношение к революции вообще и особенно к большевикам. Для России к тому времени считал наиболее приемлемой Деникинскую власть. Если бы я не смотрел на вещи через церковную призму, я в настоящее время боролся бы с Советской властью с оружием в руках".
Из материалов дела: "Особое место в к/р деятельности Юрченко занимала периферия. Сферой его деятельности являлась территория округов Первомайского, Зиновьевского [ныне Кировоградской обл.], Александрийского и Кременчугского. Эта территория обслуживалась через специально назначенных лиц, непосредственно связанных с Юрченко и проводивших под его руководством к/р работу: ...Сторож Иван, Чернобыль Петр, Гаценко Николай... Все эти лица приезжали в Харьков к Юрченко и получали от него конкретные указания и политическую установку,... а именно: Соввласть нужно рассматривать как власть антихриста, а поэтому ни один верующий не должен быть лоялен к власти. Последний год вопросы практического руководства периферией касались, главным образом, текущих политических событий коллективизации, раскулачивания, налогов и др. Юрченко давал указания: в коллективы не идти, детей в школы не пускать и т.п.". "...Члены Зиновьевской к/р группы поддерживали регулярную связь со священником Селецким и игуменом Варсонофием Юрченко, которые находились в Харькове. От них они получали всю информацию о деятельности нашей организации, а также напечатанные на папиросной бумаге листовки религиозно-политического содержания. В этих листовках анонимными авторами Соввласть характеризовалась как власть сатанинская, с которой необходимо бороться. Пересылались эти листовки через доверенных лиц... По прочтении листовки уничтожались... Юрченко распространял также "Послание" митрополита Антония Храповицкого".
Во время следствия о.Варсонофий подвергался многим и разнообразным пыткам.
Более всего практиковалось многосуточное лишение сна; О.Варсонофий пребывал в
таком состоянии по пять, десять и более суток подряд, на ногах или сидя под
наблюдением сменяющихся часовых. Мучили его дни и ночи, не давая заснуть,
поднимали пинками или даже штыками. Лишали передач, избивали, держали в
мучительных одиночках в неимоверной тесноте, в почти герметически закрытых в
летнее время, набитых до отказа камерах или в холоде. Лишали пищи, а потом
сытно кормили и не давали пить. Инсценировали расстрелы и много других мучений
пришлось претерпеть о.Варсонофию.
Несмотря на эти истязания, о.Варсонофий на допросах вел себя бесстрашно, в трудные
моменты на допросах молчал, внутренне молясь. Виновным себя не признал.
22 мая 1931г. Коллегия ОГПУ утвердила обвинительное заключение по делу.
2 января 1932г. игумен Варсонофий (Юрченко) был приговорен к
5 годам концлагерей и отправлен в лагерь
Харьков, тюрьма Год начала1931 День начала1 Месяц начала1 Год окончания1932 Горьковский край, г.Саров, концлагерь Год начала1932 Месяц начала1 Год окончания1935
Привезен был в концлагерь, расположенный в закрытой к тому времени Саровской
обители.
По данным [2]: Преподобный Варсонофий получил 5 лет заключения в Темниковских лагерях, привезен был в концлагерь, расположенный в закрытой Саровской обители. Всего он провел в заточении 10 лет, в лагерях: Темниковских, Алатырских и [в 19361941гг.] на Колыме... В первый срок лагерной жизни, будучи перегоняем из лагеря в лагерь, находясь в невероятно сложных условиях, он едва не скончался от тифа.
По данным [3]: Пятилетний срок (19311935гг.) старец Варсонофий отбывал в концлагере, расположенный в закрытой Саровской обители.
В лагере принципиально отказывался от всякой работы в воскресные и праздничные дни.
Он не давал изменить свой внешний вид. Только насилием с побоями его остригали и
сбривали ему бороду.
В Сарове, за совершение молитвы и проповеди был избит до полусмерти.
Из воспоминаний о.Павла, келейника о.Варсонофия: "В концлагере в Сарове, когда о.Варсонофия избитого оставили в сарае в 50-градусный мороз, Господь сподобил великой милости, внутреннего духовного озарения, утешая и согревая его. Вспоминая это, о.Варсонофий говорил: "Господь сохранил мне жизнь, чтобы многих привести ко спасению"".
Несмотря на все это, о.Варсонофий к своему заключению относился как к духовной
школе, без страха и с благодарностью Богу.
О.Варсонофия помещали в камеры уголовников, отъявленных рецидивистов. Истинно
христианское поведение о.Варсонофия часто укрощало и таких людей. Некоторые из
них так привязались к о.Варсонофию, что даже по разлучении искали как бы связаться
с ним, перепиской или иным способом. В самой камере он вел себя как священник и монах.
Невзирая на шум, крик, ругань, тяжелый дым табака, он часами простаивал на
молитве с четками. Передачами делился со всеми.
О.Варсонофий в лагерях никогда не унывал, находил друзей и многих утешал.
При встрече с о.Варсонофием при одном только получении благословения на расстоянии,
не говоря уже о личном свидании, гора уныния сваливалась, и человеком овладевало
радостное чувство.
Его одухотворенный, светлый внешний вид, ласковое обращение всегда привлекали к
нему, и создавался круг своих, верных, и все помогали друг другу, перенося трудности
лагерной жизни
К моменту выхода из лагеря стал совершенно сгорбленным инвалидом, передвигаться
мог только при помощи костылей.
Вследствии его инвалидности и по ходатайству родственников после окончания срока
ему было разрешено вернуться в Харьков