Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1954 Дела ob8.90 => ob8.90 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
10
    Служение
      Харьков 
      игумен 
      Год начала 1925 
      Год окончания 1931 
      О.Варсонофий с трудом нашел себе приют в чужом городе, однако скоро приобрел всеобщую
      любовь и уважение в единственном оставшийся в Харькове православном храме,
      который посещал и в котором иногда служил.
      В 1927г. он не признал Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), стал
      служить в Харькове нелегально по домам на складывающемся престоле.
      Вокруг него образовалась община не только из местных жителей, но и из мирян
      Донбасса, Кубани, Полтавы, Херсона, Одессы и т.д.
      О.Варсонофия посещало духовенство разогнанных монастырей, священники и миряне
      разного возраста и звания. Все шли: кто получить совет, кто — утешение в
      скорбях, кто по церковным делам, кто для личного духовного наставления, много
      молодых юношей и девушек, приходя к нему, изъявляли готовность стать на путь
      богоугодной жизни под его руководством.
      Всем желающим жить богоугодно давалось правило: утром утренние молитвы и полунощница,
      в обед — часы, вечером — повечерие с вечерними молитвами
    Аресты
      Харьков 
      Год ареста 1931 
      День ареста 17 
      Месяц ареста 1 
      В ночь с 16 на 17 января 1931г. в Харькове был произведен повсеместно в одну
      ночь массовый арест оставшихся на свободе епископов, духовенства и даже мирян,
      проявивших какую-либо религиозную активность.
      Тогда же был арестован и о.Варсонофий.
      По данным [6] о.Варсонофий был арестован 1 января 1931г.
      Арестованные обвинялись как участники "раскрытой на Украине к/р организации церковников,
      именовавшей себя "Истинно-Православной Церковью""
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      02/01/1932 
      Обвинение "руководитель Одесского филиала к/р монархической организации "ИПЦ", проводившей а/с деятельность, обрабатывал верующих в а/с направлении" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор 5 лет концлагерей 
      Групповое дело "Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г." -> 
      Дело N Д.65744 ЦГА ОО Украины. Ф.263. Оп.4.
      Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов),
      священник Григорий Селецкий (будущий игумен Иоанн) и другие священнослужители и
      монашество. Всего по делу проходило 136 человек.
      Из материалов дела:
           
      "Юрченко принадлежал к к/р организации "Истинно-Православная Церковь".
            Являлся руководителем Одесского филиала "ИПЦ", и непосредственно руководил
            деятельностью Зиновьевской, Николаевской и Херсонской групп.
            По месту жительства в Харькове он также организовал к/р ячейку, непосредственное руководство
            а/с деятельностью которой он осуществлял...
            В конце 1927г. он организовал Александрийскую к/р ячейку "ИПЦ",
            неоднократно приезжая конспиративно в г.Александрию для непосредственного
            руководства к/р деятельностью группы. Помощником Юрченко в Александрийской
            к/р группе являлся обвиняемый Генкин Иларион...
            Распространял к/р литературу".

      Из материалов дела:
           "Юрченко показал:
                 "...К 1920 году мои политические убеждения можно сформулировать так:
                  недоброжелательное отношение к революции вообще и особенно к большевикам.
                  Для России к тому времени считал наиболее приемлемой Деникинскую власть.
                  Если бы я не смотрел на вещи через церковную призму, я в настоящее время
                  боролся бы с Советской властью с оружием в руках".

      Из материалов дела:
           "Особое место в к/р деятельности Юрченко занимала периферия. Сферой его
            деятельности являлась территория округов — Первомайского, Зиновьевского
            [ныне Кировоградской обл.], Александрийского и Кременчугского. Эта
            территория обслуживалась через специально назначенных лиц, непосредственно
            связанных с Юрченко и проводивших под его руководством к/р работу:
            ...Сторож Иван, Чернобыль Петр, Гаценко Николай... Все эти лица приезжали
            в Харьков к Юрченко и получали от него конкретные указания и политическую
            установку,... а именно: Соввласть нужно рассматривать как власть антихриста,
            а поэтому ни один верующий не должен быть лоялен к власти. Последний год
            вопросы практического руководства периферией касались, главным образом,
            текущих политических событий — коллективизации, раскулачивания, налогов
            и др. Юрченко давал указания: в коллективы не идти, детей в школы не
            пускать и т.п.".
            "...Члены Зиновьевской к/р группы поддерживали регулярную связь со священником
             Селецким и игуменом Варсонофием Юрченко, которые находились в Харькове.
             От них они получали всю информацию о деятельности нашей организации, а
             также напечатанные на папиросной бумаге листовки религиозно-политического
             содержания. В этих листовках анонимными авторами Соввласть характеризовалась
             как власть сатанинская, с которой необходимо бороться. Пересылались эти листовки
             через доверенных лиц... По прочтении листовки уничтожались...
             Юрченко распространял также "Послание" митрополита Антония Храповицкого".
      Во время следствия о.Варсонофий подвергался многим и разнообразным пыткам.
      Более всего практиковалось многосуточное лишение сна; О.Варсонофий пребывал в
      таком состоянии по пять, десять и более суток подряд, на ногах или сидя под
      наблюдением сменяющихся часовых. Мучили его дни и ночи, не давая заснуть,
      поднимали пинками или даже штыками. Лишали передач, избивали, держали в
      мучительных одиночках в неимоверной тесноте, в почти герметически закрытых в
      летнее время, набитых до отказа камерах или в холоде. Лишали пищи, а потом
      сытно кормили и не давали пить. Инсценировали расстрелы и много других мучений
      пришлось претерпеть о.Варсонофию.
      Несмотря на эти истязания, о.Варсонофий на допросах вел себя бесстрашно, в трудные
      моменты на допросах — молчал, внутренне молясь. Виновным себя не признал.
      22 мая 1931г. Коллегия ОГПУ утвердила обвинительное заключение по делу.
      2 января 1932г. игумен Варсонофий (Юрченко) был приговорен к
      5 годам концлагерей и отправлен в лагерь
    Места заключения
      Харьков, тюрьма 
      Год начала 1931 
      День начала 1 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1932 
      Горьковский край, г.Саров, концлагерь 
      Год начала 1932 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1935 
      Привезен был в концлагерь, расположенный в закрытой к тому времени Саровской
      обители.
      По данным [2]:
            Преподобный Варсонофий получил 5 лет заключения в Темниковских лагерях,
            привезен был в концлагерь, расположенный в закрытой Саровской обители.
            Всего он провел в заточении 10 лет, в лагерях: Темниковских, Алатырских
            и [в 1936–1941гг.] на Колыме...
            В первый срок лагерной жизни, будучи перегоняем из лагеря в лагерь,
            находясь в невероятно сложных условиях, он едва не скончался от тифа.
      По данным [3]:
            Пятилетний срок (1931–1935гг.) старец Варсонофий отбывал в концлагере,
            расположенный в закрытой Саровской обители.
      В лагере принципиально отказывался от всякой работы в воскресные и праздничные дни.
      Он не давал изменить свой внешний вид. Только насилием с побоями его остригали и
      сбривали ему бороду.
      В Сарове, за совершение молитвы и проповеди был избит до полусмерти.
      Из воспоминаний о.Павла, келейника о.Варсонофия:
           "В концлагере в Сарове, когда о.Варсонофия избитого оставили в сарае в
            50-градусный мороз, Господь сподобил великой милости, внутреннего духовного
            озарения, утешая и согревая его.
            Вспоминая это, о.Варсонофий говорил:
                 "Господь сохранил мне жизнь, чтобы многих привести ко спасению"".
      Несмотря на все это, о.Варсонофий к своему заключению относился как к духовной
      школе, без страха и с благодарностью Богу.
      О.Варсонофия помещали в камеры уголовников, отъявленных рецидивистов. Истинно
      христианское поведение о.Варсонофия часто укрощало и таких людей. Некоторые из
      них так привязались к о.Варсонофию, что даже по разлучении искали как бы связаться
      с ним, перепиской или иным способом. В самой камере он вел себя как священник и монах.
      Невзирая на шум, крик, ругань, тяжелый дым табака, он часами простаивал на
      молитве с четками. Передачами делился со всеми.
      О.Варсонофий в лагерях никогда не унывал, находил друзей и многих утешал.
      При встрече с о.Варсонофием при одном только получении благословения на расстоянии,
      не говоря уже о личном свидании, гора уныния сваливалась, и человеком овладевало
      радостное чувство.
      Его одухотворенный, светлый внешний вид, ласковое обращение всегда привлекали к
      нему, и создавался круг своих, верных, и все помогали друг другу, перенося трудности
      лагерной жизни
      К моменту выхода из лагеря стал совершенно сгорбленным инвалидом, передвигаться
      мог только при помощи костылей.
      Вследствии его инвалидности и по ходатайству родственников после окончания срока
      ему было разрешено вернуться в Харьков

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ