Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1987 Дела o28.248 => o28.248 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Петроград (Ленинград), Троицкая церковь при подворье Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря 
    Должность иподиакон, член Александро-Невского Братства 
    Год начала 1923 
    Год окончания 1930 
    Месяц окончания 4 
    Р.А.Мещерский участвовал в деятельности молодежных христианских кружков и
    Александро-Невского Братства, основанного митрополитом Вениамином в 1918г.
    для защиты святынь Александро-Невской Лавры, после ареста митрополита
    "осевшего" при церкви Творожковского подворья.
    В церкви Творожковского подворья в 1923–1930гг. с перерывами служил архиепископ
    Гавриил (Воеводин), проживавший в Петрограде официально на покое.
    Н.А.Мещерский служил иподиаконом у Владыки Гавриила (Воеводина) на Творожковском
    подворье и оставил ценные свидетельства о Братстве того периода.
    Из воспоминаний Н.А.Мещерского:
        
    "Владыка Гавриил жил на квартире своей сестры на Петроградской стороне.
         В конце 1923г. он познакомился с Александро-Невским Братством, начал
         посещать богослужения как простой богомолец. Ему там очень понравилось,
         и он стал посещать Братство.
         В 1923г., когда Братство осело на Творожках, его пригласили там служить.
         Тогда архиереи жили тем, что гастролировали по приглашениям.
         Никакого содержания от епархии они не получали. Владыка Гавриил был
         замечательный литургист, он очень любил богослужения и способствовал
         закреплению этих традиций. Непередаваемо читал Евангелие! У него была
         такая ясная дикция, что его было слышно во всех уголках... Это был
         выдающийся человек. И мне лично он был особенно близок.
         Мы познакомились еще до того, как образовалось [при Творожковском
         подворье] Братство. Я стал туда ходить, когда узнал, что он там
         служит".

    Н.А.Мещерский свидетельствовал, что в это время братчики активно продолжали
    свою деятельность, а их ряды пополнялись высокообразованными молодыми людьми,
    возобновилась также связь Братства с Александро-Невской Лаврой.
    В частности, Никита Александрович писал:
        "Первый раз я увидел братское богослужение в 1924г. в Страстной четверг.
         Это произошло после того, как закрыли малую университетскую церковь...
         Второй раз я попал на братскую службу в Фомино воскресенье; накануне
         Фомина воскресенья я был на Творожках. Меня тогда поразило очень многое —
         у них было совсем не то, что мы ожидали от Пасхальной службы.
         Во всех церквах просто повторяли Пасхальную службу, а здесь совсем другое

         — строго по уставу служба недели о Фоме.
         На другой день хоронили [братчицу] мать Екатерину (Князеву)...
         Ее отпевали в Александро-Невской Лавре, в Федоровской церкви ...
         Отпевал ее о.Нектарий (Трезвинский)... М.Н. Билибина просила, чтобы мне разрешили
         прочитать Апостол на литургии и на отпевании.
         Тогда я впервые читал в братстве. И с тех пор я стал регулярно бывать
         на Творожковском подворье, где тогда трудилось братство".

    В марте 1925 г. был освобожден из ссылки епископ Иннокентий (Тихонов).
    Сразу же после своего возвращения Владыка возглавил братскую деятельность.
    Его приписали к церкви святых Бориса и Глеба на Калашниковской (Синопской)
    набережной, он перевел значительную часть Александро-Невского братства и
    братский хор в этот храм.
    Но основным храмом Александро-Невского братства в 1925г. все-таки
    осталась Троицкая церковь Творожковского подворья. Там продолжал служить
    архиепископ Гавриил (Воеводин), и было решено сохранить братский чин богослужения.
    Архимандрит Гурий (Егоров), вернувшийся из ссылки в июне 1925г. постепенно
    сделал еще одним — третьим центром Братства — Киновию Александро-Невской Лавры.
    Ввиду ареста Владыки Иннокентия в декабре 1925г. та часть братчиков, которая
    перешла ранее в церковь Бориса и Глеба, в 1926г. снова вернулась в Троицкую
    церковь Творожковского подворья.
    В 1926–1928гг. жизнь и деятельность Братства официально оставалась нелегальной,
    но в то же время прямо не преследовалась. Несмотря на арест и ссылку
    епископа Иннокентия, Александро-Невское Братство по-прежнему возглавляли
    три находившихся между собой в тесном духовном общении и единстве руководителя

    — отцы Гурий и Лев (Егоровы) и о.Варлаам (Сацеротский).
    В начале 1926г. Н.А.Мещерский и Р.Лобковский, будучи молодыми учеными,
    организовали кружок по изучению монашества имени Иоанна Лествичника.
    Первоначально его возглавлял о.Лев (Егоров), затем с осени 1926г.
    вернувшийся из ссылки о.Варлаам (Сацеротский), а с 1928г. архимандрит Гурий.
    По свидетельству Мещерского, занятия кружка проходили следующим образом:
        "Каждый раз мы правили канон Иоанну Лествичнику. Во-первых, обязательно
         читали (с комментариями) главу из Лествицы.
         Затем по очереди делали доклады по истории русского монашества XVIII-XIX вв.

         — о Серафиме Саровском, Амвросии Оптинском, Игнатии Брянчанинове...
         Когда нас посадили, это было главное, что нам вменяли, это был главный
         состав нашего преступления.
         Этот кружок особенно активно собирался в 1926–1928гг.
         После 1928 г. по разным причинам мы его "свернули", собирались изредка".
         Почти все из членов кружка в дальнейшем приняли монашеский постриг.
         Руководители Александро-Невского братства, видя нарастающий процесс
         уничтожения существующих обителей, с еще большей активностью стремились
         подготовить к принятию пострига молодых образованных людей...".

    Однако, не менее 9 молодых людей, так или иначе связанных с
    Александро-Невским братством, в конце 1920-х-начале 1930-х гг. приняли
    монашеский постриг в мантию. Еще несколько человек, имевших такое
    намерение, из-за арестов или по другим причинам не смогли этого сделать.
    На допросе 29 февраля 1932г. Н.А.Мещерский (в записи следователя) показал:
        "До 1928г. обработка светской учащейся молодежи носила более или менее
        организованный характер. Устраивались собрания, на которых читалась
        аскетическая литература с последующим толкованием.
        Устраивались чаепития с хорошим угощением и последующими беседами".

    Кроме принявших постриг Никита Александрович назвал еще трех молодых
    людей, подготавливаемых к монашеству — себя, Николая Киселева и Николая Лычева
    (арестованного в конце 1928г. вместе с архимандритом Гурием).
    Помимо работы монашеского кружка Иоанна Лествичника в 1926–1928гг. регулярно
    дважды в месяц проводились заседания философского кружка под руководством
    архимандрита Варлаама (Сацеротского). По свидетельству Н.А.Мещерского:
        "Философский кружок работал под руководством отца Варлаама и собирался
         у нас на квартире через неделю, после вечерни.
         Начали мы с Флоренского "Столп и утверждение истины" — нужно было
         реферировать главы книги и беседовать о них.
         Потом было намечено: Евг.Трубецкой "Свет невечерний", С.Булгаков
         "Два града", что-то Бердяева. Словом, философы ХХ века".
    Философский кружок братства был связан с другими полулегальными
    религиозно-ориентированными организациями интеллигенции города
    ("Космической академией" и религиозно-философским обществом "Воскресенье").
    Два-три раза в год на различных квартирах собиралась для заслушивания докладов
    так называемая "большая (или умная) группа братства".
    Н.А.Мещерский выступил на подобном заседании группы в 1925г. в день Отцов
    I Вселенского Собора, когда отмечалось его 1600-летие, с докладом о Соборе.
    27 мая 1927г. агенты ГПУ арестовали архимандритов Гурия и Льва, за решеткой
    также оказались архиепископ Гавриил (Воеводин), несколько братчиц, настоятель
    Александро-Невской Лавры епископ Григорий (Лебедев) и преподаватели Богословско-
    Пастырского училища, якобы образовавшие при училище кружок "Ревнителей Истинного
    Православия". В ноябре 1928г. это дело было прекращено, но к тому времени
    все духовные учебные заведения Московской Патриархии в Ленинграде, как и по всей
    стране, были закрыты.
    В апреле 1930г. церковь подворья Творожковского монастыря была закрыта,
    что стало тяжелым ударом для Александро-Невского братства.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ