Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаПамятиНовСт 01.01 Дела o16.17
=>
o16.17
    Серафим (Романцов Иван Романович) 
    Фамилия Романцов 
    Год рождения 1885 
    День рождения 28 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Курская губ., Севский у., Крупецкая вол., д.Воронок 
    схиархимандрит 
    Родился в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. После смерти
    родителей в августе 1910г. поступил в Глинскую пустынь
    Фотографии[1] [2] [3] [4] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1910-1919гг.] [1919-1926гг.] [1926-1934гг.] [1934-1946гг.] [1946-1960гг.] [1960-1975гг.] [1975-1976гг.]
      Служение
        Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        Должность послушник 
        Год начала 1910 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1914 
        Сначала он был на послушании при хлебне, потом — при бондарне.
        В 1914г. он был взят в армию и участвовал в первой мировой войне, в 1916г. был
        ранен и после выздоровления возвратился в обитель
        Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        Должность послушник 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1919 
      Рукоположение
        монах 
        Ювеналий 
        1919 
        Место Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        Кто рукоположил настоятель Глинской пустыни архимандрит Нектарий (Нуждин) 
        Старцем монаха Ювеналия стал иеромонах Аристоклий (Ветер), научивший его чистосердечному
        ежедневному исповеданию. Благодать Божия дала ему вкусить сладость духовной жизни
        и тем пресекла вкус ко всему земному. Под руководством Глинских старцев он терпеливо
        переносил искушения, приобретал навык полного послушания и смирения. "Горячая
        молитва,- говорил он,- ограждала меня во всех трудных обстоятельствах моей жизни"
        иеродиакон 
        1920 
        Место Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        Кто рукоположил епископ Рыльский Павлин (Крошечкин) 
      Служение
        Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        монах, иеродиакон 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1922 
        После закрытия Глинской пустыни о.Ювеналий поселился в Драндском Успенском монастыре
        (Сухумская епархия)
        Абхазия, Сухумский округ, Драндский монастырь Успения Божией Матери 
        иеродиакон 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1926 
      Рукоположение
        иеромонах 
        1926 
        Место Абхазия, Сухумский округ, Драндский монастырь Успения Божией Матери 
        Кто рукоположил епископ Никон (Дегтяренко) 
        схима 
        Серафим 
        1926 
        Место Абхазия, Сухумский округ, Драндский монастырь Успения Божией Матери 
        Кто рукоположил епископ Никон (Дегтяренко) 
        Епископ Могилевский Никон (Дегтяренко) после ареста в 1925г. и заключения в Бутырской тюрьме
        был отправлен в 1926г. в ссылку в г.Батуми, будучи назначен туда епископом.
        По пути из Москвы к месту ссылки он останавливался в Дранде, где и совершил
        рукоположение иеродиакона Ювеналия (Романцова) во иеромонаха и пострижение его
        в схиму с именем Серафим
      Служение
        Абхазия, Сухумский округ, Драндский монастырь Успения Божией Матери 
        иеросхимонах 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1928 
      Места проживания
        Абхазия, г.Сухуми 
        Год начала 1928 
        В 1928г. был закрыт и Драндский монастырь. По воспоминаниям духовных чад,
        старец Серафим некоторое время жил в пустыни на Сухой речке, недалеко от Сухуми,
        под руководством иеромонаха Савватия
        Казахстан, г.Алма-Ата 
        Год окончания 1930 
        До 1930г. жил в окрестностях Алма-Аты и работал сторожем на пасеке
      Аресты
        Казахстан, г.Алма-Ата 
        Год ареста 1930 
      Осуждения
        ././1930 
        Приговор заключение в концлагерь 
      Места заключения
        Белбалтлаг (строительство Беломоро-Балтийского канала) 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1934 
        Был освобожден в 1934г.
      Места проживания
        Узбекская ССР, г.Ташкент 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1934 
        Киргизская ССР, Ошская о., пос.Токтогул 
        Год начала 1934 
        Киргизская ССР, Ошская о., г.Таш-Кумыр 
        Год окончания 1946 
        С 1934 по 1946г. о.Серафим жил в Ташкенте и в Киргизии — сначала в Токтогуле,
        затем в Таш-Кумыре.
        Жизнь о.Серафима была поистине аскетической, отшельнической. Он
        весь предался молитве, богомыслию. Зимой он жил в благочестивой семье Казулиных,
        много ему помогавшей.
        Возрастая духовно, о.Серафим не оставлял и других без духовного окормления.
        По ночам совершал богослужения, исповедовал и причащал, проповедовал, давал
        душеспасительные наставления и всех приходивших к нему обращал на путь спасения.
        Из воспоминаний Надежды Григорьевны Казулиной [3]:
           
        "...Папа перевез нашу семью к своему брату в Токтогульские горы, а меня
           отдали в Ташкент учиться. В Ташкенте я жила под руководством старца Глинской
           пустыни отца Серафима (Романцова). Он в 1934г. вышел из лагеря очень истощенным,
           без паспорта, и наша семья 12 лет его прятала.
           Он то поживет у нас в Ташкенте, то отвезем его к брату отца в Киргизию, в
           Токтогульские горы, потом — к другому брату в Таш-Кумыр... "
      Служение
        Узбекистан, г.Ташкент, кафедральный собор 
        иеросхимонах 
        Должность духовник 
        Год начала 1946 
        Год окончания 1947 
        Курская о., Путивльский р., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        иеросхимонах 
        Должность духовник 
        Год начала 1947 
        День начала 30 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1960 
        30 декабря 1947г. о.Серафим вернулся во вновь открытую Глинскую пустынь.
        Жил на втором этаже двухэтажной башни, за что его называли "столпником".
        В 1948г., видя духовное совершенство его монашеского подвига, архимандрит
        Серафим (Амелин) назначил его на должность духовника.
        Патриарх Алексий I лично знал о.Серафима, неоднократно принимал его и беседовал
        с ним как о духовных вопросах, так и о нуждах обители.
        О.Серафим был духовником опытнейшим, знаток всех сокровенных движений человеческого
        сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным
        подвигом. Особым духовным даром старца было умение принимать исповедь, вызывать
        людей на откровенность. О.Серафим умел дать почувствовать, что земная жизнь — это
        лишь подвиг временного странствования на пути к вечной жизни, он призывал людей
        к жизни христианской, совершенной, возвышенной. Все его наставления имели своей
        целью святость в смысле отрешенности от всего мирского. Пастырство о.Серафима
        было многогранно. Более всего стремился он привести своих духовных чад ко смирению,
        о котором писал: "...Всего необходимее для спасения — смирение истинное,
        внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это величайший
        дар Божий, и приобретается он многими трудами. Тогда человек в душе своей ощу-
        щает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами не изъяснимо.
        Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования — молитву, или слезы, пост,
        то все оное тщательно скрывается, ибо похвала людская, как моль, все изъедает".

        В своих письмах и наставления о.Серафим постоянно предостерегал от осуждения
        ближних.
        День старца начинался с 2-х часов ночи, когда он исполнял свое келейное правило,
        затем неопустительно бывал на богослужении, после которого всего себя отдавал
        на служение ближним: принимал богомольцев, распределял их на жительство в пустыни,
        исповедовал, решал все возникающие вопросы, и так до позднего вечера. Ночью
        отвечал на письма. Переписывал сам и духовных детей благословлял переписывать
        отрывки из творений святых отцов, которые потом рассылал. Времени на отдых
        у о.Серафима оставалось совсем мало, но даже и это время он использовал для
        молитвы о своих пасомых
      Награды
        наперсный крест 
        Год награждения 1954 
        Кем награжден Патриарх Алексий I 
        О.Серафима наградили за усердие и примерные труды на пользу Церкви Божией
        наперсный крест 
        Год награждения 1957 
        Кем награжден Патриарх Алексий I 
      Рукоположение
        схиигумен 
        1960 
        Кто рукоположил Патриарх Алексий I 
        В 1960г. за усердие и примерные труды на пользу Церкви возведен в сан игумена
      Служение
        Курская о., Путивльский р. (Украина, Сумская о., Глуховский р.), с.Сосновка, Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        схиигумен 
        Должность духовник обители 
        Год начала 1960 
        Год окончания 1961 
        В 1961г. Глинская пустынь была вторично закрыта
        Абхазия, г.Сухуми, Благовещенский кафедральный собор 
        схиигумен 
        Должность духовник 
        Год начала 1961 
        Год окончания 1975 
        После закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим переехал в Сухуми.
        Никогда до этого Сухумский храм не был переполнен так, как при о.Серафиме.
        Он не только принимал людей, но и рассылал множество писем, отвечая на вопросы своих
        духовных детей. Как пастырь он жил во Христе, утвердился в истиной святости, был
        истинным мучеником, был достойным носителем благодати Христовой.
        В 1966г. схиигумен Серафим (Романцов) рукоположил о.Иоанна Крестьянкина
        в сан иеромонаха. Был его духовником
      Рукоположение
        схиархимандрит 
        1975 
        Место Абхазия, г.Сухими 
        Кто рукоположил митрополит Сухумский и Абхазский Илия (Гудушаури-Шиолашвили) 
        Был возведен в сан архимандрита митрополитом Илией, будущим грузинским каталикосом
      Служение
        Абхазия, г.Сухуми, Благовещенский кафедральный собор 
        схиархимандрит 
        Должность духовник 
        Год начала 1975 
        Год окончания 1976 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 1 
    Кончина
      1976 
      День 1 
      Месяц 1 
      Место Абхазия, г.Сухими 
      Место захоронения Украина, Сумская о., Глуховский р., с.Сосновка, Глинская Рождество-Богородицкая пустынь 
      18 декабря 1975г., во время всенощного бдения в канун праздника свт.Николая,
      о.Серафим почувствовал себя плохо.
      Он слег в постель. Все время старец читал вслух молитву Иисусову, а когда уставал,
      то просил других продолжать ее чтение. В течении двух недель он ежедневно
      причащался Святых Христовых Таин. 31 декабря старец закрыл глаза и уже ни с кем
      не говорил.
      1 января 1976г. благодатный старец мирно предал дух свой Богу.
      2 января гроб с телом схиархимандрита Серафима был поставлен в кафедральном соборе
      г.Сухуми. Три дня не прекращались чтения Евангелия и служение панихид.
      4 января митрополит Илия в сослужении многих клириков совершил Божественную
      литургию и отпевание почившего. Митрополит сказал сердечное надгробное слово,
      в котором охарактеризовал старца как человека подлинно христианской души,
      смиренного труженика и благодатного молитвенника.
      После продолжительного прощания гроб с телом почившего при погребальном звоне
      был обнесен священниками вокруг престола и всего храма и доставлен на
      Михайловское кладбище Сухума.
      У ворот кладбища процессию встретил причт кладбищенской церкви во главе
      с настоятелем протоиереем Иоанном (Андрющенко), который после литии сказал
      надгробное слово, назвав благодатного старца светильником, горящим на
      подсвечнике Христовом.
      При пении "вечной памяти" тело о.Серафима было предано земле.
      9 февраля 1976 г., на сороковой день по кончине схиархимандрита Серафима,
      в кафедральном соборе Сухума митрополит Илия с прибывшими из разных мест
      священниками — духовными чадами о.Серафима — совершил панихиду и произнес
      слово. Обращаясь к почившему, как к живому, он сказал:
          "Молись за нас, отче, Богу, потому что ты приобрел пред Ним дерзновение".
      После панихиды в кладбищенском храме была совершена заупокойная литургия.
      До поздней ночи совершались панихиды на могиле старца. Верующий народ долго
      не расходился
    Канонизация
      1
        Преподобноисповедник схиархимандрит Серафим (Романцов) 
        Дата 25/03/2009 
        Кем канонизирован Священный Синод Украинской Православной Церкви 
        Кто представил Симферопольская епархия 
        25 марта 2009г. на очередном заседании Священного Синода Украинской
        Православной Церкви принято решение внести в святцы Украинской Православной
        Церкви среди причисленных к лику местночтимых святых подвижника
        Богородице-Рождественской Глинской пустыни схиархимандрита Серафима (Романцова)
        В 2009г. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мощи преподобного
        Серафима (Романцова) были обретены и перенесены в Глинскую пустынь
      2
        Преподобноисповедник схиархимандрит Серафим (Романцов) 
        Дата 21/08/2010 
        21 августа 2010г. за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой
        Богородицы Глинская пустынь (село Сосновка Глуховского района Сумской области)
        был совершен чин прославления трех подвижников XX века — схимитрополита
        Серафима (Мажуги), схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита
        Андроника (Лукаша), которые несли монашеское послушание в этой обители.
        Божественную литургию возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея
        Украины Владимир
        Дни памяти
          1
            Старый стиль 09.09 
            Новый стиль 22.09 
            день памяти подвижников Глинской Богородице-Рождественской пустыни 
          2
            Старый стиль 19.12 
            Новый стиль 01.01 
            день кончины (1976г.) 
          3
            Собор новомучеников и исповедников Российских 
            Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
            ТРОПАРЬ, глас 4:
               Преподобнии и богоноснии отцы наши глинистии,/
               ученьими древних отцев старчество в обители утвердившии,/
               молитвою, кротостию, постом и смирением/
               в послушании любовь Христову стяжавшии во дни гонения в разсеянии за веру
               православную,/
               яко звезды на небесех всю вселенную просветившии/ и ко Христу приведшии,/
               молитеся ко Господу,// помиловати и спасти души наша.
            КОНДАК, глас 4:
               Днесь ликует обитель Глинская,/
               в прославлении преподобных отцев в подвизе добрем просиявшыя/
               и все людие взвеселишася,/ яко источник благодати чудесы изливается,/
               темже убо святии, печальницы душ наших,/ умолите щедролюбивого Бога,//
               молитвами Богородицы Небесного Царствия сподобитися.
    Публикации ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ