Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места проживания Казань Год начала1936 Год окончания1940 День окончания14 Месяц окончания10
Весной 1936г., будучи больным, он поселился в Казани у старшей дочери
инвалида труда.
У верующих пользовался почетом и уважением.
Он был уже тяжело болен и не служил, но посещал казанские храмы,
переписывался с духовными детьми, в письмах он упоминал, что ездит на трамвае.
До самой смерти епископ Павел, не имея официальной должности, окормлял верующих
Покровского и Пугачевского викариатств, а также Куйбышевской епархии, которая
в конце 1930-х гг. оказалась без главы.
По данным [9]: В 1936г. своим устным распоряжением митрополит Сергий (Страгородский) назначил владыку Павла временно управляющим Куйбышевской епархией, и эти обязанности он исполнял до осени 1939г.
Однако известно, что с мая 1935г. по 23 октября 1937г. Куйбышевской епархией
управлял архиепископ Ириней (Шульман), поэтому фактическое управление Куйбышевской
епархией епископу Павлу (Флеринскому) могло быть поручено не ранее ареста архиепископа
Иринея 23.10.1937г.
В Казани же в 1936г. еще действовали пять "сергиевских" храмов и действовало
епархиальное управление.
Но в течение 1937г. все храмы, кроме церкви Ярославских Чудотворцев на Арском
кладбище и расположенного недалеко от нее деревянного храма Серафима Саровского,
были закрыты.
В декабре 1937г. был арестован последний правящий архиепископ Никон (Пурлевский),
и владыка Павел (Флеринский) остался единственным проживавшим в Казанской
епархии на свободе архиереем.
Он продолжал переписываться с духовными детьми, и продолжал, в той мере,
в какой это было возможно, исполнять архипастырские обязанности.
Он не назначал и не рукополагал священников, не освящал антиминсы, не служил
праздничных служб, но утешал верующих в их скорбях.
В начале 1938г. закрылась и была снесена и деревянная церковь Серафима Саровского,
и после этого владыка Павел посещал только церковь Ярославских Чудотворцев.
У него уже развивалась тяжелая болезнь сердца.
В письмах духовным детям он так измерял состояние своего здоровья: "Когда соберусь в церковь и иду к трамваю, отдыхаю у каждого телеграфного столба". "Чувствую себя лучше, отдыхаю через один, а то и через два столба".
Если не мог поехать в храм, молился дома до 12 часов, затем писал письма и
только после этого подкреплялся пищей. Потом он отдыхал до 4-х часов,
а вечером служил дома всенощную.
По воспоминаниям очевидцев, молился он со слезами, особенно если думал, что
его никто не слышит.
Летом все свободное время он проводил в садике за чтением Добротолюбия и
других святоотеческих книг или за своими помянниками.
В его помянниках было записано так много людей, что из-за них владыка, как бы
рано ни вставал, не мог попасть в церковь к ранней литургии едва до поздней
успевал прочитать их.
Там же, в садике, он принимал посетителей.
Как и раньше, он писал своим близким поучительные, содержательные письма.
В тот период, когда почти нигде не было епископов и верующие были предоставлены
сами себе, его слово приобретало громадное значение.
Больной, не занимая никакого официального поста, он в большой степени
направлял духовную жизнь Казани, Куйбышева и некоторых других городов,
не давая верующим уклоняться от правильного пути. К нему обращались с
недоуменными вопросами, и он, не присваивая себе административных функций,
давал советы, с которыми верующие очень считались.
Об этой его деятельности знал и митрополит Сергий (Страгородский), высоко его
ценивший, который говорил ему: "Чтобы управлять, не обязательно быть штатным"