Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 06.04.1989 Дела o44.24 => o44.24 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
7
Места проживания
    Места проживания
    Казань 
    Год начала 1936 
    Год окончания 1940 
    День окончания 14 
    Месяц окончания 10 
    Весной 1936г., будучи больным, он поселился в Казани у старшей дочери —
    инвалида труда.
    У верующих пользовался почетом и уважением.
    Он был уже тяжело болен и не служил, но посещал казанские храмы,
    переписывался с духовными детьми, в письмах он упоминал, что ездит на трамвае.
    До самой смерти епископ Павел, не имея официальной должности, окормлял верующих
    Покровского и Пугачевского викариатств, а также Куйбышевской епархии, которая
    в конце 1930-х гг. оказалась без главы.
    По данным [9]:
        
    В 1936г. своим устным распоряжением митрополит Сергий (Страгородский) назначил
        владыку Павла временно управляющим Куйбышевской епархией, и эти обязанности
        он исполнял до осени 1939г.
    Однако известно, что с мая 1935г. по 23 октября 1937г. Куйбышевской епархией
    управлял архиепископ Ириней (Шульман), поэтому фактическое управление Куйбышевской
    епархией епископу Павлу (Флеринскому) могло быть поручено не ранее ареста архиепископа
    Иринея 23.10.1937г.
    В Казани же в 1936г. еще действовали пять "сергиевских" храмов и действовало
    епархиальное управление.
    Но в течение 1937г. все храмы, кроме церкви Ярославских Чудотворцев на Арском
    кладбище и расположенного недалеко от нее деревянного храма Серафима Саровского,
    были закрыты.
    В декабре 1937г. был арестован последний правящий архиепископ Никон (Пурлевский),
    и владыка Павел (Флеринский) остался единственным проживавшим в Казанской
    епархии на свободе архиереем.
    Он продолжал переписываться с духовными детьми, и продолжал, в той мере,
    в какой это было возможно, исполнять архипастырские обязанности.
    Он не назначал и не рукополагал священников, не освящал антиминсы, не служил
    праздничных служб, но утешал верующих в их скорбях.
    В начале 1938г. закрылась и была снесена и деревянная церковь Серафима Саровского,
    и после этого владыка Павел посещал только церковь Ярославских Чудотворцев.
    У него уже развивалась тяжелая болезнь сердца.
    В письмах духовным детям он так измерял состояние своего здоровья:
       "Когда соберусь в церковь и иду к трамваю, отдыхаю у каждого телеграфного столба".
       "Чувствую себя лучше, отдыхаю через один, а то и через два столба".
    Если не мог поехать в храм, молился дома до 12 часов, затем писал письма и
    только после этого подкреплялся пищей. Потом он отдыхал до 4-х часов,
    а вечером служил дома всенощную.
    По воспоминаниям очевидцев, молился он со слезами, особенно если думал, что
    его никто не слышит.
    Летом все свободное время он проводил в садике за чтением Добротолюбия и
    других святоотеческих книг или за своими помянниками.
    В его помянниках было записано так много людей, что из-за них владыка, как бы
    рано ни вставал, не мог попасть в церковь к ранней литургии — едва до поздней
    успевал прочитать их.
    Там же, в садике, он принимал посетителей.
    Как и раньше, он писал своим близким поучительные, содержательные письма.
    В тот период, когда почти нигде не было епископов и верующие были предоставлены
    сами себе, его слово приобретало громадное значение.
    Больной, не занимая никакого официального поста, он в большой степени
    направлял духовную жизнь Казани, Куйбышева и некоторых других городов,
    не давая верующим уклоняться от правильного пути. К нему обращались с
    недоуменными вопросами, и он, не присваивая себе административных функций,
    давал советы, с которыми верующие очень считались.
    Об этой его деятельности знал и митрополит Сергий (Страгородский), высоко его
    ценивший, который говорил ему:
         "Чтобы управлять, не обязательно быть штатным"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ