Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Белгородская о., г.Короча, собор протоиерей Год начала1934 Месяц начала2 Год окончания1934 День окончания1 Месяц окончания4
Владыка Антоний (Панкеев) предложил о.Петру стать благочинным Корочанского округа, но
о.Петр вынужден был отказаться из-за физической слабости и болезни (туберкулез).
В следственном деле 1935г. есть информация о том, что о.Петр был кандидатом
на архиерейскую кафедру в Крым, но этому с одной стороны препятствовали болезни,
с другой власти.
Поначалу о.Петр был назначен в главный храм Корочи, но уже 1 апреля 1934г.
был переведен в слободскую Покровскую церковь Белгородская о., г.Короча, слободская Покровская церковь протоиерей Год начала1934 День начала1 Месяц начала4 Год окончания1935 Месяц окончания2
До прихода о.Петра Маккавеева Покровский храм придерживался григорианской
ориентации, а последний григорианский настоятель Виктор Павлович Лунев, исчезший
из Корочи в начале 1934г., впоследствии поставил свою подпись под показаниями,
составившими в конечном итоге обвинительную базу для суда над о.Петром,
в частности, свидетельствовал о том, что якобы о.Петр "поддерживал фашизм".
Хотя в Короче о.Петр, по собственному признанию, считал себя "временным человеком"
и надеялся в скором времени получить разрешение на выезд в Крым, он
не просто исполнял свои обязанности, он буквально жил церковной службой.
О.Петр служил по монастырскому уставу, совершая службы ежедневно и утром, и вечером,
делая лишь небольшой перерыв в середине дня.
Эти службы, несмотря на их продолжительность, привлекали многих верующих и
из Корочи, и из окрестных сел. Особенно раздражало власти то, что к о.Петру
тянулись дети.
О.Петр был противником частых обходов по храму с кружкой для пожертвований
во время богослужения. Старосту церкви он просил не отвлекать лишний раз верующих
от молитвы, и поэтому пожертвования на Патриархию и епархию выделять из общей кружки.
О.Петр обладал поэтическим талантом, писал стихотворения на религиозно-нравственные
темы. Стихи о.Петр отправлял своим духовным чадам.
Стихотворения, изъятые впоследствии при обыске, были уничтожены.
От поэтических опытов о.Петра сохранились лишь названия:
"Сани", "Голубые цветочки", "Мы будем жить", "Снежинка", "Ветви деревьев", "Березка".
Жил о.Петр в церковной сторожке
Белгородская о., г.Короча Год ареста1935 Месяц ареста2
О.Петр был арестован в церковной сторожке в феврале 1935г. во время очередной
волны гонений, прокатившейся по епархии.
При обыске были изъяты: послужной список, переписка, металлический крест, сосуд
с миром, епитрахиль, поручи и стеклянная ваза, служившая батюшке Чашей для
совершения евхаристии. К Чаше прилагались бумажные покровцы, деревянная звездица,
обыкновенная ложечка и копие, изготовленные из перочинного ножика.
Состав семьи о.Петра на момент ареста: мать Ольга Петровна (85 лет); сестра
Анастасия (53 года); брат Иван (55 лет)
Спецколлегия Курского облсуда 11/09/1935 Обвинение"антисоветская деятельность" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ Групповое дело"Дело епископа Антония (Панкеева) и др. Белгород, 1935г."
Архив УФСБ по Белгородской обл. Д.7182.
О.Петр проходил по одному делу с Владыкой Антонием (Панкеевым) и другими
священнослужителями Белгородской обл.
Он был обвинен в "антисоветской деятельности".
Из показаний свидетеля, диакона Николая Попова, отбывшего 3 года на Соловках: "Маккавеев неоднократно рассказывал в церкви народу о жизни ссыльного духовенства... Он и другие имели походные церкви, устраивали богослужения в лесах и других местах, куда стекались окружающие жители на моления. [Маккавеев говорил], что "никакие гонения не остановят их (верующих), защищающих Святую Церковь". Словом, этим он вызывал сочувствие верующих масс и возбуждал ненависть к Советской власти... Окружал себя монашками и раскулаченными, которые впоследствии оставались постоянными жильцами сторожки, где он сам жил. Одного из таких жильцов-раскулаченных, Карпенко Карпа из села Клиновец, даже приучил к исполнению псаломщических обязанностей... Последнее время наиболее фанатичные элементы из числа верующих уже стали считать его [Маккавеева], прозорливым".
Из протокола допроса: " Будучи в Короче, Вы писали стихотворения. Какой они носили характер и распространяли ли Вы их?
Стихотворения были... на религиозно-нравственные темы".
Стихи о.Петр отправлял в Феодосию своим духовным чадам, в г.Борисоглебск,
архиепископу Арсению (Смолянцу), в Курск "двум лицам", фамилии которых священник
затруднился назвать, сославшись на забывчивость.
О.Петр объяснил следователю, что издавать свои стихи он не предполагал, а рассылал
их разных людям в качестве подарков на день ангела или же просто в виде благодарности
разным людям.
Следствие затягивалось. 22 июля 1935г. протоиерей Петр направил на имя прокурора
просьбу ускорить расследование дела: "Исполнилось уже 5 месяцев, как я в числе семи человек, объединенных в одну группу и обвиняемых по ст.5810 УК, содержусь под стражею. Ничего того, в чем я обвиняюсь, я не знаю за собою. Да того и делать не мог. Подтверждением моей невиновности может служить то, что второй следователь по моему делу в Белгороде, не видя за мною вины, обещал мне освобождение, требуя показаний против Панкеева (по данному делу) или грозил ссылкою. Я ничего не знал и не мог показать... ".
Обращение к прокурору ускорило судебный процесс.
Судебное заседание Спецколлегии Курского облсуда состоялось 1011 сентября 1935г.
О.Петр виновным в антисоветской деятельности себя не признал, однако признал,
что был недоволен антирелигиозной политикой советского правительства: "Я считаю и теперь, что у нас есть зажим Церкви, но я этого мнения не высказывал среди масс... Одобрения фашизму и Лиге наций я не мог высказывать, так как являюсь русским до мозга костей. И могу ли я подумать, что мою родину займут немцы или другая нация?... Я думаю, что борясь с нами таким путем, какой вы избрали, вы не достигнете никакой цели. Если мы действительно совершили преступление, судите нас на открытом суде. Пусть все знают, что мы сделали и за что нас судят. А таким путем вы окружаете нас ореолом мученичества, мы делаемся мучениками в глазах людей... После нас придут "Егорушки", темные личности, юродивые, колдуны, т.к. пока есть у населения религиозная потребность, она будет требовать своего удовлетворения. Если нас, зарегистрированных священников, не будет, то придут незаконные, темные личности, которые принесут больше вреда".
Как и владыка Антоний (Панкеев) он получил срок 10 лет ИТЛ.
После суда о.Петр, подал кассационную жалобу, но 1 июля 1936г. на нее последовал
отказ: "Маккавеев П.А., находясь священником, имел тесную связь с контрреволюционно настроенным епископом Белгородским Панкеевым, а потому его условно-досрочное освобождение нежелательно".
8 декабря 1936г. на просьбу священнослужителей, осужденных вместе с отцом Петром,
наложил свою резолюцию и помощник Курского облпрокурора: "Полагаю протест по данному делу за отсутствием к этому оснований не приносить. Жалобу Вильгельмского, Панкеева, Ерошова, Маккавеева и Богатыревой оставить без удовлетворения, о чем им сообщить"