Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 24.04.1993 Дела o62.448 => o62.448 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Образование
      Смоленская Духовная Семинария
      В 1906/07 гг. — студент 5-го класса Смоленской Духовной Семинарии
    Служение
      Смоленская губ., Рославльский у., с.Жарынь, церковь Троицы Живоначальной 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1918 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1918 
      День окончания 3 
      Месяц окончания 9 
      О.Александр прибыл в с.Жарынь в мае 1918г., назначенный епархиальным архиереем
      на должность настоятеля Троицкой церкви с.Жарынь.
      Он отстаивал перед председателем церковно-приходского совета канонические
      принципы управления приходом.
      В проповедях он призывал прихожан к "более устремленной к Богу жизни в связи
      с бедами, обрушившимися на Родину".

      У него была жена и дети. Проживал с семьей на временной съемной квартире
    Аресты
      Смоленская губ., Рославльский у., с.Жарынь 
      Год ареста 1918 
      День ареста 3 
      Месяц ареста 9 
      Поводом для ареста и заведения против него дела послужили жалоба
      в адрес ЧК председателя приходского совета церкви с.Жарынь А.Бобкова,
      находившегося с о.Александром в принципиальном конфликте по вопросу управления приходом
      и донос советского служащего М.Миронова.
      Из доноса на о.Александра в ЧК М.Миронова от 1 августа 1918г.:
           
      "29 июля с/г в воскресение по окончании Литургии священником Садовским
            была проведена под видом проповеди агитация против Советской власти,
            в которой он говорил:
                  "Граждане, ходите почаще в церковь и не слушайте тех развращенных
                   людей, которые теперь находятся у власти и говорят вам
                   об отделении Церкви от государства, и школы от Церкви;
                   этим самым они хотят ввести вас в заблуждение, чтобы вы забыли
                   Бога, а также и Церковь.
                   Граждане! Откликнитесь на мой призыв, ходите каждый праздник
                   в церковь, несите ваши копеечки Богу, чтобы Господь вашей лептой
                   и нашей совместной молитвой помог нам рассеять тех развращенных
                   людей, которые теперь засели у власти и которые получают
                   громаднейшее жалованье, ходят в приличных костюмах и которые
                   ради своей наживы говорят:
                          "Надо ввести хлебную монополию в государстве"
                   И вот не сегодня завтра они придут и отберут от вас хлеб.
                   Граждане, не забывайте Бога и Церковь, ибо итак повсюду междоусобицы,
                   бьют брат брата, сын отца и отец сына; там где-то на востоке и
                   севере день и ночь проливается кровь; идут дожди, тогда когда
                   хлебная уборка уже две-три недели.
                   Граждане, не ходите нарядно в церковь, не смотрите на тех
                   развращенных людей, которые своими костюмами и хорошими ботинками
                   соблазняют вас, ибо Богу не надо ваших нарядов, ему нужна молитва
                   и трудовая лепта. Аминь"...".
      Доносчик Миронов назвал себя "человеком, стоящим на страже интересов угнетенных
      рабочих и крестьян". Написать заявление в ЧК он "счел своим личным долгом".
      Из жалобы на о.Александра в ЧК председателя приходского совета А.Бобкова
      от 25 августа 1918г.:
            "Иерей Садовский хотел собрать приходское собрание в церковной сторожке
             для переизбрания приходского совета, с целью чего без ведома
             председателя рассылал повестки по обществам прихода".

      Из второй жалобы на о.Александра в ЧК А.Бобкова, от 26 августа:
            "Священник Садовский прибыл для служения в с.Жарынь в мае 1918г.,
             и я тогда же заявил ему, что он будет служить в приходе, если приход
             его выберет...
             И все время о.Александр держит себя свысока и игнорирует приходской
             совет".

      Это требование о.Александр не признал:
            "Я был назначен на место своего служения епархиальным архиереем, а
             выборное начало Церковью отменено".

      Позиция священника Александра Садовского в вопросах управления приходом,
      вызвавшая неприятие со стороны председателя приходского совета, полностью
      соответствовала действовавшему тогда церковному законодательству, в отличие
      от позиции председателя приходского совета.
      Бобков же и вовсе не мог занимать должность председателя приходского совета,
      которая со времени принятия "Определения о православном приходе" более
      не существовала.
      3 сентября 1918г. по предписанию ЧК о.Александр был арестован у себя дома
      местной милицией и в тот же день отправлен в Рославль, в тюрьму,
      в распоряжение Рославльской уездной ЧК
    Осуждения
      Рославльская уездная ЧК 
      16/09/1918 
      Обвинение "ведение антисоветской агитации среди темной крестьянской массы" 
      Приговор 1 год высылки за пределы Рославльского уезда 
      Архив УФСБ Смоленской обл. Фонд снятых дел. Д.3163-с.
      (Дело Чрезвычайной следственной комиссии Рославльского уезда
      по обвинению священника Александра Садовского, 1918).
      На допросе в ЧК 12 сентября А.Бобков подтвердил свои показания против о.Александра
      Были допрошены также диакон А.Соловьев, Ф.К.Галченков и Н.Гришин, подтвердившие
      обвинения, выдвинутые против священника Бобковым.
      Из обвинения о.Александра Садовского:
          "Ведение агитации среди темной крестьянской массы...
           Эта виновность усматривается из обвинительных документов".

      На допросе в ЧК 5 сентября 1918г. о.Александр Садовский признать себя виновным
      в "антисоветской агитации" отказался и подтвердил, что в конфликте
      с председателем церковно-приходского совета Бобковым канонически верной считает
      позицию по вопросу управления приходом:
           "Агитацией я никогда и нигде и никакой не занимался, как на собраниях,
            так и в частных разговорах, — тем более меня никто не знает хорошо,
            т.к. недавно только нахожусь в этом приходе и... знакомства ни с кем
            не заводил.
            Вины я за собой не считаю, но личные счеты отдельных личностей здесь
            могут быть лишь в том случае, что председатель приходского совета
            считает, что священник должен быть выборный, а не назначенный Архиереем,
            но я был назначен Архиереем, потому что выборное начало в церкви
            Постановлением Священного Собора отменено в апреле м-це 1918г....
            Я не собирался открывать приходское собрание 19 августа без председателя
            приходского совета, но когда вышел к собравшимся сразу по окончании
            богослужения, как был в облачении и с крестом, чтобы не задерживать
            собрания с целью объявить собранию о своих нуждах, то обнаружил,
            что собрание председателем совета не было открыто, объявившем задержку
            собрания исканием какой-то бумаги...
            Потом я пошел и разоблачился и, разоблачившись, вышел из храма
            для присутствия на собрании".

      После ареста иерея Александра Садовского в ЧК поступило много прошений
      от входивших в его приход сельских обществ с просьбой освободить священника.
      В этих прошениях местные жители уверяли комиссию, что никакой контрреволюционной
      деятельности арестованный не вел, и они им вполне довольны.
      В деле имеются прошения от Скороходовского комитета бедноты
      (от имени 42-х домохозяев), Коростельского сельского общества (37 подписей),
      Сурковского сельского общества (32 подписи, в т.ч. председателя Комбеда),
      обоих Жарынских обществ.
      16 сентября Рославльской следственной комиссией ЧК о.Александр был приговорен
      к высылке за пределы уезда на один год.
      Осужденный чрезвычайной комиссией на высылку из уезда, о.Александр вынужден
      был искать себе другое место жительства и служения.
      Оставлять служение Церкви он не намеревался
    Места заключения
      Смоленская губ., г.Рославль, тюрьма 
      Год начала 1918 
      День начала 3 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1918 
      День окончания 21 
      Месяц окончания 9 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ