Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
диакон 1905 День13 Месяц5
13 мая 1905г. рукоположен во диакона, а на другой день во священника
к Вознесенскому кафедральному собору священник 1905 День14 Месяц5
Семиреченская о., г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Вознесенский кафедральный собор диакон, священник (с 14.05.1905г.) Год начала1905 День начала13 Месяц начала5 Год окончания1905 День окончания27 Месяц окончания5 Семиреченская о. (Казахстан, Алма-Атинская о., Ескельдинский р.), с.Карабулак, Трехсвятительская церковь священник Год начала1905 День начала27 Месяц начала5 Год окончания1906 День окончания1 Месяц окончания9
27 мая 1905г. о.Евстафий был назначен священником Трехсвятительской церкви
с.Карабулак Семиреченская о., г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Софийская церковь священник Год начала1906 День начала1 Месяц начала9 Год окончания1907 День окончания5 Месяц окончания9
1 сентября 1906г. о.Евстафий был перемещен на вакансию диакона в Софийскую
церковь г.Верного Семиреченская о., Лепсинский у., с.Ивановское (Казахстан, Восточно-Казахстанская о., с.Маканчи) священник Должностьнастоятель Год начала1907 День начала5 Месяц начала9 Год окончания1909
5 сентября 1907г. назначен настоятелем храма в с.Ивановском Лепсинского уезда Семиреченская о., г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Покровская церковь священник Год начала1909 Год окончания1910
В 1909г. переведен в Покровскую церковь г.Верного Семиреченская о., Лепсинский у., пос.Каралинский священник Год начала1910 Год окончания1911
В 1910г. переведен в храм пос.Каралинского Лепсинского уезда Семиреченская о. ст-ца Лепсинская (Казахстан, Алма-Атинская о., Алакольский р.), храм свт.Николая Чудотворца священник Должность2-й священник Год начала1911 Год окончания1913 День окончания18 Месяц окончания1
С 1911г. служил в ст-це Лепсинской.
За время служения в Лепсинском уезде о.Евстафию близко пришлось наблюдать
жизнь русских переселенцев. Его заметки были опубликованы в "Областных
Семиреченских ведомостях": "...Сравнительно еще недавно, лет пять или шесть, жизнь здешнего края во многих отношениях казалась лучше, чище и отраднее. Мне приходилось слышать рассказы о возникновении и самому наблюдать жизнь старожильческих селений. Недавно же привелось послужить и в переселенческом приходе. Прежде всего, большая разница в настроении прежнего переселенца и теперешнего. Прежний переселенец был, почти исключительно, хлебороб... Первой заботой его после этого было построить хотя бы маленький храм, Дорожа своей верой, он ревниво оберегал ее, а так как ранее сходились в селения по своему согласию, то крестьяне-малороссы просто не принимали в свои общества разных сектантов. Отсюда естественно, как дорожили они священником и с какой трогательной, свойственной одному русскому человеку предупредительностью относились к нему. Второй главной заботой нашего старожила была школа. И здесь он выставил себя с хорошей стороны... Совершенно другой элемент представляют из себя теперешние новоселы, из коих некоторые являются просто искателями приключений, другие своего рода аферистами, специализировавшимися на получении разных пособий, третьих же выбросила из внутренних губерний России революционная волна и, наконец, некоторая часть вынужденная на переселение тяжелыми условиями быта на родине... С другой стороны, пришлось мне по приезде в селение совместно с лучшими из прихожан, большая часть которых состояла из бывших мещан, понести заботу о постройке молитвенного дома, каковая и увенчалась успехом. Не подлежит сомнению, что как в религиозном, так и во всех других отношениях, старожилы-туркестанцы далеко стоят выше новоселов. В старожильческих селениях до последних лет не слышно было сектантов, тогда как в новых выселках они обманом, а иногда почти и открыто, пролезают в большом количестве. Впрочем, крестьяне православные в таких случаях напрягают все силы, чтобы избавиться от непрошенных проповедников, но все их старания не всегда оканчиваются успехом... " Семиреченская о., Пишпекский у. (Киргизия, Чуйская о.), 1-й Пишпекский благочиннический округ священник Должностьразъездной священник Год начала1913 День начала18 Месяц начала1 Год окончания1914
18 января 1913г. по собственному прошению был назначен разъездным священником
1-го Пишпекского благочиннического округа Семиреченская о., Пржевальский у., с.Теплоключинское (Киргизия, Иссык-Кульская о., с.Теплоключенка), церковь св.вмч.Димитрия Солунского священник Год начала1914 Год окончания1914
В 1914г. переведен в с.Теплоключинское Пржевальского уезда Семиреченская о., Иссык-Кульский у., с.Покровское (Киргизия), Покровская церковь священник Должностьнастоятель Год начала1914 Год окончания1916
В 1914г. назначен настоятелем Покровского храма в с.Покровском в 35 верстах
от Пржевальска на южном берегу озера Иссык-Куль.
В 1916г., во время Первой Мировой войны в Семиреченской области вспыхнуло
восстание киргизов. Мятеж возник в связи с отказом киргизов от мобилизации
на оборонительные тыловые работы.
17 июля 1916г. в Туркестане было объявлено военное положение, а к концу августа
все волости Семиреченской области были охвачены мятежом. Шайки мятежников
не щадили никого, устроили жестокую резню беззащитных мирных русских поселенцев,
а это были в основном женщины, старики и дети, т.к. основная масса местных
мужчин, казаков, воевала на фронтах Первой мировой войны. Разорению подвергались
православные церкви, мятежники разорили Иссык-Кульский монастырь, убив находившихся
там монахов, перебито было почти полностью население многих русских сел.
Во время восстания киргизов о.Евстафий проявил мужество и героизм, организовал оборону
села Покровского, непрерывно служил молебны, исповедовал и причащал прихожан.
По прошествии событий о.Евстафий сразу же в рапорте благочинному описал
эти "дни с 11-го по 15-е августа 1916г. дни гнева и явной помощи Божией
Покровскому приходу".
Рассказ о.Евстафия о событиях в августе 1916г. в селе Покровском был опубликован
также в газете "Областные Семиреченские Ведомости".
Встав в 7 часов утра, 11 августа, о.Евстафий собирался ехать в ближайший
г.Пржевальск за церковными свечами, но не оказалось лошади на ней уехал
участковый врач. Как выяснилось впоследствии, врач был зверски убит, не
доезжая пяти верст до города. Через 10 минут после того, как о.Евстафий вышел
на улицу, здесь стали раздаваться крики, что киргизы набросились на только что
выгнанные табуны скота и погнали их в горы. О.Евстафий вспоминал: "Первым делом, у меня мелькнула мысль, что необходимо объединить народ, чтобы общими силами дать отпор неверным, для чего я велел звонить в колокол... Народ быстро стал собираться к церкви. В это время на предгорных холмах около села появились большие толпы киргиз с флагами, готовившихся к нападению на село. Казалось, дни наши были сочтены, так как в селе были почти одни женщины и дети. Мужчин вообще и ранее было немного, а в рабочее время и те оставались на работе. Да и что мог сделать десяток-другой почти безоружных людей против тысяч киргиз! Видя все это, я решил готовиться к смерти и приготовить к ней своих духовных детей. И вот в церкви мы начали служение акафиста Покрову Пресвятой Богородицы... Это был общий предсмертно-покаянный плач. Я начал исповедывать и причащать всех запасными Святыми Дарами... А вне церкви в это время совершилось настоящее дело явной помощи Божией. Киргизы в огромном числе с диким воем бросились с гор на село".
О.Евстафий предложил прорваться в Пржевальск гонцам, чтобы они попросили
помощь в беде.
Киргизы не щадили даже маленьких детей. О.Евстафий предложил загородить улицы
баррикадами, делал их сам, что остановило орды киргизов. "Совершенно случайно в селе оказалось три казака, вооруженных винтовками, и один техник с охотничьим ружьем. И вот почти четыре этих человека при слабой поддержке нескольких мальчиков отбили нападение. Пусть неверующие люди объясняют это чем угодно, но я и мои прихожане не сомневаются в этом первом заступлении за нас Царицы Небесной". Пока происходило наступление, постепенно стали подбегать с полей и из других мест мужчины с вооружением. Некоторым удалось прорваться в город Пржевальск за помощью, остальные несколько сотен русских держали оборону против тысяч киргиз. Но долго ли?... Слезно молился исстрадавшийся народ Царице Небесной. И, о утешение! во время молебны прибежал вестовой с извещением, что из города идет дружина. Отразив дневную атаку, решили в ночь на Успение ехать в Пржевальск другого исхода не было. Все сознавали, что нужна только особая помощь Божия, чтобы проехать незамеченными 35 верст обозу в 700 подвод под охраной какой-либо сотни наездников, вооруженных охотничьими ружьями. К полуночи все лошади были запряжены. Я велел взять запрестольный крест на переднюю подводу, а икону Божией Матери на последнюю. Раздалась тихая команда: "Трогай". В полутьме видно было, как поднялись руки, творя крестное знамение. Послышались сдавленные рыдания. Как в тумане каком помню, как ехали по улицам догоравшего села... На пути попадалось множество изуродованных трупов убитых русских людей, как взрослых, так и детей, и младенцев... Стук телег, ржание лошадей, поднятый семьюстами подвод, привели меня в отчаяние. С минуты на минуту я ждал, что вот с гор послышится зловещий вой, и содрогался при мысли о той картине, которая тогда получится. Ехали мы так около шести часов, и стало светать; вдруг позади раздался крик, что гонятся киргизы. Люди, что есть мочи, погнали лошадей... И вот уже город! Навстречу бегут с пиками и ружьями дружинники... Мы спасены, и литургию в день Успения Богоматери могли служить в Пржевальске. Над нами явно совершилось чудо! Пояснение одного из бежавших пленных подтверждает это... Когда назавтра в Покровское пришли киргизы, они рвали на себе одежды, драли головы ногтями и вопили, а затем убили своих двадцать человек часовых, которые так крепко спали, что не могли слышать стука и шума обоза, растянувшегося на десять верст. Разве это не явная помощь Царицы Небесной, внявшей молитвам недостойных рабов Своих? Ни один человек из выехавших из Покровского не погиб. Пусть задумаются люди над этим. Наказал нас Господь, но смерти не предал".
После уничтожения во время мятежа Покровской церкви о.Евстафий был назначен
настоятелем церкви в с.Благовещенское Андижанского уезда Ферганская о., Андижанский у., с.Благовещенское священник Должностьнастоятель Год начала1916 Год окончания1916
В том же 1916г. о.Евстафий был переведен в с.Егорьевское Черняевского уезда Сыр-Дарьинская о., Чимкентский (Черняевский) у. (Казахстан, Южно-Казахстанская о.), с.Егорьевское священник Год начала1916
Через некоторое время был переведен в Покровский храм в ст-цу Надеждинскую
Верненского уезда Семиреченская о., Верненский у., ст-ца Надеждинская (Казахстан, Алма-Атинская о., Енбекши-Казахский р., г.Есик), Покровская церковь священник Год окончания1918 День окончания5 Месяц окончания5