Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Ленинград (Санкт-Петербург), Ленинградская Духовная Академия Должностьдоцент кафедры истории Русской Церкви (с сентября 1949г.), профессор (с 1951г.), магистр богословия, член Учебного Комитета при Св.Синоде Год начала1949 Месяц начала9 Год окончания1953 День окончания5 Месяц окончания3
В 1949г. А.И.Макаровский был приглашен на должность доцента кафедры истории
Русской Церкви в Ленинградскую Духовную Академию.
Он занимал активную церковно-общественную позицию, способствовал усилению
состава преподавателей Духовной Академии, порой преодолевая вместе с митрополитом
Ленинградским и Новгородским, председателем Учебного Совета Московской
Патриархии Григорием (Чуковым) категорическое несогласие уполномоченного.
Так, одним из самых трудных было назначение профессора-протоиерея Василия Верюжского,
который до своего примирения в 1946г. с Московской Патриархией
был одним из руководителей иосифлян и чудом выжил в лагерях и ссылке.
Еще 5 июня 1947г. о.Василию была присвоена ученая степень доктора церковной
истории, но лишь в сентябре 1951г. он смог приступить к преподаванию в ЛДА,
возглавив вновь созданную кафедру византологии и истории славянских Церквей
(такой же кафедрой о.Василий заведовал в 19131918 гг.в СПбДА).
Из резко негативного письма уполномоченного в Совет по делам РПЦ в апреле 1951г.[4]: Несколько месяцев назад доцент Ленинградской Духовной Академии
А.И.Макаровский вошел в контакт с бывшим профессором Петербургской Духовной Академии протоиереем В.М.Верюжским. Поводом к их сближению послужило поручение, данное Верюжскому Патриархом: дать отзыв на диссертацию Парийского. Напомню, что Верюжский, бывший настоятель храма "Воскресение на крови", был репрессирован в свое время как заядлый иосифлянин и по возвращении в Ленинград ни разу не служил, продолжая оставаться враждебным к Советской власти и не желая участвовать в богослужениях, на которых за cоветскую власть молятся. Несмотря на это, или из уважения к этому, Патриархия всячески поддерживает Верюжского. Ему дали в Москве ученую степень доктора богословия, первую в Советском Союзе, его усердно желали продвинуть профессором в Ленинградской Духовной Академии, и только несогласие властей воспрепятствовало этому протежированию. При первых же встречах Верюжский заговорил с Макаровским, как с историком, о необходимости открытия в Ленинградской Духовной Академии специальности византологии и истории славянских Церквей. Это специальность самого Верюжского.
Макаровский ухватился за эту мысль и стал уговаривать Верюжского
кандидатироваться на эту кафедру, если она откроется. Верюжский ответил, что "наученный горьким опытом, палец о палец сам не двинет, но от предложения ему кафедры не отвернется". Тогда Макаровский составил петицию на имя Патриарха. В Москве к петиции отнеслись благоприятно. Митрополит Григорий ее поддержал, но высказал мнение, что "Кушнарев Верюжского не пропустит". Макаровский, как человек инициативный и понимающий, что требуется для Церкви, был митрополитом выдвинут, а Патриархом утвержден членом Учебного комитета при Патриархе. В Москве насчет кафедры византологии и истории славянских Церквей начали действовать очень осторожно. Сначала отдельным решением открыли с осени 1951г. кафедры этого предмета в Московской и Ленинградской Духовных Академиях. Потом на заседании Учебного комитета, первом с участием Макаровского,
стали подыскивать формулу, как протянуть в академию Верюжского так, чтобы власть это проглядела и пропустила. Выход был найден во временном назначении Верюжского. Как видно, "трюк" был подхвачен и одобрен Патриархом как вполне соответствующий его собственным желаниям и направленности... Кафедра византологии интересна тем, что в ней ставятся непрерывно
вопросы взаимоотношения Церкви и государства, затрагиваются общественно-философские проблемы. Кафедра рассматривает проблемы византийских влияний и заимствований в России. При желании она может быть обращена в острое оружие идеологического и политического характера...".
30 октября 1951г. А.И.Макаровский защитил магистерскую (докторскую) диссертацию
и получил звание профессора.
Из статьи М.В.Шкаровского об открытии в Ленинграде духовных школ: "Владыка Григорий (Чуков) всячески содействовал подготовке преподавателями магистерских диссертаций, только после защиты которых они получали звание профессора. В результате в Ленинградской Духовной Академии состоялся ряд магистерских диспутов (защит диссертаций на соискание ученой степени магистра богословия): ... 30 октября 1951 г. А. И.Макаровского... Все члены преподавательской корпорации не только преподавали, но и активно участвовали в церковно-общественной жизни: писали статьи в "Журнале Московской Патриархии", давали консультации различным отделам Патриархии, поддерживали научные связи с Ленинградским университетом, консерваторией, Публичной библиотекой, Академией наук, создавали новые учебники, распространявшиеся путем перепечатывания через заочный сектор по всей стране, участвовали в международной деятельности Церкви..."
Ленинградский Городской суд 22/05/1953 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ с конфискацией имущества
Дело рассматривалось при закрытых дверях.
2122 мая 1953г. А.И.Макаровский был осужден на 10 лет ИТЛ с конфискацией
имущества.
16 июня дело рассматривалось в Верховном суде РСФСР, который отменил
конфискацию имущества.
Предстояло рассмотрение дела в Верховном суде СССР.
В те трудные годы владыка Григорий (Чуков) ходатайствовал за арестованных
и осужденных преподавателей духовных школ.
Когда был арестован профессор А.И.Макаровский, митрополит Григорий обращался
во все возможные инстанции, а 9 июля 1953 г. отправил письмо в защиту
профессора председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Карпову: "Простите за смелость обращения к Вам по делу, которое не имеет прямого отношения к кругу моих обязанностей, но которое тревожит меня, т.к. касается судьбы человека, подвергшегося большому несчастию. Профессор нашей Ленинградской Духовной академии по русской и общей древней церковной истории А.И. Макаровский 5 марта с.г. был арестован и 2122 мая городским судом осужден на 10 лет. Суд происходил при закрытых дверях. Известно только, что ему была предъявлена 58 статья. Дело рассматривалось 16 июня в Верховном суде РСФСР, который отменил конфискацию имущества. Предстоит рассмотрение дела в Верховном суде СССР. Как известно от ведущего дело адвоката, обвинение касалось деятельности Макаровского как преподавателя школы в Эстонии (до перехода его в Ленинградскую Академию) и как профессора Академии. По сообщению адвоката, в Московском суде все обвинения, касавшиеся прежней деятельности Макаровского, отпали; остался только донос об его деятельности в Академии, касающийся специфически религиозных его убеждений. А.И.Макаровский большая научная сила, пользовавшийся большим авторитетом среди студентов. Не мудрено, что нашлись люди, которые по своему осветили религиозные убеждения и авторитет Макаровского, может быть даже в целях самореабилитации. Если дело Макаровского таково, как мне его передали, то оно важно для нас с чисто принципиальной стороны (по отношению к марксистским взглядам) и было бы желательно, чтобы при рассмотрении его в Верховном суде СССР присутствовал хорошо богословски-образованный эксперт, и самое дело было вытребовано из Ленинграда. Ведь дело по существу касается принципиальной стороны преподавания богословских предметов и вообще богословского образования. И только с этой стороны я счел возможным беспокоить Вас своим обращением. Не откажите, если это возможно, выяснению этого дела при рассмотрении его в Верховном суде СССР".
24 июля при личной встрече Карпов сообщил митрополиту Григорию, что передал
письмо председателю Верховного суда СССР, и ему обещали внимательное
рассмотрение дела.
Макаровский еще несколько месяцев оставался под арестом, но владыка не забыл
о пострадавшем профессоре и 12 ноября 1953 г. написал Карпову о необходимости
напечатать статью осужденного в "Журнале Московской Патриархии": "По поводу исполнившегося в 1950 году (18 апреля) 50-летия со дня смерти известного церковного историка, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Василия Васильевича Болотова мною предложено было отметить память знаменитого профессора торжественным собранием Совета академии... Составление соответствующей речи было поручено профессору академии А.И.Макаровскому. Составление речи затянулось, а когда она была готова, то профессор Макаровский по не зависящим от него обстоятельствам был лишен возможности выступить с ней пред собранием. Ныне, 114 января 1954 года исполняется 100-летие со дня рождения В.В.Болотова и было бы очень желательно отметить эту дату хотя бы помещением в "Журнале Московской Патриархии" статьи, посвященной памяти проф.Болотова, написанной проф.Макаровским. Статья очень ценна по содержанию и достойно изображает личность и научные заслуги проф.Болотова. Так как автор статьи сейчас находится в изоляции, то является вопрос, можно ли под статьей поставить подпись А.Макаровского или можно ограничиться подписью "А.М.". Очень прошу Вашего содействия к напечатанию в журнале указанной статьи и указаний относительно подписи под нею".
Помощь владыки способствовала скорому освобождению Макаровского
(уже 26 ноября 1953 г.) и его возвращению к преподаванию в Ленинградской
Духовной Академии