[back][up level][first][prev][next][last]
    ћученик ¬иктор ћатвеев
    ¬иктор (ћатвеев ¬иктор ћатвеевич) 
    √од рождени€ 1871 
    ƒень рождени€ 11 
    ћес€ц рождени€ 10 
    ћесто рождени€ Ќовгородска€ губ., Ѕоровичский у., Ќикондровска€ вол., с.Ѕоровичи 
    монах 
    ѕо данным [1] и [«в1] родилс€ в 1869г.
    –одилс€ в семье посто€нного солдата ÷арской јрмии.
    »звестный в г.јлма-јте как странник ¬иктор. Ѕыл сподвижником монахов ѕахоми€ (–усина),
    јнатоли€ (—мирнова), ‘еогноста и »ракли€ (ћит€хи). ¬ юности был исцелен о.»оанном
     ронштадтским от неизлечимого недуга и благословлен им на странничество, заповедавшим
    ему питатьс€ хлебом, сахаром и чаем. ¬иктор распрощалс€ с матерью и ушел странствовать
    ћного лет странствовал по –оссии, бывал в —ибири, на ”краине — в  иеве и др. местах.
    ¬ г.¬ерный (јлма-јта) пришел перед революцией
    ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[по 1936г.] [декабрь 1937г.]
      ћеста проживани€
        —емиреченска€ о., ¬ерненский у., ћохната€ сопка 
        ѕо воспоминани€м ј.—.Ќагибиной [2]:
           "ѕостроил себе келью на самой вершине ћохнатой сопки, но провед€ там одну зиму,
            по причине глубокого снега на вершине горы, не име€ возможности общени€ с другими
            подвижниками, спустилс€ ниже на гору √орельник"
        —емиреченска€ о., ¬ерненский у., гора √орельник 
        ѕо воспоминани€м ј.—.Ќагибиной [2]:
           "“ам тоже поставил себе келью — маленькую рубленую избушку, в ней печка
            глин€на€, кровать — три горбылины, устланные соломой, — да стол. “ак и жил.
              "—емиречье, — говорил он, — лучше всех мест. » народ очень хороший в —емиречье,
               добрые и верующие люди".
        ¬ 1923г. из јксайского ущель€ пришел на эту же гору иеромонах ѕахомий (–усин).
        —кит на ћохнатой сопке, где жили монахини, находилс€ неподалеку.
        »з воспоминаний ј.Ќагибиной [2]:
            "¬иктор ходил к нам часто, и мы к нему часто ходили... » в город он приходил
             на каждый праздник и в каждый пост говеть и причащатьс€. Ётот ¬иктор — на весь
             город был! Ёто чудной жизни старичок.  ак увид€т его: "¬иктор идет к нам!" — и
             каждый стараетс€ дать ему кто сахара, кто сухарей, кто ча€. Ѕольше он не брал
             ничего и денег не принимал, не любил деньги... —пр€чет все пода€ние за пазуху
             своего зеленого брезентового плаща, кушаком подв€жетс€ и уходит в горы.
              руглый год ходил он в брезентовом плаще, зимой и летом...
             ќн был маленького роста, сухощав, быстр, но не резок в движени€х, с негустой
             темно-русой бородкой и темными, пр€мыми и длинными волосами, лежащими на
             пр€мой пробор. √оворил он быстро, чуть надтреснутым голосом...
             Ќа √орельнике жил огромный медведь. »ногда он спускалс€ с горы и садилс€
             неподалеку от ¬икторовой кельи. Ќо ¬иктора он никогда не трогал и, когда
             подвижник говорил ему: "»ди, мишка!" — медведь вставал и уходил".
        »з воспоминаний монахини ћагдалины (’алиной ‘.—.) [2]:
            "ћы много странствовали в то врем€ по горам: о.ѕахомий, ¬иктор, € и —ан€
             Ќагибина. ќт самого  аскелена до “урген€ пешком по горам ходили...
             ј бывало, сидит ¬иктор в своей келье, потом встрепенетс€, побежит к
             о.ѕахомию: "Ѕери скорее чайник, бежим туда, далеко по щеле в горы, там
             есть св€тое место, там чайку попьем. “ам св€тое место! “ам — јнгелы!...".
             — о.ѕахомием они много странствовали.  уда бы ни шел ¬иктор, все с ѕахомием...
             ќтец ѕахомий молилс€ много. ¬иктор тоже был сильный молитвенник. Ќо как и
             когда он молилс€, € не знаю. »ногда он по неделе жил на ћедео в скиту,
             в —аниной келье, а —ан€ ко мне переходила... ".
        »з воспоминаний ј.Ќагибиной [2]:
            "ќ сокровенной жизни его внутреннего человека мы знали мало. Ќо не могли
             не чувствовать, что за внешним его чудачеством и юродством кроетс€
             самоотверженный подвиг, за неназойливым ворчанием — любовь к нам, как к дет€м
             немощным и неискусным, за видимой общительностью — велика€ тишина и тайна
             созерцани€ невидимого мира...
             Ёто было в конце 1920-х годов, летом. ћы с инокиней ћариамной ходили по горам.
             ѕришли на √орельник в келью к ¬иктору. Ќеподалеку под горой была €ма, в которой
             он молилс€. Ѕыл поздний вечер... Ќе помню зачем, € вышла из кельи и пошла
             в сторону €мы. » вдруг вижу — ¬иктор стоит на колен€х в воздухе, примерно
             в метре от земли и еще в 1,5 м от дна €мы и молитс€ с воздетыми к небу
             руками. я была потр€сена, мне стало страшно не потому, что он сто€л на воздухе —
             € читала жити€ св€тых и знала о такой молитве — а потому, что своим приходом
             мы мешаем ему молитьс€, нарушаем его тишину. » тихо-тихо, чтобы веточка не
             хрустнула, € поп€тилась назад, а, зайд€ за гору, побежала что есть сил к
             ћариамне, рассказала о том, что видела, и мы ушли, оставив его... ".
        ¬ конце 1920-х и начале 1930-х гг. церковна€ жизнь в јлма-јте терпела особые
        потр€сени€. ¬ городе происходили поголовные аресты духовенства, монашествующих
        и просто православного люда. ¬ горах — облавы на пустынников... ¬ горах монахи
        жить уже не могли. “е, кто не был арестован, спустились в город.
        ќ.ѕахомий тоже покинул свою келью.
        Ћишь ¬иктор оставалс€ на √орельнике, но жил тихо, втайне от чужих.
        ќн по-прежнему приходил к сестрам-монахин€м в Ќикольскую церковь и в его поведении
        не было особых перемен... ѕосле ареста о.јлександра —кальского и о.—тефана ѕономарева
        10 декабр€ 1931г. ¬иктор перестал бывать в Ќикольском храме. ј.Ќагибина с инокиней
        ћариамной заходили к нему на гору √орельник
        —емиреченска€ о., ¬ерненский у., јксайское ущелье 
        √од окончани€ 1935 
        — начала 1930-х годов вплоть до своего ареста жил в јксайском ущелье. »мел
        непрестанную умно-сердечную »исусову молитву, в молитве поднималс€ от земли. ¬
        народе пользовалс€ авторитетом как прозорливый старец
        »з воспоминаний Ќ.√. азулиной [2]:
        "¬ 1932г. мать –афаила возила мен€ в јлма-јту. ћы приехали к матушкам
           ≈вфалии, ћарь€ше, ‘еодоре, с которыми жила плем€нница матушек ‘еодоры
           и јлександры Ќастенька Ќагибина.
           Ќикольский собор был тогда еще открыт, там служил епископ √ерман.
           ј в подвале собора жили матушки. ќни пекли просфоры дл€ собора и собирали
           сухарики — передачи дл€ подвижников алма-атинских: отца ¬иктора, отца
           “авриона. ќтец “аврион, когда мой папа приехал в јлма-јту, говорил ему, что
           он много лет, не посеща€ город, жил в горах и ел дикую картошку и траву.
           “огда же € слышала об иеромонахах —ерафиме и ‘еогносте, которые уже были
           расстрел€ны, за них там молились и считали их великими подвижниками
           ћы с матушками –афаилой и ‘еодорой, по поручению о.ѕахоми€, пешком,
           с котомками, поднимались в горы на ћедео, где по правой стороне ущель€
           находилась его пещера. ¬ пещере у него была мука в жест€ных баночках.
           “ак мы шли с горы на гору, между елок, и вот добрались до одной елки.  орни
           ее лежали на земле, матушки их раздвинули, нашли там дверку и вошли в пещеру.
           ¬ пещере пахло цвелью, в уголке был сделан из глины св€той уголок и сто€ла
           картонна€ иконочка. ћы помолились, вз€ли там муку в жест€ных баночках и
           пошли к отцу ¬иктору (ћатвееву) — он жил на другой горе.
           ћы принесли ему сухарей. ” отца ¬иктора был дерев€нный домик, сруб два метра
           на два. » что € запомнила: внутри домик был красный от клопов.
           ќтец ¬иктор (вот старец был! на нем засаленна€ фетрова€ шл€па, одет в
           подр€сничек, сверху плащ), завел нас в свою келью и сказал: "Ќочуйте здесь и
           ни одного клопа не давите! Ёто тоже творение Ѕожие!". ¬ келье сто€л керосин.
           ћатушки натерли мен€ керосином (клопы керосина бо€тс€), и € ночью все-таки
           спала, а они не спали. ќтец ¬иктор ушел ночевать куда-то под елку. ј утром
           пришел. я слышу, он с кем-то разговаривает и думаю: "— кем он разговаривает?"
           ј он приручил ворона, говорит ему: "—ейчас, сейчас тебе дам". ј ворон ему
           отвечает с дерева: " ар!  ар!". я не знаю, был ли он монахом, но мы его
           называли "старец ¬иктор". ћы у него переночевали, он нас напоил чаем,
           поухаживал за нами, и мы отправились в город... "
      јресты
        —емиреченска€ о., ¬ерненский у., јксайское ущелье 
        √од ареста 1935 
        ƒень ареста 2 
        ћес€ц ареста 9 
        —транника ¬иктора арестовали ночью, в горах. ¬ одно врем€ с ним в городе арестовали
        јлександру Ќагибину. Ќемного позже арестовали в городе отца ѕахоми€ –усина
        и других монахов и монахинь
      ќсуждени€
        ќсобое —овещание при Ќ ¬ƒ ———– 
        28 /01 /1936 
        ќбвинение "руководитель алма-атинской части к/р группы церковников" 
        —тать€ ст.58–10,58–11 ”  –—‘—– 
        ѕриговор 5 лет ссылки в  азахстан 
        √рупповое дело "ƒело иеромонахов ћакари€ (≈рмоленко), ѕахоми€ (–усина) и др.  азахстан, 1936г." 
        »з обвинени€:
          "«адачи к/р группы монахов сводились к следующему:
             1). ѕереход на нелегальную ее де€тельность.
             2). ѕроведение к/р религиозной работы среди верующих с целью срыва
                 меропри€тий —оветской власти в области колхозного строительства и
                 агитации против сов. власти...
          –уководителем алма-атинской части группы церковников был ћатвеев ¬иктор ћатвеевич.
           эта часть группы, обосновавша€с€ в горах јкса€, развернула свою религиозную
           де€тельность среди верующих Ќикольской церкви г.јлма-јты.
           ѕользу€сь репутацией "прозорливого старца", ¬иктор привлекал к себе массу
           паломников-верующих, которые, несмотр€ на дальность рассто€ни€ (30км),
           систематически посещали тайные кельи монахов в мест.јксай, приносили им
           продукты и участвовали в тайных богослужени€х.
           —в€зь между "талгарской" и "аксайской" группами контрреволюционеров
           осуществл€лась путем встречи руководителей ћакари€, ѕахоми€, ¬иктора, јнтони€
           в јлма-јте на квартирах у монашек или в Ќикольской церкви. ѕребывание
           участников группы в јлма-јте тщательно конспирировалось...
            роме тайной де€тельности, монахи вели систематическую а/с агитацию среди
           посещавших их верующих, распростран€ли провокационные слухи о войне, о
           скорой кончине мира, агитировали против колхозов...
           ¬ июле 1935г. в горах јкса€ в келье монаха ¬иктора обсуждалс€ вопрос о
           неизбежности войны и скором падении —оветской власти... "
      ћеста заключени€
         азахстан, г.јлма-јта, тюрьма 
        √од начала 1935 
        √од окончани€ 1936 
         азахстан, г. араганда 
        √од окончани€ 1936 
        »з јлма-јтинской тюрьмы старец ¬иктор был направлен в  араганду, оттуда
        в 1936г. переведен в  зыл-ќрду
         азахстан, г. зыл-ќрда, »“Ћ 
        √од начала 1936 
         азахстан, ёжно- азахстанска€ о., „а€новский р., пос.ќрловка 
        √од окончани€ 1937 
        Ќаходилс€ в ссылке в пос.ќрловка ёжно- азахстанской обл.
      јресты
         азахстан, ёжно- азахстанска€ о., „а€новский р., пос.ќрловка 
        √од ареста 1937 
        ћес€ц ареста 12 
        Ѕыл арестован в ссылке
      ќсуждени€
        тройка при ”Ќ ¬ƒ по ёжно- азахстанской обл. 
        30 /12 /1937 
        ќбвинение "участник контрреволюционной организации церковников, систематическа€ к/р де€тельность, широка€ св€зь с духовенством и верующими в к/р цел€х, принимал иеры дл€ устройства келий в горах" 
        ѕриговор высша€ мера наказани€ — расстрел 
        √рупповое дело "дело контрреволюционной организации церковников „а€новского р-на ёжно- азахстанской обл., 1937г." 
        ѕроходил по одному делу вместе со св€щенниками »оанном ћироновским и ¬ладимиром ѕреображенским
        »з обвинительного заключени€, вынесенного 30 декабр€ 1937г.:
           "”√Ѕ Ќ ¬ƒ „а€новского района вскрыта группа церковников, €вл€юща€с€ филиалом
           вскрытой и ликвидированной к/р организации церковников ёжно- азахстанского ќбл”Ќ ¬ƒ.
            /р организаци€ церковников возглавл€лась епископами »осифом ѕетровых,  ириллом
           —мирновым и ≈вгением  обрановым с основным центром руководства, наход€щимс€ в ёжном
            азахстане.
           ¬скрыта€ к/р группа церковников в „а€новском районе устроила два нелегальных
           молитвенных дома, проводила нелегальные отправлени€ религиозных обр€дов, распростран€ла
           религиозные стихи"
     ончина
      1937 
      ƒень 31 
      ћес€ц 12 
      расстрел 
      Ѕыл расстрел€н 31 декабр€ 1937г. вместе со св€щенниками »оанном
      ћироновским и ¬ладимиром ѕреображенским в 24 часа.
      ѕо сведени€м [«в1]: из јлма-јтинской тюрьмы старец ¬иктор был направлен
       араганду, оттуда в 1936г. переведен в  зыл-ќрду и выброшен с борта самолета по
      дороге к месту ссылки
     анонизаци€
      1
        ћученик ¬иктор ћатвеев 
        ƒата 11/08/1993 
         ем канонизирован —инодальна€ комисси€ при ћосковском ѕатриархате 
        ћестночтимый св€той јлма-јтинской епархии
      2
        ћученик ¬иктор ћатвеев 
        ƒата 20/08/2000 
         ем канонизирован јрхиерейский —обор –усской ѕравославной ÷еркви, 13–16 августа 2000г. 
         то представил јлматинска€ епархи€ 
        ƒни пам€ти
          —обор новомучеников и исповедников –оссийских 
          ѕервое воскресение, начина€ с 25.01/07.02
    –еабилитаци€
      1
        ƒата 30/04/1989 
         ем реабилитирован ѕрокуратура  азахской ——– 
        ѕо году репрессий 1936 
      2
        ƒата 31/05/1989 
         ем реабилитирован ѕрокуратура „имкентской обл. 
        ѕо году репрессий 1937 
    ѕубликации
      1 ƒе€ние ёбилейного ќсв€щенного јpхиеpейского —обоpа –усской ѕpавославной ÷еpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников –оссийских XX века. ћосква, 12–16 августа 2000г. 
      2  рест на  расном обрыве. ћ.: »зд-во им.—в€тител€ »гнати€ —тавропольского, 2002. 
      —.40–48,51–56,109,154–155,159. 
    «а€вители
       оролева ¬ера ¬икторовна (исследователь) 
      »спользованы материалы: јрхив  ЌЅ – . ƒ.09995.
    ƒокументы
      јрхив  ЌЅ по ёжно- азахстанской обл. ƒ.2041. 

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ