Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT Дела
ows.1
    Иоанн (Стрельцов Тихон Яковлевич) 
    Фамилия Стрельцов 
    Год рождения 1885 
    День рождения 16 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Харьковская губ., Купянский у. (Харьковская о., Боровский р.), слоб.Пески-Радьковские, с.Корочев 
    игумен 
    Родился в с.Корочев, находившемся недалеко от слободы Пески-Радьковские Харьковской обл.
    16/29 июня в день молитвенной памяти свт.Тихона, епископа Амафунтского
    и прп.Тихона Медынского и Тихона Луховского в семье крестьян Якова Андреевича
    и Дарьи Петровны Стрельцовых. Вскоре после рождения Тихона мать его заболела
    чахоткой. Отец часто уезжал на заработки в Кубанскую область.
    Когда Тихону исполнилось три года, мать умерла.
    Воспитанием Тихона с тех пор занимался родной брат отца — Игнатий Андреевич
    Стрельцов, благочестивый и набожный человек, старшина Пески-Радьковской волости,
    а затем и член Государственной Думы, к которому Тихон всю жизнь испытывал
    такую глубокую благодарность, что даже называл его своим отцом. (Поэтому в 1945г., заполняя
    свой послужной список игумен Иоанн (Стрельцов) указал, что он "сын почетного
    гражданина, бывшего члена Государственной Думы от Харьковской губернии").
    Тихон окончил 4 класса церковно-приходской школы, затем — народное училище.
    Начал трудиться в образцовом хозяйстве Игнатия Андреевича.
    Игнатий Андреевич воспитывал Тихона в духе Православной веры, в любви к Богу и
    Святой Церкви
    Фотографии[1] [2] [3] [4] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1910г.] [1910-1918гг.] [1918-1921гг.] [1921-1924гг.] [1924-1931гг.] [1931-1932гг.] [до 1943г.] [1943-1956гг.] [1956-1970гг.]
      Служение
        Харьковская губ., Изюмский у. (Украина, Донецкая о.), г.Святогорск (Славянск), Святогорская Успенская пустынь 
        Должность послушник 
        Год окончания 1906 
        С малых лет состоял в братии (послушником) Святогорской Успенской пустыни,
        откуда в 1906г. был призван на действительную военную службу
      Места проживания
        Карская о., г.Карс 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1910 
        Находился в Карсе на действительной военной службе в 3-й роте Карской крепостной
        артиллерии при графе Воронцове-Дашкове.
        Окончил 4-х классное военное училище в Тифлисе и продолжал нести службу в крепости
        Карс зауряд-чиновником (т.е. занимал офицерскую должность, не имея офицерского звания).
        В 1910г. он уволился из армии и вернулся в Святогорскую обитель
      Образование
        миссионерская школа при Свято-Успенской Святогорской пустыни
        Год поступления 1910 
        Год окончания 1914 
      Служение
        Харьковская губ., Изюмский у., г.Святогорск, Святогорская Успенская пустынь 
        Должность послушник 
        Год начала 1910 
        Год окончания 1914 
        Подвизался послушником в течение 4-х лет, одновременно учась в миссионерской школе
        при обители. Послушание было прервано Первой Мировой войной.
        В 1914г. его мобилизовали в Царскую Армию
      Места проживания
        Царская Армия, фронты Первой мировой войны 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1918 
        В 1918г. был демобилизован и вернулся в Святогорскую обитель
      Служение
        Харьковская губ., Изюмский у. (Украина, Донецкая о.), г.Святогорск, Святогорская Успенская пустынь 
        Должность послушник 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1918 
        Провел около года в послушниках ("работниках") монастыря.
        В 1918г. был призван в Красную Армию
      Места проживания
        Харьковская губ., военный красноармейский лазарет на территории Святогорского Свято-Успенского монастыря 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1921 
        В декабре 1919г. начальник "3-го эвакуационного военного красноармейского лазарета"

        назначил послушника Тихона "комендантом всех зданий" (14 корпусов обители) и
        "временно заведующим хозяйством над ранеными и тифозно больными красноармейцами".

        В годы гражданской войны Тихон скрывал от смерти и красноармейцев, и комиссаров,
        и начальника местной милиции
      Рукоположение
        монах 
        Иоанн 
        1921 
        Место Харьковская губ., Изюмский у., г.Святогорск, Святогорская Успенская пустынь 
        Кто рукоположил архимандрит Трифон (Скрипченко) 
        Был пострижен в монашество настоятелем Святогорской Успенской пустыни
        архимандритом Трифоном (Скрипченко) с именем Иоанн в честь святого Предтечи и
        Крестителя Господня Иоанна
      Служение
        Харьковская губ., Изюмский у. (Украина, Донецкая о., г.Святогорск), Святогорская Успенская пустынь 
        монах 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1922 
        В середине июня 1922г. Донецким Ревтрибуналом было принято решение о ликвидации
        Святогорской обители
      Места проживания
        Харьковская губ., Изюмский у., территория Святогорской Успенской пустыни 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1924 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 2 
        21 октября 1922г. здания монастыря со всеми угодьями были переданы Губсоцстраху
        для устройства дома отдыха.
        Однако, по крайней мере до 1 декабря 1922г. при обители жило около 100 монахов.
        Небольшая часть братии во главе с игуменом Михаилом (Галушко) осталась жить
        при монастырской кладбищенской церкви Всех Святых.
        После закрытия монастыря инок Иоанн, желавший, очевидно, безотлучно пребывать
        на месте своего монашеского пострига, как это предписывают церковные каноны,
        вынужден был временно исполнять обязанности заведующего домом отдыха
        в Святых Горах. За эти труды, сопряженные с горькими душевными муками, получил
        от гражданских властей письменную благодарность
      Рукоположение
        иеродиакон 
        1924 
        День 12 
        Месяц 2 
        Место Харьков, церковь св.блгв.князя Александра Невского 
        Кто рукоположил архиепископ Онуфрий (Гагалюк) 
        Был рукоположен во иеродиакона 25 января/12 февраля 1924г.
        иеромонах 
        1926 
        День 24 
        Месяц 10 
        Место Харьков, Свято-Троицкая церковь 
        Кто рукоположил епископ Великолуцкий и Торопецкий Макарий (Звездов), викарий Псковской епархии 
        24 октября/ 6 ноября 1926г. епископ (впоследствии архиепископ) Макарий (Звездов)
        рукоположил иеродиакона Иоанна в сан иеромонаха
      Служение
        Харьковская губ. (Донецкая о.), г.Святогорск, Всехсвятская кладбищенская церковь при бывшей Святогорской Успенской пустыни 
        иеромонах 
        Должность временно исполняющий обязанности настоятеля Святогорской Успенской пустыни при Всехсвятской кладбищенской церкви 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1931 
        С 1926г. о.Иоанн — преемник сосланного игумена Михаила (Галушко) и архимандрита
        Трифона в деле руководства оставшейся братии Святогорской обители.
        Служа во Всехсвятской церкви, он возносил молитвы о поруганной Свято-Успенской
        обители и ее насельниках до самого закрытия храма и своего первого ареста в 1931г.
      Награды
        золотой наперсный крест 
        Год награждения 1930 
        Кем награжден архиепископ Харьковский и Ахтырский Константин (Дьяков) 
        Награжден наперсным крестом за борьбу против обновленцев и сектантов
      Аресты
        Харьков 
        Год ареста 1931 
        В 1931г. о.Иоанна на 2,5 месяца заключили под стражу по обвинению в неуплате налогов
        и "сокрытии серебряной валюты"
      Места проживания
        Харьков 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1932 
      Аресты
        Харьков 
        Год ареста 1932 
        В 1932г. он еще раз подвергся аресту, якобы за "подлог" документов, и содержался
        под стражей около 3-х месяцев.
        В отсутствие о.Иоанна была закрыта Всехсвятская кладбищенская церковь в Святогорье,
        и изгнаны последние жившие там святогорцы
      Места проживания
        Харьковская о., Боровский р., слоб.Пески-Радьковские 
        Год окончания 1937 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 10 
        В 1935(1936?)г. о.Иоанн поселился в родном селе в доме брата, Марка Стрельцова.
        В церкви не служил, но исполнял свои священнические обязанности по просьбам
        православных жителей села.
        Из документов НКВД:
            
        "Будучи сторонником тихоновской ориентации, Стрельцов... агитирует за открытие
             церквей, лично создает церковный актив путем созыва нелегальных собраний.
             Проводит нелегальные богослужения у себя на дому, а также исполняет всякие
             требы"
      Аресты
        Харьковская о., Боровский р., слоб.Пески-Радьковские 
        Год ареста 1937 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 10 
        Был арестован 25 сентября/ 8 октября 1937г.
        При обыске у него были "изъяты" все богослужебные принадлежности. В 19 пунктах
        списка среди изъятых вещей были указаны: риза, кадило, Евангелие, Антиминс,
        Библия, три книги св.Праведного Иоанна Кронштадтского, молитвенники, фотография,
        где Иоанн Стрельцов снят в военной форме, регистрационная карточка "служителя культа"

        и Сталинская Конституция с "подчеркнутыми пунктами и различными знаками"
      Осуждения
        Особая тройка при УНКВД по Харьковской обл. 
        08/12/1937 
        Обвинение "сторонник Тихоновской организации, контрреволюционная деятельность, направленная на подрыв мощи Советского Союза, созыв нелегальных собраний, проведение нелегальных богослужений" 
        Статья ст.54–10 ч.1 УК УССР 
        Приговор 10 лет ИТЛ 
        Из обвинительного заключения:
            "В 1937г. во время религиозного праздника "Троицы" собрал у себя в саду
             религиозников и в своей проповеди сказал:
                 "Настало время, безбожные люди отвернулись от Церкви и думают, что
                  коммунисты спасут их от суда Божиего, но скоро будет война, и у власти
                  будут люди, которые признают Бога...".
             Говорил о новой Конституции:
                 "...Кому эта Конституция нужна? — Все равно делается все не так, как
                  сказано в конституции, т.е. запрещают молиться, совершать религиозные
                  обряды и свободно говорить"".

        Виновным себя не признал
      Места заключения
        Харьковская о., пос.Боровая, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 8 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1937 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 12 
        Харьковская о., г.Изюм, тюрьма 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1938 
        Месяц окончания 2 
        Харьков, тюрьма на Холодной Горе, 6-й корпус 
        Год начала 1938 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1938 
        Месяц окончания 8 
        В Харьковской тюрьме иеромонах Иоанн прошел медицинскую комиссию, которая
        в августе 1938г. определила для него "4-ю категорию заболевания" и рекомендовала
        использовать "на легких работах"
        Архангельская о., Каргопольский ИТЛ, ст.Ерцево, ИТЛ 
        Год начала 1938 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1943 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 4 
        Находился в концлагере на лесоповале.
        Находясь в ИТЛ, о.Иоанн подал шесть заявлений в прокуратуру г.Харькова о пересмотре
        своего дела, но они были оставлены без ответа:
            "...Я пробыл под заключением февраль, март, апрель, май, июнь,
             июль; в августе месяце 1938г. была врачебная комиссия и меня по болезни
             признали к 4 категории только на легкие работы, и в августе 1938г. меня
             по моему желанию отправили на этап на работы, абы не сидеть в тюрьме,
             и прибыл я в Каргопольский исправительно-трудовой лагерь НКВД Архангельской о....".

        В 1940г. о.Иоанн обратился К.Е.Ворошилову (тогда зам. предс. СНК СССР и предс.
        Комитета Обороны) с просьбой о помощи:
            "...Прошу Вас подать мне руку помощи, так как мне не было объявлено,
            за что арестован, когда судили, на сколько лет осужден, кто судил и по
            какой статье... ".

        Иеромонах Иоанн позже свидетельствовал, что "3 апреля 1943г. был освобожден
        досрочно по ходатайству Советской власти".

        Возвращаться на родину было невозможно, т.к. в то время на Донцу шли ожесточенные
        бои и проходила линия фронта. О.Иоанн избрал для жительства г.Сасов Рязанской обл.
        На пути у него лежал г.Муром, туда он м мае 1943г. заехал
        помолиться в Благовещенском соборе. В то время там служил архиепископ
        Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин)
      Служение
        Владимирская о., Гусь-Хрустальный р., с.Крюково, Успенская церковь 
        иеромонах 
        Должность настоятель 
        Год начала 1943 
        День начала 16 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1949 
        По ходатайству настоятеля Муромского Благовещенского собора протоиерея Вениамина
        и по просьбе прихожан, Владыка Сергий (Гришин) назначил иеромонаха Иоанна
        настоятелем Успенской церкви в с.Крюково. Бывший настоятель храма к тому времени
        скончался. Незадолго до назначения иеромонаха Иоанна в с.Крюково крюковские
        прихожанки решили ехать в Муром — хлопотать о назначении на приход нового настоятеля.
        По пути заехали к почитаемому старцу Григорию в село Синжаны Меленковского
        района. Старец Григорий посоветовал им ехать в Муром на второй день.
        Сомневаясь, прихожанки сказали:
             "Так ведь завтра разберут всех священников".

        И тогда Григорий ответил:
             "Нет! У вас будет мой брат, столп от земли до неба. Колокол как ударит, везде
              будет слышно... ".

        Первое время, около двух месяцев, о.Иоанн жил на квартире у одной из прихожанок.
        Потом купил в с.Крюково свой дом, на приусадебном участке завел хозяйство, сеял
        пшеницу и другие зерновые культуры, а в церковном пруду разводил карасей — утешение
        в трапезе в церковные праздники. В доме с о.Иоанном жили его келейницы — Козлова
        Агриппина Алексеевна (уборщица церкви) и Кустова Мария Константиновна (сторож церкви).
        В рапорте за 1944г. о.Иоанн писал:
           "Церковь была в ужасном положении, чуть ли не все окна были без стекол... и
            пришлось все приводить в должный порядок, выполняя послушания Владыки Сергия.
            Кроме того, приход очень бедный".

        За 4 года настоятельства о.Иоанна приход стал одним из богатейших сельских приходов
        в области. О.Иоанн не отказывал в материальной помощи Крюковскому колхозу,
        если об этом просил председатель, и колхоз был должен в церковную кассу 12502 руб.
        Летом 1945г. за подделку документов и присвоение государственных денег судили
        секретаря сельсовета, и о.Иоанн поддержал обвинение. На этом суде церковный староста
        Мальков давал ложные показания, желая скрыть похищенные в церковной кассе деньги.
        После суда о.Иоанн выступил в церкви перед верующими с предложением снять старосту
        со своей должности. О.Иоанна ждали многие неприятности, т.к. на место церковных
        старост власти разрешали ставить только "своих" людей. Мальков же крепко запомнил
        нанесенную ему о.Иоанном, и только ждал случая, чтобы отомстить.
        Из характеристики, данной в 1949г. иеромонаху Иоанну благочинным Курловского района
        протоиереем Иоанном Бакиным:
            "Иеромонах Иоанн (Стрельцов), служа на приходе, отчасти придерживается
             традиций монашеской жизни. Он трезв, смирен и старателен по благоукрашению своего
             приходского храма".

        Ко времени настоятельства о.Иоанна в Крюково относятся первые свидетельства о
        его чудотворениях:
        Известно, что им был исцелен один из иереев Владимирской епархии.
        С 24 февраля до 5 марта 1949г. архиепископ Владимирский Онисим (Фестинатов)
        предоставил иеромонаху Иоанну отпуск сроком на 10 дней и благословил ему поездку
        в Москву к Патриарху и в Харьковскую епархию "по делам Успенской Святогорской
        пустыни" как бывшему ее настоятелю.
        Эта поездка не обошлась о.Иоанну без искушений. Понимая, что он не сумеет
        вернуться к условленному сроку, он телеграммой испросил епископа Онисима
        благословения задержаться. В то же самое время староста храма доложил епископу,
        что иеромонах Иоанн, отпущенный в поездку на 10 суток, увез с собой некоторые
        церковные вещи, кассовую книгу и на приходе не появляется.
        Однако причина отсутствия оказалась более чем уважительной: в рапорте, который
        иеромонах Иоанн позднее подал на имя правящего архиерея, он сообщил, что
        " ...был отпущен Патриархом из Москвы в Ворошиловград к епископу Никону по делам
        Святогорской пустыни".

        Задержавшись в Ворошиловграде, иеромонах Иоанн просил продлить отпуск, но
        архиепископ Онисим не разрешил.
        30 марта 1949г. иеромонах Иоанн вернулся в с.Крюково
      Аресты
        Владимирская о., Гусь-Хрустальный р., с.Крюково 
        Год ареста 1949 
        День ареста 18 
        Месяц ареста 6 
        18 июня 1949г. о.Иоанн был арестован.
        Иеромонах Иоанн предчувствовал свой арест. Накануне ареста он сказал
        матушке Ксении (Тигиной):
            "Скоро я на страду уеду!"
      Осуждения
        Особое Совещание при МГБ СССР 
        13/02/1950 
        Обвинение "участник антисоветской группы, антисоветская агитация, клеветнические измышления на Советскую власть" 
        Статья ст.58–10 ч.2,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 8 лет ИТЛ, считая срок с 18 июня 1949г. 
        Архив УФСБ Владимирской обл. Д.П-8693.
        Проходил по групповому делу "антисоветской нелегальной группы церковников".

        Обвинение было предъявлено 2 июля 1949г. во Владимире:
             "...Будучи враждебно настроен к Советской власти и являясь активным участником
             антисоветской нелегальной группы, из числа церковников, действовавшей на
             территории ряда районов Владимирской, Горьковской и Рязанской областей,
             вместе со своими единомышленниками среди населения проводил антисоветскую
             агитацию, возводил клевету на советскую действительность и колхозный строй...
             Являясь сторонником монархического строя и используя религиозные предрассудки
             верующих, распространял среди них провокационные измышления о новой войне,
             поражении в ней Советского Союза и установлении в СССР царского строя...
             Будучи настоятелем церкви с.Крюково..., выступал с антисоветскими проповедями...,
             призывал верующих по религиозным праздникам не работать в колхозе... ".

        Такое же обвинение (слово в слово) было предъявлено арестованному в тот же
        день протоиерею Петру Чельцову, священнику с.Заколпье Гусь-Хрустального района.
        Полную несостоятельность обвинений о.Иоанна подтверждают его жизнь и дела.
        Так, иеромонах Иоанн в 1943г. перечислил государству 30058 рублей подоходного
        налога, а в 1944г. — 28005 рублей. На военный заем или военный налог в 1943г.
        им было внесено 21257 рублей, а в 1944г. — 10744 рубля.
        Виновным себя в предъявленных обвинениях о.Иоанн категорически не признал
      Места заключения
        Владимир, тюрьма 
        Год начала 1949 
        Год окончания 1950 
        Содержался в тюрьме во время следствия.
        После вынесения приговора был направлен в особый лагерь поселка Инта, где находились
        шахты по добыче каменного угля.
        Однако наказание он отбывал в Коми АССР в пос.Абезь
        Коми АССР, Интинский р., пос.Абезь, ИТЛ Минеральный 
        Год начала 1950 
        Год окончания 1957 
        Это был лагерь для больных и престарелых заключенных.
        В тот же лагерь попал и протоиерей Петр Чельцов. Там же находился и будущий
        биограф историка и философа Л.П.Карсавина Анатолий Ванеев. Он оставил воспоминания
        об Абези и обо всех бывших там священнослужителях. В них он выделяет о.Петра Чельцова
        и о.Иоанна, который всегда прислушивался к мнению о.Петра и признавал его
        духовный авторитет. Анатолий Ванеев вспоминал, что о.Иоанн на праздник Св.Пасхи вместе
        с другими священником навещали болящих узников в лагерном стационаре и, поздравляя их
        с праздником, подносили каждому небольшой дар — кусок кулича и яйцо,
        завернутые в белую домашнюю салфетку. Больные были очень тронуты этим — и как
        знаком внимания, и как "актом церковного общения".

        По словам А.Ванеева, о.Иоанн был "старенький, сгорбленный, черноглазый, заросший
        черными с обильной проседью волосами", а взгляд его выражал благожелательность.
        С первой же встречи между соузниками "утвердилась взаимная приязнь", и А.Ванеев
        стал часто приходить к о.Иоанну. О.Иоанн, по его наблюдению, "одевался многослойно
        во всех его одежках были карманы, где хранились поистершиеся записные книжечки
        и просто листки с разными канонами и акафистами. Возле него всегда кто-то был...
        Собравшиеся обычно негромкими голосами пели что-нибудь из церковных служб, реже —
        вели разговоры, преимущественно на церковные темы. Всего сходившихся вокруг
        о.Иоанна было человек около десяти, из них два священника — о.Филарет и о.Феодот...".

        От священников А.Ванеев "обучился осьмигласному пению и вместе со всеми пел на
        ежедневной вечерне "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя".

        Особо отмечал А.Ванеев такой случай:
            "Отец Иоанн был человек очень добрый и всегда занятый чем-нибудь богослужебным.
             Как-то раз при мне, шепча молитвы, он заснул с четками на руках, но,
             проснувшись минут десять спустя, тотчас продолжал шептать с того самого
             слова, на котором его прервал сон... А однажды о.Иоанн достал залистанную
             и потемневшую от употребления записную книжку, в которой был Канон на
             исход души, и дал мне, чтобы я списал этот Канон. — "Сделай это не только
             на случай, — сказал о.Иоанн, — если кто-нибудь будет умирать. Этот Канон,
             написанный весьма сильными словами, хорошо иногда читать для самого себя,
             человеку полезно иметь память о своей смертности... ".

        Одной из основных добродетелей иеромонах Иоанн почитал смирение.
        К представителям не только духовной, но и светской власти иеромонах Иоанн
        относился с кротостью и смирением.
        Из заключения он написал поздравление полковнику госбезопасности А.В.Лебедеву
        (уроженцу села Крюково) и начал его такими словами:
             "Дорогой и добрейший мой хранитель и собеседник...".

        Далее он желал Лебедеву успехов в делах "ответственной службы..." . И еще просил:
              " ...Будьте добры, передайте от меня Божие Благословение Вашей маме... и
              братцу..., а также и всем моим прихожанам, а особенно моим клеветникам".

        В письме А.В.Лебедеву из заключения иеромонах Иоанн писал:
             "...У нас все хорошо. Начальство хорошее и заботится о нашем благополучии... ".

        В январе 1956г. Определением Верховного Суда Коми АССР о.Иоанн был освобожден
        досрочно
      Служение
        Донецкая о., Артемовский (Бахмутский с 2016г.) р., с.Карловка (Клещеевка), Покровская церковь 
        иеромонах 
        Год начала 1957 
        Год окончания 1962 
        По выходе из лагеря о.Иоанн вернулся на Донбасс и вскоре получил приход
        в с.Карловка (Клещеевка) Артемовского р-на
        Донецкая о., Артемовский (Бахмутский с 2016г.) р., с.Покровское, Покровская церковь 
        игумен 
        Год начала 1962 
        Год окончания 1970 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 1 
        Около 1962г. батюшка был переведен в с.Покровское, где служил до своей смерти.
        В Покровском Господь еще более прославил Своего угодника многими чудесами, еще
        больше людей нашли здесь в батюшке скорого помощника, утешителя и молитвенника.
        За подвижническую и благочестивую жизнь Господь не оставил Своего труженика, в
        котором проявились дивные благодатные дары: пророчества, прозрения, исцеления
        и молитвы.
        Вспоминает А.Е.Солонская:
           "У моей мамы заболела грудь. Врачи обнаружили раковую опухоль.
            Мы с некоторыми женщинами поехали в Почаев, где нам сказали:
               "Болезнь серьезная, терпи, готовься ко кресту", —
            и посоветовали съездить к о.Иоанну в с.Покровское.
               "Он, — добавили они, — обладает даром святителя Николая Чудотворца".
            Поехали мы с ней к о.Иоанну.
            Он говорит ей:
               "Ты подожди, постой здесь рядышком. У меня лекарство есть, я тебя вылечу".
            Мама рассказывает:
               "Я жду его, все подходят Крест целовать".
            И вдруг о.Иоанн ударил ее кулаком в грудь. Она после этого говорит:
               "Вот как же так? Меня и зять обижает, и монах обижает".
            Но с того момента у нее перестала грудь болеть, хотя уже ожидали ее смерти."

        Вспоминает Крамарь М.Н.:
            "Приходит ко мне подруга и говорит:
               "Поехали в монастырь".
             Пошли мы за благословением к отцу Иоанну, и он говорит мне:
               "Ты езжай",

             — а подруге:
               "А ты что, умирать туда поедешь? Не надо, умирай дома".
             Я поехала в монастырь, а по возвращении узнала, что подруга моя уже умерла"
    Кончина
      1970 
      День 24 
      Месяц 9 
      Место Украина, Донецкая о., Артемовский (Бахмутский с 2016г.) р., с.Покровское 
      Место захоронения Украина, Донецкая о., г.Святогорск, Свято-Успенская Святогорская Лавра, Успенский собор 
      В день своей смерти о.Иоанн, несмотря на недомогание от внезапно пришедшей
      болезни, смог подняться и отслужить еще Божественную литургию, за которой
      приобщился Святых Таин.
      После службы о.Иоанна неожиданно навестил окружной духовник протоиерей
      Николай (Салата), принявший последнее откровение исповеди у старца.
      Когда духовник вышел, о.Иоанн, преклонив главу, мирно перешел в жизнь вечную.
      На 40-й день после смерти матушка Гавриила (келейница) сподобилась видения —
      ей явился живой отец Иоанн.
      И после кончины батюшки не перестали люди ехать к нему — теперь уже на могилку

      — как было заповедано самим о.Иоанном.
      Великая благодать Божия, обитавшая в почившем, не оскудела в нем и по смерти,
      но продолжает изливаться чудесно на приходящих верующих.
      Память о святогорском игумене Иоанне, его трудах, молитве и подвигах до сих
      пор жива в народе, передается от старого поколения молодому, подвигая слышащих
      об этом великом угоднике Божием прибегать с верою к его помощи и заступлению
      Судьба Святогорской обители неразрывно связана с именем почившего старца.
      Из воспоминаний схиепископа Алипия (Погребняк):
          "Однажды приехали мы в село Банное к о.Дорофею. В тот раз в гостях у
           о.Дорофея был о.Иоанн. Со слезами начали мы рассказывать свои скорби...
           О.Иоанн обнял меня и пророчески сказал:
              "Деточка, да еще придет время — святогорские колокола зазвонят,
               а ты Святые Горы будешь открывать!"
           Потом я, уже будучи иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры, находился на
           послушании смотрителя Патриаршей резиденции.
           Как-то раз, в один из приездов Патриарха вдруг мне звонок из алтаря
           Трапезной церкви: сообщают, что какой-то старец с Донбасса меня хочет
           видеть. Я прихожу и вижу — о.Иоанн. Увидел меня и, немного юродствуя,
           говорит:
               "Где ж ты ходишь? Я, вот, был в Кремле на приеме у Сталина, добился
                открытия Святогорской пустыни. Но я ж старый, не доживу, а ты будешь
                открывать Святые Горы!"
           Думалось вначале — старец утешает, но настало время и мне пришлось, будучи
           Донецким епископом, в 1992г. первым подписывать документы о передаче
           возобновленному монастырю Успенского собора и нескольких корпусов".

      Исполнилось предсказание старца о месте своего погребения. Многие свидетели говорят,
      что о.Иоанн говорил, что, хотя он и "будет похоронен в с.Покровском, но мощами
      своими будет почивать во Святых Горах".

      В 2001г., 21 сентября, накануне памяти блаженного старца, братией обители
      были обретены мощи угодника Божия, которые с честью были положены в Успенском
      соборе Святогорского монастыря.
        8 мая Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви принято
      решение о местной канонизации игумена Иоанна (Стрельцова) в Донецкой епархии,
      в Соборе Святогорских святых (день памяти — 11(24) сентября).
      Чин прославления состоялся во время визита в Святогорскую лавру 12 июля 2008г.
      Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского
      и Всея Украины Владимира в Свято-Успенском соборе Лавры.
      Был канонизирован как преподобноисповедник
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Очеретний Валерий
      2. Балашов Николай Иванович

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ