Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодАреста 1920
Дела o30.18
    Пойдо Харитон Иванович 
    Фамилия Пойдо 
    Год рождения 1883 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Екатеринославская губ., Лиховский у. (Украина, Днепропетровская о., Верхнеднепровский р.), с.Днепрово-Каменка (Днепровокаменка) 
    иеромонах (священник?) 
    Священник, по данным [6],[10] — иеромонах
    Украинец.
    Родился в крестьянской семье. Окончил два класса сельской школы
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1919г.] [до 1920г.] [до 1927г.] [1929-1931гг.] [1931-1932гг.] [1932-1933гг.] [с 1933г.] [1935-1937гг.]
      Служение
        Харьковская губ., Изюмский у. (Украина, Донецкая о., г.Святогорск), Святогорская Свято-Успенская пустынь (Святогорская Успенская Лавра) 
        Должность послушник 
        Московская губ., г.Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра 
        Должность послушник 
        Год окончания 1914 
      Места проживания
        фронты Первой Мировой войны 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1915 
        После начала Первой мировой войны был призван в действующую армию.
        В 1915г. попал в плен
        Германия, концлагерь для военнопленных 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1919 
        Четыре года провел в плену.
        В 1919г. вернулся на родину
      Служение
        Украина 
        диакон (иеродиакон?) 
        После возвращения принял сан диакона (иеродиакона?).
        Дата и место рукоположения неизвестны
      Аресты
        Украина 
        Год ареста 1920 
        Был арестован по делу "обновления икон"
      Осуждения
        ././1920 
        Обвинение "непосредственное участие в преступном действии — совершении обманных действий с целью возбуждения суеверий среди населения" 
        Статья ст.16,120 УК РСФСР 
        Приговор 3 месяца исправительной колонии 
        Обвинен в том, что не скрывал чуда обновления икон и тем поддерживал суеверия
        среди верующих. Освобожден через три месяца
      Служение
        Украина 
        диакон (иеродиакон?) 
        Год окончания 1927 
        К 1927г. уже был в сане диакона (иеродиакона?)
      Аресты
        Украина 
        Год ареста 1927 
      Осуждения
        ././1927 
        Приговор 3 года ссылки в Марийскую АО 
        В 1927г. его, жившего, по его словам, "в Советском Союзе как пленника веры
        православной", сослали на три года в Марийскую область
      Места заключения
        Марийская АО 
        Год начала 1927 
      Аресты
        Марийская АО, Горномарийский р. 
        Год ареста 1929 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 9 
        Арестован 20 сентября 1929г. и заключен в Йошкар-Олинский ИТД
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        13/01/1930 
        Обвинение "один из руководителей и участник организации, которая под видом религии, используя религиозные предрассудки масс, вели работу, подрывающую и ослабляющую Советскую власть" 
        Приговор 3 года концлагерей 
        По делу проходило 19 человек. 19 октября 1929г. было составлено обвинительное
        заключение.
        Из материалов дела:
            
        "В Марийской области, начиная с 1928г., среди церковников начинается борьба
             за отход от митрополита Сергия на основе выпущенной им в 1927г. декларации
             о признании Советской власти. В противовес этой декларации епископ Вятский
             Виктор выпустил воззвание, что "Советская власть не от Бога, а власть
             Антихриста". Основываясь на этих воззваниях, под руководством епископа
             Яранского Нектария, находящегося в г.Казани, под видом религиозного течения,
             используя религиозные предрассудки масс, создается организация для активной
             борьбы с Советской властью во главе с попом села Макманур Оршанского кантона
             Васеневым Лукианом Георгиевичем...
             С начала 1928г. Васенев Лукиан начинает вербовать среди кулачества и "бывших"
             людей себе приверженцев. В это же время, в группу, созданную Васеневым,
             вливаются ссыльные попы Милованов Василий, Кузнецов Александр и диакон
             Пойдо Харитон. Во время проповедей, церковных собраний
             ведется агитация, что "истинно верующие не могут радоваться успехам Советской
             власти" и, основываясь на воззвании епископа Виктора, что "Советская власть
             не от Бога", делая вывод, что "все мероприятия Советской власти не угодны
             Богу".
             Отсюда борьба против всех мероприятий Соввласти на селе, как то: хлебозаготовки,
             организация колхоза...
             С начала 1929г. создается 5 центров: в Оршанском кантоне — 3,
             в Ново-Торьяльском — 1 и в Сернурском — 1... Связь этой организации
             поддерживалась через странствующих монахов и личным посещением руководителей
             друг друга...
             Для выработки методов борьбы с Советской властью проходили тайные собрания,
             главным образом, ночью, на которых прорабатывалась Библия и отыскивались
             соответствующие места, которые могли быть использованы для антисоветской
             агитации...
             В предъявленном обвинении обвиняемые себя не признали.
             Пойдо Харитон показывает, что "посетителем у него на квартире был Макманурский
             поп Васенев Лукиан, который как ему, так и Кузнецову и Милованову материально
             помогал". От дальнейших показаний Пойдо Харитон отказывается...".

        Через ПП ОГПУ Нижегородского края дело было направлено на рассмотрение Особого
        Совещания при Коллегии ОГПУ.
        "Вещественными доказательствами" послужили: Библия с отметками и тетрадь
        с обращениями Киевского епископа.
        13 января 1930г. ОСО при Коллегии ОГПУ приговорило проходивших по делу к различным
        срокам лишения свободы.
        О.Харитон Пойдо был приговорен к 3 годам концлагерей
      Места заключения
        Марийская АО, г.Йошкар-Ола, ИТЛ 
        Год начала 1929 
        День начала 20 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 1 
        Сызранский ИТЛ 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1930 
        Уральская о., Чердынский р., м.Вижаиха, Вишерский ИТЛ, I отделение, 30 рота 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1931 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 6 
      Аресты
        Уральская о., Чердынский р., м.Вижаиха, Вишерский ИТЛ 
        Год ареста 1931 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 6 
        Арестован в лагере с группой заключенных за отказ работать в дни церковных
        праздников
      Осуждения
        20/10/1931 
        Обвинение "саботаж — групповой отказ от лагерных работ в праздничные и воскресные дни по религиозным убеждениям, что разлагающе влияло на массу заключенных — срыв соцсоревнования, случаи отказов от работ молодежи и др." 
        Статья ст.58–10,58–14 УК РСФСР 
        Приговор административное взыскание, дело прекратить 
        Из обвинительного заключения от 28 июля 1931г.:
            "20/VI-1931г. во время развода заключенных командиру 30-й роты I-го
             Отделения ВИТЛ ОГПУ было назначено в распоряжение ВИШХИМЗ"а партия
             заключенных в количестве 50-ти человек для выгрузки оставшегося
             импортного груза. Находясь в этой партии заключенные: ...ПОЙДО Х.И.
             ,... демонстративно производить выгрузку отказались потому, что
             20/VI-1931 является предвоскресным днем (суббота), и они по религиозным
             убеждениям работать не желают.
             Вышеуказанные заключенные также систематически отказывались от работы и
             в Сызранских лагерях по воскресным дням, за что подвергались
             административным взысканиям...
             Вышепоименованные заключенные, являясь по идеологии неисправимыми и
             непримиримыми врагами Советской власти и проводимых ею мероприятий,
             заведомо вносили в массу заключенных лагеря полную дезорганизацию.
             Одновременно имели большое влияние на молодежь, в результате чего
             наблюдались массовые отказы от работы. Заключенные языком вышеуказанных
             групп говорили, что "религиозники систематически отказываются
             в религиозные праздничные дни от лагерных работ, и их за нарушение
             лагерной трудовой дисциплины не наказывают, а поэтому мы работать тоже
             не будем на почве также религиозных убеждений"...
             Допрошенные в качестве обвиняемых заключенные:... 6) ПОЙДО Х.И.,...

             — виновными в предъявленном им обвинении — отказе от работ в праздничные
             религиозные дни не признали и показали, что это по их убеждениям
             не является преступлением...
             Принимая во внимание, что приписываемое вышепоименованным заключенным
             обвинение в групповом отказе от выполнения лагерных работ по религиозным
             убеждениям вполне доказано, и что своими действиями они разлагающе влияли
             на окружающую их массу заключенных, срывали соцсоревнование, ударничество
             и другие правительственные мероприятия, проводимые в Отделении, в результате
             чего имели место случаи отказов от работ со стороны молодежи и других,
             ПОЛАГАЛ БЫ:
             Следственное дело за N 383 по обвинению заключенных:
             ... 4. ПОЙДО Харитона Ивановича,
             обвиняемых в преступлениях, предусмотренных ст.ст.58 п.п.10 и 14 УК РСФСР,
             направить в Полномочное представительство ОГПУ по УРАЛУ — на распоряжение.
             Копию настоящего обвинительного заключения направить в ПП ОГПУ по
             Уралу и Прокурору по Чердынскому району — для сведения.
             СПРАВКА: 1. Обвиняемые заключенные:
             ... ПОЙДО, ИОСАФАТОВ,... — содержатся в РОЭ с 28/VI-1931 г.;
            Вещественные документы по делу не имеется.
            ПОМ. УПОЛНОМОЧЕННОГО СО ИСЧ I (ЦУЛУКИДЗЕ)
            СТАРШИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ИСЧ I (КАРНОВСКИЙ) СОГЛАСНЫ: ПОМ. НАЧ. ИСО
            УВИТЛ ОГПУ (ВОЛЖСКИЙ)
            УТВЕРЖДАЮ: НАЧ. УВИТЛ ОГПУ (БЕРЗИН)
            28-го июля 1931 г.
            м.Вижаиха Уральской обл."
      Места заключения
        Уральская о., Чердынский р., м.Вижаиха, Вишерский ИТЛ, РОЭ 
        Год начала 1931 
        День начала 28 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1931 
        Уральская о., Чердынский р., м.Вижаиха, Вишерский ИТЛ 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1932 
        Месяц окончания 9 
        Из лагеря освобожден в сентябре 1932г.
      Места проживания
        Марийская АО, Йошкар-Олинский р., д.Сидорово 
        Год начала 1932 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1932 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 12 
        Вернулся в Марийскую АО в сентябре 1932г.
        Проживал недалеко от Йошкар-Олы, в дер.Сидорово, работал сапожником.
        Тайно служил по домам
      Аресты
        Марийская АО, Йошкар-Олинский р., д.Сидорово 
        Год ареста 1932 
        День ареста 30 
        Месяц ареста 12 
        Арестован 29–30 декабря 1932г. вместе с местными жителями д.Сидорово и заключен
        в Йошкар-Олинский Домзак
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ Горьковского края 
        22/07/1933 
        Обвинение "один из руководителей контрреволюционной группы "ИПЦ" на территории района Йошкар-Олы Горьковского края" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 6 месяцев предварительного заключения, из-под стражи освободить 
        По делу проходило 17 человек. 3 апреля 1933г. было составлено обвинительное
        заключение:
           "В конце декабря 1932г. на территории г.Йошкар-Ола Марийской АО ПП ОГПУ
            Горьковского края вскрыт и ликвидирован филиал Всесоюзной контрреволюционной
            организации "ИПЦ".
            Участники этой контрреволюционной группы под руководством монахов — Блохина
            и Петрова, попа Изергина и кулака Пойда Харитона проводили работу по
            объединению масс крестьянства из числа верующего населения вокруг контрреволюционных
            идей защиты "ИПЦ" для активной борьбы против колхозного строительства и
            важнейших хозяйственно-политических кампаний...
            После ряда оперативных мероприятий по ликвидации контрреволюционных образований
            "ИПЦ" на территории МАО (1930–1932гг.) оставшиеся не репрессированными
            последователи "ИПЦ" из монахов, кулаков и церковников в Йошкар-Оле за
            последнее время вновь пытались развернуть активную контрреволюционную
            деятельность под флагом идей "ИПЦ", объединившись для этого в контрреволюционные
            группы. По настоящему делу привлечено 17 участников. Руководителями
            контрреволюционной группы были: Блохин Малх Иванович, Петров Маврикий Ильич,
            Изергин Василий Иванович, Пойда Харитон Иванович...
            Ликвидированная группа преследовала политические задачи, носящие явно
            монархический характер. В этих целях ее участники свою деятельность проводили
            под лозунгами "Советская власть — власть Антихриста", "Колхозы — организации
            сатаны",... и т.д.".

        Из показаний о.Харитона на допросе:
               "Я — человек глубоко религиозный и по своим убеждениям примыкал к "Истинно
                Православной Церкви"...
                Советскую власть я признаю как неизбежное зло.
                С мероприятиями Советской власти я не согласен, в частности, я не согласен
                с коллективизацией, т.к. с ростом таковой религия будет сокращаться...
                Колхозники не будут иметь возможность посещать церковь.
                Также я не согласен с раскулачиванием, т.к., по-моему, все высылаемые
                люди верят в Бога".

        В конце протокола допроса собственноручно написал:
                "Наказываюсь за веру Иисуса Христа и Его Святую Церковь" — и расписался.
        Из обвинительного заключения:
           "Участники контрреволюционной группы призывали крестьян к организованному
            невыполнению обязательств перед государством... Ими велась упорная агитация
            за срыв хлебозаготовок...
               "Обвиняемый Пойда открыто агитировал:
                   "Время настало трудное, народу нет спокойного житья. Советская власть
                    всех ограбила до голода, а тех, кто про это говорит — посадила
                    в тюрьму"" (Показания свидетеля)..."...
            На основании изложенного обвиняемые
              Блохин Малх виновным себя признал,...
              Пойдо Харитон Иванович виновным себя признал.
              Обвиняются в том, что являлись руководителями контрреволюционной группы
              "ИПЦ" на территории района Йошкар-Ола...
              Объединив вокруг себя монашек, кулачество и контрреволюционный актив,
              вели активную антисоветскую агитацию, направленную у срыву колхозного
              строительства, организацию саботажа хлебозаготовок, создания пораженческих
              настроений в массах населения...".

        19 апреля 1933г. дело было направлено на рассмотрение Коллегии ОГПУ во внесудебном
        порядке
      Места заключения
        Марийская АО, г.Йошкар-Ола, Домзак 
        Год начала 1932 
        День начала 30 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1933 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 7 
        22 июля 1933г. освобожден с зачетом предварительного заключения
      Служение
        Марийская АО, Горномарийский р., с.Малый Сундырь 
        иеромонах (священник?) 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 5 
        После освобождения вернулся в Марийскую АО. К этому времени был в священном сане.
        В последующие месяцы окормлял верующих церкви с.Малый Сундырь.
        С начала 1934г. марийская группа "истинно-православных христиан" поддерживала
        переписку с архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем), который, отбыв
        заключение на Соловках, пребывал в ссылке в Архангельске до своего нового ареста
        21 мая 1934г.
        В мае 1934г. о.Харитон побывал в г.Козьмодемьянске, где отбывал ссылку епископ
        Иларион (Бельский) и получил благословение владыки на служение в Тюмени
        Тюмень, Всехсвятская церковь 
        иеромонах (священник?) 
        Год начала 1934 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1934 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 6 
        В мае 1934г. о.Харитон прибыл в Тюмень и начал служить во Всехсвятской церкви этого города.
        О судьбе архиепископа Серафима (Самойловича) перед его последним заключением в
        Кемеровские лагеря о.Харитон узнал от одного из своих духовных чад уже в Тюмени.
        Владыка Иларион был арестован 24 августа 1934г. и на допросе показал, что
        из Вятской области в мае 1924г. к нему приезжал о.Харитон Пойдо, попросивший
        благословение на служение во Всехсвятской церкви г.Тюмени, т.к. тамошняя община
        главой Церкви признавала митрополита Петра Крутицкого.
        Владыка Иларион подтвердил, что дал благословение о.Харитону:
           "Я взял у о.Харитона обещание быть вполне лояльным и подчиняться всем
            гражданским законам, не противоречащим всем религиозным убеждениям и
            христианской совести, никого не вооружать против Соввласти, не участвовать
            ни в каких политических организациях и политических партиях и не призывать
            к свержению Соввласти или к ослаблению ее ни в частных беседах, ни в храмах,
            ни по секрету ни с кем не говорить против Соввласти, на что он мне дал обещание.
            Выполнил ли он свое обещание, я не знаю, больше я с ним не встречался и
            переписки не имел".

        Подробности служения о.Харитона в Тюмени неизвестны. В архиве Тюменского НКВД
        сохранились письма к нему духовных чад из Марийского края. Письма эти исполнены
        трогательной любви и тревоги за его судьбу. В письмах также содержатся скрытые
        намеки об арестах и гонениях на служителей церкви.
            "Христос среди нас! Дорогой батюшка,... помоги Вам, Господи, пасти словесное
             стадо, как доброму пастырю, а не лицемерному. Я думаю, вас полюбят истинно
             верующие за Вашу самоотверженность и прямой путь".
            "Отец Харитон! Письмо Ваше получила 26 мая 1934г. Живем ничего... Да, на днях
             получила письмо из Архангельска. Пишут, что неважно. Будто бы дедушку
             пригласили в Москву в гости, и неизвестно, долго ли он там прогостит. Пока
             еще ничего не знаем о крестном. С тех пор, как тогда, не был, но собираюсь.
             Сказали, что о.Маврикий что-то тоже нездоров, нужно и его навестить...
             Помнящая Вас Поля. 8 июня 1934г."
            "Есть и будет! Многоуважаемый и досточтимый батюшка наш Харитон!.. Прошу телом Вы нас не оставили, но прошу
             Вашего благословения м святых молитв... Уехали Вы больно далеко от нас.
             Я надеялась, что Вы опять приедете ко мне погостить, но теперь даже и
             не думаю увижу ли я Вас и услышу ли Ваших медовых слов, которые услаждали
             мою душу. Теперь как овцы заблудшие будем. Телом нас оставили, но прошу и
             духом не оставлять. Кланяется Вам Настя и все Ваши знакомые и просят не
             оставлять их в святых молитвах. Настя ходит ко мне каждый праздник...
             Помоги Вам, Господи, нести тяжелый крест пастырского служения, чтобы
             воспитать своих словесных овец на злаке Божественного учения. Господь
             до поможет Вам... Адрес мой: Марийская АО, Оршанского р-на, Орловский
             сельсовет, село Макманур, Е.А.Ляминой".

        О.Харитон Пойда в Тюмени был единомышленником и другом иеромонаха Михаила Иванова,
        настоятеля Всехсвятской церкви Диоскора Татищева и старосты Михаила Ханжина,
        у которого о.Харитон стал крестным его дочери Софии, родившейся 31 мая 1934г.
        Впоследствии Софья Михайловна вспоминала, как мать ей говорила:
            "Ну, Соня, у тебя такой крестный, такой крестный!".

        Служить в Тюмени о.Харитону пришлось недолго
      Аресты
        Тюмень 
        Год ареста 1934 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 6 
        Обвинение при аресте "антисоветская агитация" 
        20 июня 1934г. о.Харитон был арестован органами ОГПУ по обвинению в "антисоветской
        агитации". Однако органам Тюменского ОГПУ недоставало компрометирующих материалов,
        в связи с чем в органы Марийской АО был направлен запрос:
            "Нами арестован Пойдо Харитон Иванович 1883г.р. ... По имеющимся у нас данным
             он в 1929г. отбывал ссылку в г.Йошкар-Ола, был арестован, наказание отбыл
             в Вишерских концлагерях. Пойдо Х.И., проживая в г.Йошкар-Ола, имел связь
             архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем), проживавшим в г.Архангельске,
             и епископом Иларионом (Бельским), проживавшим в г.Козьмодемьянске. В данное
             время оба они арестованы за контрреволюционную деятельность.
             Просим Вас срочно выслать нам все компрометирующие материалы"
      Места заключения
        Тюмень, тюрьма 
        Год начала 1934 
        День начала 20 
        Месяц начала 6 
        Как и когда о.Харитон был освобожден из-под стражи в Тюмени и служил ли он еще
        какое-то время после этого во Всехсвятской церкви в Тюмени, доподлинно неизвестно.
        Каким-то образом ему удалось скрыться
      Места проживания
        Марийская АО, Йошкар-Олинский р., д.Коряково (совр. район города Йошкар-Олы) 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1937 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 8 
        В начале 1935г. о.Харитон вернулся в Марийскую АО и стал совершать по домам
        тайные богослужения.
        Окормлял группу "истинно-православных христиан" — довольно большую заволжскую
        общину "непоминающих" Горномарийского р-на Марийского края, находившихся
        в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому).
        В конце 1935г. в йошкар-олинскую ссылку был отправлен епископ Сергий (Дружинин).
        О.Харитон являлся сподвижником епископа Сергия по окормлению "непоминающих" —
        "истинно православных" христиан.
        Проживая в Йошкар-Оле, о.Харитон часто приезжал в деревню Важнангер и другие
        деревни, исповедовал и причащал верующих, призывал их не отступать от Бога и
        от своих взглядов на положение Церкви в стране.
        Так, в августе 1935г. он был в с.Важнангер в доме Георгия Стенькина и причащал
        его семью. Осенью 1935г. служил в доме Федора Аштапатрова в дер.Томилкино,
        служил, очевидно, и в других деревнях. Впоследствии в показаниях арестованных
        назывались также имена жителей четырех деревень Малосундырского и соседних
        сельсоветов — Кузнецовского, Виловатского, Красноволжского, Кожволского
      Аресты
        Марийская АО, Йошкар-Олинский р., д.Коряково 
        Год ареста 1937 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 8 
        Из показаний "свидетеля" от 21 августа 1937г.:
            "Квартира Булыгиной за последние годы превратилась в штаб-квартиру для беглого,
             скрывающегося от репрессий духовенства. У нее часто бывают беглые попы
             Харитон Пойдо и Владимир Попов, которые, бывая у Булыгиной, проводят
             нелегально в ее доме молитвенные сборища, на которых собираются монашки
             города Йошкар-Ола,... и на этих собраниях ведутся контрреволюционные разговоры"

        За домом Марии Булыгиной была установлена слежка, и 28 августа 1937г. здесь была
        арестована сама хозяйка и о.Харитон Пойдо.
        Еще раньше, в конце 1936г., были арестованы его прихожане в Горно-Марийском р-не,
        которые не скрывали свой принадлежности к "истинно-православным"
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Марийской АССР 
        17/09/1937 
        Обвинение "руководитель церковно-монархической к/р группы "истинно-православных христиан"" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Дело епископа Сергия (Дружинина) и др., Йошкар-Ола, 1937г." 
        ГА РМЭ. Ф.Р-1086. Оп.7. Д.909.
        Из его показаний на допросе 2 сентября 1937г.:
            "Являясь православным христианином, верующим в Бога и Его Соборную апостольскую
             Церковь, я был и есть противник Сов. власти. Являясь идейным врагом Советской
             власти, я в течение более десяти лет вплоть до последнего времени вел и веду
             борьбу с Советской властью путем учения и защиты Православной Церкви и
             учения Христова...
             Советскую власть не признаю, так как это власть антихриста".

        Отказавшись отвечать на большинство поставленных вопросов, о.Харитон лишь признал:
            "Учил христиан, чтобы крестьяне не входили в колхозы, не верили в учение
             Советской власти и не подчинялись бы ей...
             Считаю советские законы безбожными, не совпадающими с духом Православной
             Церкви".

        Виновным в предъявленном обвинении, как и большинство арестованных, о.Харитон
        себя не признал.
        На два вопроса следователя: "о совместной контрреволюционной работе с епископом
        Сергием Дружининым" и "о встречах с ним в доме Комелиной" — о.Харитон отвечать
        отказался.
        На повторном допросе на вопрос: "Признаете себя виновным... в обвинении
        по ст.58–10 ч.2?" он также отвечать отказался по религиозным убеждениям, заявив:
            "Я уже сказал, что верю я только Богу, а Советской власти я не верю и ее
             не признаю. Я, как православный христианин, боролся с безбожной Советской
             властью и бороться буду и в дальнейшем".

        Из обвинения:
            "Являясь руководителем контрреволюционной организации "ИПЦ", на протяжении
             ряда лет вел активную контрреволюционную деятельность, направленную
             на свержение советской власти и восстановления монархии.
             Будучи единомышленником Сергия (Дружинина), использовал контрреволюционные
             кадры монашек на территории Марийской АССР и Кировской области,
             руководя их контрреволюционной деятельностью, направленной против
             советского строя.
             Будучи допрошенным в качестве обвиняемого, ПОЙДО заявил, что он советскую
             власть не признает и будет продолжать активную борьбу с советской властью,
             то есть в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58–10 и 58–11 УК РСФСР.
             В предъявленном обвинении виновным себя признал".

        11 сентября 1937г. тройка при УНКВД МАССР приговорила о.Харитона Пойдо,
        епископа Сергия (Дружинина) и бывших насельниц Богородице-Сергиевского
        монастыря монахиню Антонину (Шахматову Анну), Евдокию Стародубцеву и Анастасию Задворову
        к расстрелу
      Места заключения
        Марийская АССР, г.Йошкар-Ола, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 28 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1937 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 9 
        Во время следствия о.Харитон содержался в городской тюрьме
    Кончина
      1937 
      День 17 
      Месяц 9 
      расстрел 
      Место Марийская АО, г.Йошкар-Ола, во дворе Внутренней тюрьмы НКВД 
      17 сентября 1937г. расстрелян вместе с епископом Сергием (Дружининым)
      в Йошкар-Оле во дворе внутренней тюрьмы НКВД в 19 часов
    Реабилитация
      Дата 00/00/1989 
      По году репрессий 1937 
    Публикации ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ