Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1958 Дела ol6.128 =>
ol6.128 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Образование
      Петроградский университет, историко-филологический факультет
      Год окончания 1915 
    Места проживания
      Петроград (Ленинград) 
      Год окончания 1925 
      Историк, краевед, литератор.
      Преподавал в Тенишевском училище.
      Преподаватель ин-та Истории Искусств.
      Научный сотрудник Петроградского отд. Центрального Бюро Краеведения
      при АН СССР.
      Был женат. Жена — Татьяна Николаевна Анциферова (1889–1929), урожденная
      Оберучева, историк.
      Вместе с целой плеядой ярких представителей свободомыслящей гуманитарной,
      естественно-научной и художественной интеллигенции Н.П.Анциферов был участником
      религиозно-философских объединений Петрограда (Ленинграда) "Воскресение",
      группировавшихся вокруг философа и педагога А.А.Мейера и игравших важную роль
      в духовной жизни Ленинграда и всей страны и являвшейся их попыткой заниматься
      независимой духовной работой без оглядки на власть.
      Из материалов дела 1929г.
      (надо иметь в виду, что здесь религиозно-философским кружкам придана
      неправомерно сильная политическая окраска):
           
      "Руководители "Воскресения" объединились и заняли резко враждебные
            Советам позиции сразу же после Октябрьской Революции.
            В январе 1918г. группа оформилась как активная единица, считавшая
            Октябрьский переворот черными днями в истории России, подвергающейся
            разорению ее неверными сынами-изменниками родины.
            Победа большевиков рассматривалась как временная узурпация власти
            безответственной кучкой вооруженных людей, творящих волю второй или
            третьей державы (вторая держава Германия, третьей державой считался
            Интернационал). К этому времени к группе примкнули:
            [Далее следует список из 16 человек, в том числе там указан Н.П.Анциферов
            и его жена].
            В этом составе на еженедельных собраниях заслушивались доклады
            политического характера о текущих событиях, о работе большевиков и об
            общем положении в стране.
            Докладчики призывали к верности Родине, против классовой борьбы,
            разрушающей национальное единство.
            Их доклады стенографировались, быстро размножались на пишущих машинках
            и распространялись среди населения.
            В марте 1918 г. руководители "Воскресения" получили большую сумму денег,
            которая использовалась на создание печатного периодического журнала с
            большим тиражом.
            Издание N 1 журнала, названного "Свободные Голоса" под редакцией
            А.А.Мейера и Г.П.Федотова в апреле 1918 г. явилось первым большим
            открытым выступлением группы против установившейся Соввласти с
            провозглашением своей программы и задач.
            Через "Свободные Голоса" группа обратилась к "русским людям" с
            предупреждением, что "Родина в опасности", "Отечество на краю гибели",
            с требованием к русской интеллигенции пробудиться к вере и выявить
           "Слово русское" и объединиться против большевиков за создание новой
            государственной и хозяйственной плоти (статья Н.П.Анциферова —
            "Россия и будущее", в журнале "Свободные Голоса" N 1).
            Задача пробуждения лучших людей народа — русской интеллигенции —
           "Воскресение Родины", возрождение подлинной веры, становятся идеалами
            организовавшейся группы.
            Под этими лозунгами скоро стекаются новые лица, и группа оформляется
            в организацию под символическим названием "Воскресение".
            После выхода N 2 журнала "Свободные Голоса", в июне 1918 г. группа
            решает прекратить его издание...
            Избирается новый метод борьбы — скрытый.
            На первый съезд ученых в Москве в начале 1919 г. "Воскресение"
            делегирует также и своих представителей — А.В.Карташева и Н.П.Анциферова,
            едущих официально как бы от Ленинградского Университета. Они обязаны
            были выяснить настроение съехавшихся в Москву делегатов —
            представителей многих ВУЗ-ов многих городов, провести с ними беседы и
            распространить "Свободные Голоса".
            После возвращения из Москвы информировавший о результатах съезда
            Н.П.Анциферов сообщил, что ему удалось распространить "Свободные Голоса",
            разговаривать с делегатами...
            Комплектуя постепенно состав "Воскресения" из наиболее проверенных,
            обработанных, "благонадежных" членов перечисленных выше кружков,
            за все время в состав "Воскресения" были введены следующие лица:...".
      Далее следует список из 34-х человек, среди которых имеется Н.П.Анциферов
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[1] [2] [3] [4] [5] [6]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ