Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 22.06.1989
Дела o33.69
    Зубарь Максим Сильвестрович 
    Год рождения 1881 
    Место рождения Витебская губ., Полоцкий у., д.Стрелка (Стрелки) 
    священник 
    До 1910г. работал учителем
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Служение
        Витебская губ., Велижский у., с.Пухново 
        Должность  псаломщик 
        Год начала 1910 
        Год окончания 1924 
        С 6 июля 1918г. — псаломщик в церкви мест.Освея
        Витебская губ., Полоцкий у., с.Стрелка 
        священник 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1928 
        Витебская губ., Дриссенский у. (Витебская о., Верхнедвинский р.), мест.Освея 
        священник 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1932 
        О.Максим организовал церковные кружки — певческий и сестричество,
        объединившие усилия верующих, активных в приходской жизни.
        В певческом кружке под руководством его племянника насчитывалось 5 человек
        мужчин и 10 женщин, называвших себя братьями и сестрами
      Аресты
        Витебская о., Верхнедвинский р., мест.Освея 
        Год ареста 1932 
        День ареста 1 
        Месяц ареста 9 
        1.09.1932г. арестован в мест.Освея 12-м Бигосовским погранотрядом ОГПУ
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по БССР 
        08 /01 /1933 
        Обвинение "групповая антисоветская деятельность" 
        Статья ст.74,76 УК БССР 
        Приговор  5 лет концлагерей 
        Архив УКГБ РБ по Витебской обл. Д.15166-П.
        Обвинялся в том, что
           "... морально издеваясь над населением, втянутом в церковь,
            вынуждал его выполнять такие мероприятия, как облачение в монашескую
            одежду, обосновывая это религиозными мотивами".
        Приходской актив принял решение:
           "... учитывая сочувственное отношение верующих к Зубарю,
            организовать делегацию женщин и послать в Освейское отделение ГПУ
            с требованием освободить священника и разрешить
            ему в дальнейшем беспрепятственно совершать церковные богослужения
            в Освейской церкви".
        Из материалов дела:
           "В Освейский райаппарат ГПУ два дня подряд приходили толпы женщин
            разных возрастов, которые заполнили весь коридор и двор райаппарата.
            Они требовали сказать им, где Зубарь и скоро ли его освободят.
            Затем кем-то был пущен слух, что Зубаря Максима привезли на автомобиле
            из Бигосовского погранотряда в Освейский нарсуд.
            В результате ... мужчины и женщины заполнили зал и коридоры здания нарсуда...
            сборища эти продолжались в течение двух суток ...".
        Кроме организации делегации в ГПУ и посещения нарсуда,
        по всем деревням Освейского, Сухоруковского и Киселевского сельсоветов
        стали ходить с подписными листами об освобождении Зубаря.
        Было решено послать ходатайство в ЦИК СССР, но затем это было отложено.
        В результате с августа по ноябрь 1932г. в мест.Освея были арестованы многие
        церковные активисты.
        Из показаний о.Максима на допросе 2.09.1932г.:
            "Во время изъятия церковных ценностей [в 1922г.] из Освейской церкви
             я находился в м.Освея, согласия на изъятие оттуда ценностей властям
             не давал, так как ко мне по этому поводу никто не обращался ...
             Я в своем священнослужении и понимании церковных канонов придерживаюсь
             дореволюционного православия, никаких новых течений и направлений
             до выяснения этого вопроса — не признаю.
             Признаю монашество, но не проповедую его, считая это не обязательным ...
             Свои комментарии в крестьянском антирелигиозном учебнике Ярославского
             и журнале "Под знаменем марксизма", а также брошюре Беркова
             "Существует ли душа?" я делал для того, чтобы показать архиерею ...
             Я считаю, что клубы, как средство религиозного воспитания, ничего не дают.
             Они, как увеселительные места, мешают спасению души.
             Чтобы клубы не посещали — я нигде не высказывался ...
             Колхозы в Советском государстве строятся по воле Божией.
             Является ли колхозное движение гневом Божиим — я не знаю.
             Раньше крестьянство обходилось без колхозов, оно могло бы обойтись
             без них и сейчас".
        8.01.1933г. постановлением тройки при ПП ОГПУ по БССР о.Максим был приговорен
        к заключению в концлагерь сроком на 5 лет.
        По данным [2] приговор — 3 года высылки в Северный край.
        Дальнейшая судьба неизвестна.
        Семья выслана в Северный край на 3 года
    Реабилитация
      Дата 22/06/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Витебской обл. 
      По году репрессий 1933 
    Публикации ->
      1.Витебский мартиролог (1918–1952)/ Сост. иерей Владимир Горидовец. Витебск, 2008. С.15.
      3.Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон.,текст.дан. и иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R).

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ