Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX МестоРукоположения Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Дела ol2.141
    Паисий (Рябов Павел Варлаамович) 
    Фамилия Рябов 
    Год рождения 1881 
    Место рождения Архангельская губ., Шенкурский у., д.Предтеченская 
    иеромонах 
    Родился в крестьянской семье. В 2 года лишился отца и жил со старшими братьями.
    Окончил 3 класса начальной школы
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1913г.] [с 1913г.]
      Рукоположение
        монах 
        Паисий 
        Место Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь 
      Служение
        Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь 
        монах 
        Должность послушник 
        Год начала 1898 
        Год окончания 1908 
        В юности ушел в Соловецкий монастырь, где учился 2 года.
        В 1908г. по приглашению архимандрита Ионафана, приехал в Петсамо,
        в Трифонов-Печенгский монастырь
        Архангельская губ., г.Печенга (Финляндия, г.Петсамо), Трифонов-Печенгский монастырь 
        монах 
        Год начала 1908 
        Год окончания 1913 
        Работал в канцелярии монастыря
      Рукоположение
        иеродиакон 
        1913 
        Место Мурманская о., г.Петсамо (Печенга), Трифонов-Печенгский монастырь 
      Служение
        Архангельская губ., г.Печенга (Финляндия, г.Петсамо), Трифонов-Печенгский монастырь 
        Должность настоятель монастыря (с 1932г.) 
        Год начала 1913 
        Год окончания 1939 
        В 1922г. был решен вопрос о передаче Печенги и территории монастыря Финляндии.
        Насельники монастыря, в том числе о.Паисий, чтобы не потерять право на владение
        землей, приняли финское гражданство.
        В конце 1939г. части Красной Армии в ходе советско-финской войны 1939–1940г.
        заняли принадлежавшую финнам Печенгу (Петсамо). Вместе с ней были возвращены и
        земли Трифонов-Печенгского мужского монастыря
      Аресты
        Ленинградская о., Мурманский округ, г.Печенга, Трифонов-Печенгский монастырь 
        Год ареста 1939 
        День ареста 9 
        Месяц ареста 12 
        В декабре 1939г. за "оказание помощи белофинским властям"
        настоятель монастыря о.Паисий (Рябов) был арестован,
        позже были арестованы и многие другие насельники монастыря.
        По данным [3],[4] был арестован 24.12.1939г.
        При обыске к делу были приобщены письма о.Паисию от монахов Валаамского монастыря
        за 1932–1939гг. (иеромонаха Исаакия, иеродиакона Марка, послушника Иувиана),
        письмо русского эмигранта Петра Селиверстова, состоявшего в монархической
        организации "Младороссы" и др. переписка.
        В документах о.Паисия были найдены также два листка бумаги, на которых неизвестный
        корреспондент из России сделал выписки из письма митрополита Киевского Антония
        о зверствах и бесчинствах большевиков в отношении священнослужителей в первые годы
        Советской власти.
        Особенно заинтересовались "органы" фразой из неоконченного письма о.Паисия
        к некоему о.Макарию:
           
        "Я все жду освобождения русского народа от коммунистического ига, пусть это
           совершится в этом году по молитвам пострадавших"
      Осуждения
        Военный Трибунал Ленинградского Военного округа 
        06/08/1940 
        Обвинение "оказание помощи (выдача сена) белофинским властям, связь с к/р монархической организацией "Младороссы", связь с белофинской политической полицией" 
        Статья ст.58–4 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет ИТЛ с последующим поражением в правах сроком на 5 лет без конфискации имущества ввиду отсутствия такового 
        Из показаний о.Паисия на допросе:
           "До 1922г. финнов в Петсамо мало проживало. Перед войной с СССР мы дали
           белофиннам сена 15 тыс. кг. Они обещали уплатить деньги за сено, но не
           уплатили. Сено выдавал эконом монастыря с разрешения меня — настоятеля.
           Белофиннам мы дали 5 лошадей по требованию военных властей.
           Денег финнам я обещал дать 15 тыс. марок, но не дали — не договорились монахи.
           Селиверстов писал мне о целях организации "Младороссы" и просил у меня
           2 шкуры для военного дела, т.к. он собирался идти в поход. Я их послал ему.
           Я писал ему, что Россия теперь сильна и его взглядов не разделял, т.к.
           был против войны. Я считал, что всякая власть от Бога и так смотрел на это...
           Письма мне писали священники и торговцы Финляндии.
           Я писал иеромонаху Макарию насчет освобождения русского христианства от
           коммунистического ига. Я думал, что в России власть не подходящая, и она
           сама собой изменится.
           Мы делали то, что нам приказывали из церковного управления Финляндии...
           Из Валаамского монастыря мне писал монах Ивиан, с которым я познакомился в 1932г.
           Финны в монастыре бывали. К нам просились на жительство Шоханев и Вярчев —
           послушники. Они жили у нас больше года.
           Президент и министры Финляндии у нас в монастыре бывали, т.к. ездили по
           Северному краю. Нач. полиции бывал у нас по хозяйственным делам.
           Перебежчикам я давал кров, т.к. монастырь оказывал помощь таким людям
           по велению Божьему... Прямо из Советского Союза к нам пришло сразу
           человек 5 и затем один, но фамилий не помню, это было в 1935–1936гг.
           До этого пришли из СССР две семьи. Я их спрашивал, почему они пришли. Один
           сказал, что они раздеты, а другой — что не согласен с Советской властью и
           потому ушел. В полицию я об этом сообщил, и они забрали от нас беженцев.
           (Расстояние до границы от монастыря верст 30)...
           Мое враждебное отношение к Советской власти зародилось у меня в 1920г., т.к.
           мы, монахи, были обижены тем, что у нас забирали скот, материалы и др.
           С полицией я дела не имел.
           К пом. начальника полиции мне приходилось обращаться по делам монастыря.
           Сливки я ему давал в знак благодарности за оказанные монастырю услуги...
           На службу к нам народ из деревень приходил, но проповедей никто не говорил...
           В праздничные дни народу было человек 100".

        Из обвинительного заключения:
           "Рябов в ноябре 1939г. агитировал за оказание материальной помощи белофиннам.
           Оказывал помощь врагам трудящихся предоставлением им убежища... ".

        О.Паисий признал все пункты обвинения, кроме связи с белофинской полицией:
           "Шпионажем я не занимался. Связи с полицией не имел. Финнам дал сена, но
           сочувствия им не было. Прошу дать мне свободу и определить куда-нибудь на
           жительство, т.к. средств я не имею".

        Военная Коллегия Верховного Суда Союза ССР, постановила приговор ВТ за мягкостью
        отменить, а дело Рябова передать в тот же ВТ для нового рассмотрения
        Военный Трибунал Ленинградского Военного округа 
        19/11/1940 
        Обвинение "оказание помощи международной буржуазии, стремящейся к свержению коммунистической системы" 
        Статья ст.58–4 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        О.Паисий подал кассационную жалобу.
        Военная Коллегия Верховного Суда Союза ССР, рассмотрев в заседании от 13 декабря
        1940г. эту жалобу оставила без удовлетворения, и он был расстрелян
    Кончина
      1940 
      День 28 
      Месяц 12 
      расстрел 
    Реабилитация
      Дата 28/08/1992 
      Кем реабилитирован Прокуратура Российской Федерации 
      По году репрессий 1940 
    Публикации ->
      1.Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
      2.Курсовая работа студента 5 курса ПСТБИ иеромонаха Михаила (Киселева): "Русская Православная Церковь и репрессии 1930-х годов". 2003/2004г. Машинопись. С.32–35.
      3.База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004. 663361
      4.Книга памяти: поименный список репрессированных жителей Кольского полуострова, а также иностранных граждан, проживавших в Мурманской области. Мурманск. "Север". 1997.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ