Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Самарская губ., Ставропольский у., с.Кременки, церковь Михаила Архангела священник Должностьнастоятель Год начала1919 Год окончания1923
О.Иоанн был женат, имел восьмерых детей (один из них умер в Кременках).
Никогда не имел никакого отношения к обновленцам.
Прихожане очень уважали и любили о.Иоанна как честнейшего и бескорыстнейшего
человека, который всегда был готов помочь каждому словом и делом. О.Иоанн отдал
всю свою библиотеку в местную школу. Провожать о.Иоанна в другой приход пришло
все село. О.Иоанн благодарил всех, а потом сказал, что если каждый будет хранить
в себе мир, то вокруг заживут с миром тысячи Симбирская губ., Алатырский у., с.Промзино (ныне пос.Сурское), Казанская церковь священник Должностьнастоятель Год начала1923 Год окончания1929
Дочь о.Иоанна вспоминает: "Село располагалось на берегу чистой и быстрой реки
Суры, возле Белой Горы. Нигде не видела такой красоты. В храме, как святыня,
хранилась икона свт.Николая, вырезанная из черного камня. В праздник, на
Николу, ее несли в гору, в часовню, двенадцать человек на носилках. По народному
преданию, на Белой Горе произошло явление этой иконы, Каждый год зимой, на
Николу, в Промзино приезжали и приходили пешком люди со всей округи. Так было
до 1929г.". Говорят, что в Промзино на Белой горе
находили маленькие иконы: брали камень, а он разламывался и на изломе
оказывался образ свт.Николая. Он стоял в полный рост и в одной руке была церковь,
а в другой меч. Одну из таких икон о.Иоанн носил у сердца во внутреннем кармане.
Она спасла ему жизнь во время одного из заключений, когда уголовники били священнослужителей
поленьями. Удар пришелся в область сердца, икона треснула, но выдержала удар.
Когда о.Иоанна арестовали в 1937г., то он передал эту икону дочери Надежде, у
которой она хранится по сей день
Ульяновская о., Алатырский р., с.Промзино Год ареста1929 Месяц ареста12
Дочь о.Иоанна вспоминает: "В 1929г. зимой, перед праздником Николы, в Промзино
арестовали всех священнослужителей: настоятеля, двух священников и двух диаконов.
Отца обвинили, что он с отцом моей подруги, старообрядцем, "распивает чай и ведет
антисоветские разговоры". Судили в клубе в день праздника свт.Николая...
Отцу удалось доказать свою невиновность... Тогда потребовали уплатить годовой
налог и назвали огромную сумму. Таких денег у нас, естественно, не было...
58 статью заменили на 61-ю: 5 лет с конфискацией имущества... Отец сам помогал
выносить вещи, просил, чтоб поаккуратней складывали: ведь кому-то еще пригодятся...
Взяли все. Даже мерзлое белье с чердака сняли. Куклы мои отец сам их шил все
распотрошили. Золото искали... Бумаги, документы, книги все свалили в кучу во
дворе и сожгли. Семейные фотографии в костер, а рамки взяли себе... Потом
сказали: выходи! Мама хотела взять мои туфли и платье вырвали из рук..."
19/12/1929 Статьяст.61 УК РСФСР Приговор5 лет лишения свободы с конфискацией имущества
По сведениям [3], осужден к 2-м годам тюремного заключения и пяти годам высылки
за пределы Средневолжского края
Ульяновск, тюрьма (1930) Год начала1930 Год окончания1930
Дочь о.Иоанна вспоминает: "После суда их повели пешком в Ульяновск. Нас с мамой
должны были отправить в ссылку, но мы спрятались. В городской тюрьме отца и
других священнослужителей сначала поместили вместе с уголовниками, которые их
избивали и унижали, отбирали вещи и еду. Потом перевели в отдельный корпус.
Здесь были священнослужители из разных сел Ульяновской губ. Монахинь,
которые ходили по этим селам и приносили им передачи от родных и близких,
арестовали и отправили в Сибирь. Я знала одну из них. Встретила случайно,
в 1950-м. Она слепая. Рассказала: "Посадили в "телячьи" вагоны и долго везли, не
открывая и не давая воды. Пили собственную мочу".
Наступила весна 1930-го. Узнали, что в Промзино взорвали церковь, разрушили часовню
на Белой Горе и засыпали родник. На Пасху пел весь тюремный корпус, где сидели
священнослужители. На это торжественное пение стали собираться люди. Милиции так
и не удалось разогнать толпу. С начала навигации их стали водить на Волгу:
разгружать баржи с лесом, пилить и складывать доски. Мы с сестрой ходили
работать за отца. Прошел слух, что их должны отправить по этапу. И вот рано
утром их повели на вокзал. По бокам колонны с заключенными конвой с собаками,
по тротуару толпа народа. Когда захлопнулись двери "телячьих" вагонов, бабы
заголосили, заглушая лай собак, стали бросаться на рельсы перед составом. Их
отрывали от рельс и оттаскивали в сторону..." ИТЛ Год начала1930 Год окончания1931
Дочь о.Иоанна рассказывает: "Отец попал в сельхозколонну им. 1-го Мая, под
Куйбышевым. Там, кроме священнослужителей, было много раскулаченных. Отцу
как человеку, хорошо знающему делопроизводство,
доверили вести учет. Но приехала комиссия и один из начальников был этим возмущен,
и по его распоряжению, отец многие месяцы чистил отхожие места в
соседнем женском лагере. Я поехала к
отцу, чтобы спросить его совета, поступать мне в техникум или нет. Сестра
сказала мне, как ехать. Лагерь находился на другой стороне оврага. Подождала,
пока часовой уйдет подальше. Ползком перебралась через овраг. Отец очень
удивился и обрадовался. Жил он в землянке на двоих, вместе со священником
Цветковым. Они для меня вырыли в землянке третью нишу. Я почти неделю
прожила в землянке. Выходила только по ночам. Цветкова положили в госпиталь с
сильнейшим воспалением легких. В тот же день пропал отец. Оказалось, его
выпускают. Никогда не забуду, как был счастлив отец, но боялся, что опять
арестуют. Был август 1931г.. В Ульяновске сразу с пристани мы пошли в
Германовскую церковь. Там служил священником родной брат отца Дмитрий.
Мы вошли в храм. У отца за спиной мешок, в руках посох. Был
конец обедни. Дмитрий вышел из алтаря с крестом, увидел брата и смешался. Он
сразу не мог понять: то ли нищий, то ли брат стоит в дверях..." Саратовская о., г.Хвалынск Год начала1931
Находился в ссылке с весны 1931г.
Дочь вспоминает: "Весной 1931г., после выхода из тюрьмы, отцу разрешили
находиться в Ульяновске только 24 часа. Мы уехали сначала в Хвалынск, потом в
Бугульму. Отца на работу нигде не принимали, но он не мог сидеть без дела:
нанимался чинить печи, заборы, ящики, делал детские игрушки..." Татария, г.Бугульма
Находился в ссылке в начале 30-х годов.
По сведениям [3], о.Иоанн отсидел в тюрьме полгода, а высылку отбыл полностью