Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX МестоРукоположения епископ Симбирский и Сызранский Никандр Дела o63.119 => o63.119 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Служение
      Самарская губ., Ставропольский у., с.Кременки, церковь Михаила Архангела 
      священник 
      Должность настоятель 
      Год начала 1919 
      Год окончания 1923 
      О.Иоанн был женат, имел восьмерых детей (один из них умер в Кременках).
      Никогда не имел никакого отношения к обновленцам.
      Прихожане очень уважали и любили о.Иоанна как честнейшего и бескорыстнейшего
      человека, который всегда был готов помочь каждому словом и делом. О.Иоанн отдал
      всю свою библиотеку в местную школу. Провожать о.Иоанна в другой приход пришло
      все село. О.Иоанн благодарил всех, а потом сказал, что если каждый будет хранить
      в себе мир, то вокруг заживут с миром тысячи
      Симбирская губ., Алатырский у., с.Промзино (ныне пос.Сурское), Казанская церковь 
      священник 
      Должность настоятель 
      Год начала 1923 
      Год окончания 1929 
      Дочь о.Иоанна вспоминает: "Село располагалось на берегу чистой и быстрой реки
      Суры, возле Белой Горы. Нигде не видела такой красоты. В храме, как святыня,
      хранилась икона свт.Николая, вырезанная из черного камня. В праздник, на
      Николу, ее несли в гору, в часовню, двенадцать человек на носилках. По народному
      преданию, на Белой Горе произошло явление этой иконы, Каждый год зимой, на
      Николу, в Промзино приезжали и приходили пешком люди со всей округи. Так было
      до 1929г.". Говорят, что в Промзино на Белой горе
      находили маленькие иконы: брали камень, а он разламывался и на изломе
      оказывался образ свт.Николая. Он стоял в полный рост и в одной руке была церковь,
      а в другой — меч. Одну из таких икон о.Иоанн носил у сердца во внутреннем кармане.
      Она спасла ему жизнь во время одного из заключений, когда уголовники били священнослужителей
      поленьями. Удар пришелся в область сердца, икона треснула, но выдержала удар.
      Когда о.Иоанна арестовали в 1937г., то он передал эту икону дочери — Надежде, у
      которой она хранится по сей день
    Аресты
      Ульяновская о., Алатырский р., с.Промзино 
      Год ареста 1929 
      Месяц ареста 12 
      Дочь о.Иоанна вспоминает: "В 1929г. зимой, перед праздником Николы, в Промзино
      арестовали всех священнослужителей: настоятеля, двух священников и двух диаконов.
      Отца обвинили, что он с отцом моей подруги, старообрядцем, "распивает чай и ведет
      антисоветские разговоры". Судили в клубе в день праздника свт.Николая...
      Отцу удалось доказать свою невиновность... Тогда потребовали уплатить годовой
      налог и назвали огромную сумму. Таких денег у нас, естественно, не было...
      58 статью заменили на 61-ю: 5 лет с конфискацией имущества... Отец сам помогал
      выносить вещи, просил, чтоб поаккуратней складывали: ведь кому-то еще пригодятся...
      Взяли все. Даже мерзлое белье с чердака сняли. Куклы мои — отец сам их шил — все
      распотрошили. Золото искали... Бумаги, документы, книги — все свалили в кучу во
      дворе и сожгли. Семейные фотографии — в костер, а рамки взяли себе... Потом
      сказали: выходи! Мама хотела взять мои туфли и платье — вырвали из рук..."

      О.Иоанн находился под стражей до суда
    Осуждения
      19/12/1929 
      Статья ст.61 УК РСФСР 
      Приговор 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества 
      По сведениям [3], осужден к 2-м годам тюремного заключения и пяти годам высылки
      за пределы Средневолжского края
    Места заключения
      Ульяновск, тюрьма (1930) 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1930 
      Дочь о.Иоанна вспоминает: "После суда их повели пешком в Ульяновск. Нас с мамой
      должны были отправить в ссылку, но мы спрятались. В городской тюрьме отца и
      других священнослужителей сначала поместили вместе с уголовниками, которые их
      избивали и унижали, отбирали вещи и еду. Потом перевели в отдельный корпус.
      Здесь были священнослужители из разных сел Ульяновской губ. Монахинь,
      которые ходили по этим селам и приносили им передачи от родных и близких,
      арестовали и отправили в Сибирь. Я знала одну из них. Встретила случайно,
      в 1950-м. Она слепая. Рассказала: "Посадили в "телячьи" вагоны и долго везли, не
      открывая и не давая воды. Пили собственную мочу".

      Наступила весна 1930-го. Узнали, что в Промзино взорвали церковь, разрушили часовню
      на Белой Горе и засыпали родник. На Пасху пел весь тюремный корпус, где сидели
      священнослужители. На это торжественное пение стали собираться люди. Милиции так
      и не удалось разогнать толпу. С начала навигации их стали водить на Волгу:
      разгружать баржи с лесом, пилить и складывать доски. Мы с сестрой ходили
      работать за отца. Прошел слух, что их должны отправить по этапу. И вот рано
      утром их повели на вокзал. По бокам колонны с заключенными — конвой с собаками,
      по тротуару — толпа народа. Когда захлопнулись двери "телячьих" вагонов, бабы
      заголосили, заглушая лай собак, стали бросаться на рельсы перед составом. Их
      отрывали от рельс и оттаскивали в сторону..."
      ИТЛ 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1931 
      Дочь о.Иоанна рассказывает: "Отец попал в сельхозколонну им. 1-го Мая, под
      Куйбышевым. Там, кроме священнослужителей, было много раскулаченных. Отцу
      как человеку, хорошо знающему делопроизводство,
      доверили вести учет. Но приехала комиссия и один из начальников был этим возмущен,
      и по его распоряжению, отец многие месяцы чистил отхожие места в
      соседнем женском лагере. Я поехала к
      отцу, чтобы спросить его совета, поступать мне в техникум или нет. Сестра
      сказала мне, как ехать. Лагерь находился на другой стороне оврага. Подождала,
      пока часовой уйдет подальше. Ползком перебралась через овраг. Отец очень
      удивился и обрадовался. Жил он в землянке на двоих, вместе со священником
      Цветковым. Они для меня вырыли в землянке третью нишу. Я почти неделю
      прожила в землянке. Выходила только по ночам. Цветкова положили в госпиталь с
      сильнейшим воспалением легких. В тот же день пропал отец. Оказалось, его
      выпускают. Никогда не забуду, как был счастлив отец, но боялся, что опять
      арестуют. Был август 1931г.. В Ульяновске сразу с пристани мы пошли в
      Германовскую церковь. Там служил священником родной брат отца — Дмитрий.
      Мы вошли в храм. У отца за спиной — мешок, в руках — посох. Был
      конец обедни. Дмитрий вышел из алтаря с крестом, увидел брата и смешался. Он
      сразу не мог понять: то ли нищий, то ли брат стоит в дверях..."
      Саратовская о., г.Хвалынск 
      Год начала 1931 
      Находился в ссылке с весны 1931г.
      Дочь вспоминает: "Весной 1931г., после выхода из тюрьмы, отцу разрешили
      находиться в Ульяновске только 24 часа. Мы уехали сначала в Хвалынск, потом — в
      Бугульму. Отца на работу нигде не принимали, но он не мог сидеть без дела:
      нанимался чинить печи, заборы, ящики, делал детские игрушки..."
      Татария, г.Бугульма 
      Находился в ссылке в начале 30-х годов.
      По сведениям [3], о.Иоанн отсидел в тюрьме полгода, а высылку отбыл полностью

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ