Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX СанРукопол архиепископ Дела o19.712 => o19.712 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом o19-712a.jpg Дела o19.712 => o19.712 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Служение
      Вятская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Уржумский, викарий Вятской епархии, в.у. Вятской епархией патриаршей линии 
      Год начала 1924 
      Месяц начала 5 
      С епископом Авраамием еще со времени обучения в Казанской Духовной Академии
      был знаком епископ Виктор (Островидов), они поддерживали друг с другом
      теплые отношения, укрепившиеся в ходе совместной борьбы с обновленцами.
      В 1924г. епископ Виктор советовал из ссылки своим духовным чадам — вятской
      семье Чудиновских:
           
      "Я думаю, что посещаете службу Владыки Авраамия. Так и делайте, держитесь
            за него крепче и во всем его слушайтесь и советуйтесь с ним, если какая
            нужда будет...".

      В другом письме от 17/30 марта 1924г. епископ Виктор писал:
           "Очень хорошо сделали, что на день именин посетили вл. Авраамия: лучшего
            ничего и придумать нельзя было. Господь да не оставит тебя за это святое
            дело. Владыка Авраамий — великий человек по своему смирению пред Богом.
            Наверное его тоже сошлют туда, либо далеко. Помоги ему, Господи!"

      Епископ Авраамий активно боролся с обновленчеством, поддерживая линию Патриарха
      Тихона, что очень не нравилось Вятскому Губотделу ГПУ
    Аресты
      Вятка (Киров) 
      Год ареста 1925 
      День ареста 6 
      Месяц ареста 3 
      Епископ Авраамий был арестован 6 марта 1925г. в Вятке прямо в Успенском соборе
      Трифонова монастыря. По воспоминаниям прихожанки Н.И.Чудиновских:
          "Как только епископ появился на амвоне, к нему подошли два человека в штатском
           и в присутствии прихожан его увели" [4].
      По мнению вятского исследователя Е.В.Кустовой, поводом для задержания послужила
      его активная помощь ссыльным вятским епископам Павлу (Борисовскому) и
      Виктору (Островидову), священникам, а также всем осужденным по церковным и
      политическим делам Вятского Исправдома.
      Из протокола обыска при задержании владыки Авраамия, проведенном на основании
      ордера Вятского Губотдела ОГПУ от 6 марта 1925г. в описи конфискованного
      имущества указана "Фотографическая карточка Патриарха Тихона".
      Под изображением святителя имеется рукописный автограф "Патр.Тихон, 1924".
      В данном судебно-следственном деле имеется еще один документ с автографом
      Патриарха Тихона — это удостоверение о хиротонисании во епископа, выданное
      владыке Авраамию 17 сентября 1923г. [11]
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      13/11/1925 
      Обвинение "антисоветская агитация, связь с монархическим элементом, организация церковно-монархического центра по Вятской губернии" 
      Статья ст.69,121 УК РСФСР 
      Приговор 3 года высылки в Зырянский край 
      Вятским губотделом ОГПУ были привлечены к следствию 11 человек. Среди них
      епископ Уржумский Авраамий (Дернов), временно управлявший Вятской епархией,
      настоятель Серафимовской единоверческой церкви иеромонах Владимир Пуссет,
      священник Петр Иванов, иеромонах Варфоломей Попцов, помощник епархиального
      миссионера Константин Николаевич Иванов.
      Они, как и другие арестованные, проводили в жизнь церковную политику Патриарха
      Тихона после его ареста и лишения патриаршего сана на "разбойничьем"
      обновленческом Соборе.
      Из материалов дела:
           "В августе 1924г. г.Нолинске священник Половников по договоренности
            с епископом Авраамием (Дерновым), используя темное, фанатичное
            религиозное население, захватил все обновленческие церкви города".
           "В декабре 1924г. епископ Дернов с согласия бывшего Патриарха Тихона
            пытался организовать в Вятке "Истинно-православное христианское общество"
            под идейным водительством Патриарха Тихона. Членами общества стала группа
            судимых и подсудимых неблагонадежных с политической стороны лиц
            из служителей культа и мирян.
            Вятским губисполкомом данное общество не утверждено".
           "В декабре 1924г. по договоренности и с благословения епископа
            Авраамия (Дернова) в г.Яранске была создана церковная группа, во главе
            которой стояли купцы Чернышевы и Стародумов, член Государственной Думы
            и Государственного Совета, член вятской монархической организации,
            секретарь яранской организации партии правого порядка и член Союза
            Михаила Архангела.
            Группа, опираясь на фанатичную религиозную толпу, произвела захват всех
            обновленческих церквей города, снеслась через епископа Дернова особым
            делегатом с бывшим Патриархом Тихоном.
            Последний с мнением церковно-монархической группы согласился и выслал
            в Яранск только что окончившего духовную академию молодого епископа
            Нектария". [11].
      13 ноября 1925г. епископ Авраамий был приговорен к 3 годам высылки в Зырянский край
    Места заключения
      Вятка (Киров), Исправдом 
      Год начала 1925 
      День начала 6 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1925 
      Коми (Зырян) АО, с.Гиблый Ад (д.Гиблая) (Пермский край, Осинский р., с.Сосновый 
      Год начала 1925 
      Год окончания 1928 
      День окончания 9 
      Месяц окончания 3 
      Тем временем на родину владыки Авраамия в г.Глазов в 1926г. был сослан его
      друг и соратник, бывший вятский архиерей епископ Глазовский Виктор (Островидов).
      Спустя год Глазов стал центром нового церковного нестроения.
      Осенью 1927г. владыка Виктор не принял известную "Декларацию" заместителя
      Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), расценив ее как
      переход на позиции духовной солидарности с безбожным государством. Епископ
      Виктор стал одним из вождей "правой" церковной оппозиции — "викторианского
      разделения".

      В течение 1927–1928гг. к епископу Виктору присоединилось значительное число
      приходов Вятского края и Удмуртии.
      В борьбе против обновленчества взгляды владыки Виктора и владыки Авраамия
      совпадали, однако по поводу нового разделения 1927г. и последовавших раздоров
      епископ Уржумский Авраамий в двух письмах епископу Виктору из ссылки выразил
      неодобрение его деятельности.
      В ответ епископ Виктор из Глазова отправил владыке Авраамию письмо-увещевание,
      в котором попытался объяснить причины своей непримиримой борьбы против
      митрополита Сергия. Это послание в копиях разошлось по православному миру и
      получило широкую известность как "Письмо владыки Виктора к епископу А.".
      21 декабря 1927г. епископ Авраамий отправил из ссылки короткое письмо на имя
      архиепископа Вятского Павла (Борисовского), ведущего в Вятской епархии
      бескомпромиссную борьбу с "викторовщиной":
          "Долго я не хотел верить, что на Вятке существует новый церковный раскол
           и хотел быть с теми и другими. Хотя там у меня друзья, хотя слышу, что
           Вы не хотите пускать меня на Вятку, я все-таки заявляю, что я с Вами,
           хотя бы и в качестве простого смертного, убогого странника, каковым
           и состою..." .
      После получения этого послания Временный Вятский Епархиальный совет 12 января
      1928г. постановил:
          "Ввиду особой важности для борьбы с "церковными раздорниками, возглавляемыми
           епископом Виктором,... дать письму Владыки Авраамия возможно широкое
           распространение в г.Вятке и епархии... в надлежаще засвидетельствованных
           копиях".

      По словам епископа Котельнического Никифора (Ефимова):
          "Только потому, что владыка Авраамий открыто отмежевался от "викторианцев",
           многие церковники и миряне Вятской епархии остались в православии".

      Таким образом, истинно христианская позиция и высокий духовный авторитет
      епископа Уржумского Авраамия позволили серьезно укрепить позиции сергианского
      направления в Вятской епархии.
      Свое неприятие "викторовского" движения епископ Авраамий разъяснил в письме
      на имя священника с.Средне-Ивкино о.Сергия Домрачева, посланном из ссылки
      в Палаузе Коми-Зырянского края 4/17 февраля 1928г.:
          "...Я, по милости Божией, в расколе с Владыкой Павлом (Борисовским)
           не состою, как и писал ему о сем. За строгость к уклонявшимся в
           обновление Господь попустил ныне, чтобы Владыка Виктор сам впал в
           искушение от лукавого. Если первое искушение (обновленчество),
           соответственно первому искушению Господа (Мф. 4), могло быть побеждено
           силою веры, то это второе искушение, попущенное на горячо верующих, но
           гордых своею верою, опять же в соответствии со вторым искушением Господа,
           может быть побеждено лишь силою смирения.
           Раскол несомненно питает гордость и сам питается ею, а нам надлежит
           смиряться и быть верным тому, кто идет путем смирения, ибо туда идут
           во имя Пославшего, а не самовольно.
           Гоня от себя всякий помысел возможности изменить долгу, я рассуждаю
           в отношении себя самого так: если бы Архиепископ Павел (Борисовский)
           и был действительно в чем-либо непростительно виновен перед Церковью и
           против веры, то я, остаюсь до суда над ним всей нашей Церкви, верным
           ему, как получившему свою власть преемственно от Христа...
           Я предан не лично тому или иному иерарху, а тому пути Христову,
           на котором он стоит. Тем сознательнее должна быть моя вера, тем глубже
           смирение, тем ярче упование, тем выше пред Господом подвиг любви...
           Во имя этого же смирения пред Господом мы должны молиться и за предержащую
           власть, ибо она дана Богом в строгом соответствии с нашим достоинством...
           Сердце мое скорбит о новых отщепенцах: там у меня друзья, там я оставляю
           часть сердца и не успокоюсь, дондеже все придем в единство.
           Молитесь о умиротворении Церкви и о подвергшихся искушению...".

      В марте 1928г. закончился срок ссылки владыки Авраамия.
      9 марта 1928г. решением ОСО при Коллегии ОГПУ епископ Уржумский Авраамий был
      освобожден с лишением права проживания в 6 крупных городах СССР и в Вятской губ.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ