Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX СанРукопол архиепископ Дела o19.712 => o19.712 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом o19-712a.jpg Дела o19.712 => o19.712 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Места заключения
    Места заключения
    Вятка (Киров), Исправдом 
    Год начала 1925 
    День начала 6 
    Месяц начала 3 
    Год окончания 1925 
    Коми (Зырян) АО, с.Гиблый Ад (д.Гиблая) (Пермский край, Осинский р., с.Сосновый 
    Год начала 1925 
    Год окончания 1928 
    День окончания 9 
    Месяц окончания 3 
    Тем временем на родину владыки Авраамия в г.Глазов в 1926г. был сослан его
    друг и соратник, бывший вятский архиерей епископ Глазовский Виктор (Островидов).
    Спустя год Глазов стал центром нового церковного нестроения.
    Осенью 1927г. владыка Виктор не принял известную "Декларацию" заместителя
    Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), расценив ее как
    переход на позиции духовной солидарности с безбожным государством. Епископ
    Виктор стал одним из вождей "правой" церковной оппозиции — "викторианского
    разделения".

    В течение 1927–1928гг. к епископу Виктору присоединилось значительное число
    приходов Вятского края и Удмуртии.
    В борьбе против обновленчества взгляды владыки Виктора и владыки Авраамия
    совпадали, однако по поводу нового разделения 1927г. и последовавших раздоров
    епископ Уржумский Авраамий в двух письмах епископу Виктору из ссылки выразил
    неодобрение его деятельности.
    В ответ епископ Виктор из Глазова отправил владыке Авраамию письмо-увещевание,
    в котором попытался объяснить причины своей непримиримой борьбы против
    митрополита Сергия. Это послание в копиях разошлось по православному миру и
    получило широкую известность как "Письмо владыки Виктора к епископу А.".
    21 декабря 1927г. епископ Авраамий отправил из ссылки короткое письмо на имя
    архиепископа Вятского Павла (Борисовского), ведущего в Вятской епархии
    бескомпромиссную борьбу с "викторовщиной":
        
    "Долго я не хотел верить, что на Вятке существует новый церковный раскол
         и хотел быть с теми и другими. Хотя там у меня друзья, хотя слышу, что
         Вы не хотите пускать меня на Вятку, я все-таки заявляю, что я с Вами,
         хотя бы и в качестве простого смертного, убогого странника, каковым
         и состою..." .
    После получения этого послания Временный Вятский Епархиальный совет 12 января
    1928г. постановил:
        "Ввиду особой важности для борьбы с "церковными раздорниками, возглавляемыми
         епископом Виктором,... дать письму Владыки Авраамия возможно широкое
         распространение в г.Вятке и епархии... в надлежаще засвидетельствованных
         копиях".

    По словам епископа Котельнического Никифора (Ефимова):
        "Только потому, что владыка Авраамий открыто отмежевался от "викторианцев",
         многие церковники и миряне Вятской епархии остались в православии".

    Таким образом, истинно христианская позиция и высокий духовный авторитет
    епископа Уржумского Авраамия позволили серьезно укрепить позиции сергианского
    направления в Вятской епархии.
    Свое неприятие "викторовского" движения епископ Авраамий разъяснил в письме
    на имя священника с.Средне-Ивкино о.Сергия Домрачева, посланном из ссылки
    в Палаузе Коми-Зырянского края 4/17 февраля 1928г.:
        "...Я, по милости Божией, в расколе с Владыкой Павлом (Борисовским)
         не состою, как и писал ему о сем. За строгость к уклонявшимся в
         обновление Господь попустил ныне, чтобы Владыка Виктор сам впал в
         искушение от лукавого. Если первое искушение (обновленчество),
         соответственно первому искушению Господа (Мф. 4), могло быть побеждено
         силою веры, то это второе искушение, попущенное на горячо верующих, но
         гордых своею верою, опять же в соответствии со вторым искушением Господа,
         может быть побеждено лишь силою смирения.
         Раскол несомненно питает гордость и сам питается ею, а нам надлежит
         смиряться и быть верным тому, кто идет путем смирения, ибо туда идут
         во имя Пославшего, а не самовольно.
         Гоня от себя всякий помысел возможности изменить долгу, я рассуждаю
         в отношении себя самого так: если бы Архиепископ Павел (Борисовский)
         и был действительно в чем-либо непростительно виновен перед Церковью и
         против веры, то я, остаюсь до суда над ним всей нашей Церкви, верным
         ему, как получившему свою власть преемственно от Христа...
         Я предан не лично тому или иному иерарху, а тому пути Христову,
         на котором он стоит. Тем сознательнее должна быть моя вера, тем глубже
         смирение, тем ярче упование, тем выше пред Господом подвиг любви...
         Во имя этого же смирения пред Господом мы должны молиться и за предержащую
         власть, ибо она дана Богом в строгом соответствии с нашим достоинством...
         Сердце мое скорбит о новых отщепенцах: там у меня друзья, там я оставляю
         часть сердца и не успокоюсь, дондеже все придем в единство.
         Молитесь о умиротворении Церкви и о подвергшихся искушению...".

    В марте 1928г. закончился срок ссылки владыки Авраамия.
    9 марта 1928г. решением ОСО при Коллегии ОГПУ епископ Уржумский Авраамий был
    освобожден с лишением права проживания в 6 крупных городах СССР и в Вятской губ.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ