Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX СанРукопол архиепископ Дела ob7.48 => ob7.48 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Служение
      Рязанская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Михайловский, временно управляющий Рязанской епархией 
      Год начала 1924 
      Год окончания 1925 
      День окончания 27 
      Месяц окончания 9 
      После освобождения епископ Глеб вернулся к своим обязанностям.
      Как ближайший помощник правящего архиерея Бориса (Соколова), епископ Глеб
      принимал меры к налаживанию в епархии церковной жизни, лично обследовал положение
      дел в приходах, объезжал отдаленные селения, активно боролся с обновленцами.
      В 1925г. он дважды побывал в г.Раненбурге (Чаплыгин) для улаживания конфликта
      между ушедшим на покой викарным епископом Иоанном (Киструсским) и сменившим его
      епископом Мефодием (Абрамкиным).
      Епископа Глеба неоднократно вызывали на допросы Рязанский ОГПУ, где угрожали
      привлечению к уголовной ответственности из-за якобы незаконной деятельности
      и существования епархиальной канцелярии. Губернский отдел ГПУ предлагал созвать
      под своим контролем съезд духовенства и мирян для выборов руководства епархии.
      Епископ Глеб отказался созвать съезд без разрешения правящего архиерея
      Бориса (Соколова).
      Позднее он показал на следствии:
         
      "Лично обязанный данною присягой пред посвящением подчиняться во всем старшему
          собрату, т.е. архиепископу Борису, не нарушая канонических правил, не мог
          проявить своей инициативы и никогда бы не изменил своей присяге".
            [Архив УФСБ по Рязанской обл. Д.313979. Л.133.].
      14 августа 1925г. епископ Глеб был лишен регистрации как епископ Михайловский
      за организацию в Рязани городского крестного хода в день памяти святых Бориса и Глеба.
      Епископ Глеб приехал в Рязань для служения Церкви, и его волновало отношение членов
      церковных советов к нуждам Церкви, священства и прихожан.
      За год жизни в Рязани он сделал интересные наблюдения за епархиальной жизнью.
      В них он писал, что из церковных советов постепенно стали уходить настоящие
      помощники Церкви. Отсюда и случалось такое отношение к священнослужителям.
      Епископа Глеба нельзя назвать смиренным и кротким, он был деятельным
      по натуре и жаждал этой деятельности.
      Единоначалие архиепископа Бориса (Соколова), решение
      им многих вопросов без согласования с представителями священства и местных
      властей ему не импонировало, однако он всегда подчинялся требованиям архиепископа.
      Он несколько раз пытался доказать Владыке Борису неправомочность его действий.
      Например, он считал, что существование канцелярии и епископов без их избрания на
      епархиальном съезде и без согласования с местной властью несет нарушение
      существующих законов. Однако, у архиепископа Бориса (Соколова) было на то свое мнение:
      он считал, что в условиях, когда идет вопрос о существовании православия как
      такового, нельзя идти на компромиссы с властью, которая пытается внести раскол
      в Церковь через обновленцев. Знаток церковных правил, архиепископ Борис считал, что
      государство, отделившее от себя Церковь, не имеет права вмешиваться в ее дела.
      Епископ Глеб подчинялся всем распоряжениям архиепископа, в его отсутствие не
      только наблюдал за епархиальной жизнью, но и совместно с членами канцелярии
      проводил политику Владыки Бориса, направленную на объединение паствы, борьбу с
      обновленчеством и расколом Церкви. Когда Владыка Борис отсутствовал, епископ
      вел с ним переписку. По строкам сохранившегося письма можно судить о личности
      самого епископа Глеба, чуткости его к пастве:
          "Диакон Василий Скормилин голодает с семьей, часто я помогаю вносить налог
           ему, церковный совет обещался платить за квартиру, но делает это неисправно.
           Купцы прихожане — помощники только на словах".

      Епископ Глеб изучил жизнь всех храмов Рязани, знал, чем дышат прихожане и причт
      церковный:
          "Воскресенская церковь. Прот. о.Сергий Соколов весьма уважаемый пастырь
           в городе, пользуется популярностью как проповедник и прекрасный
           священнослужитель, добросовестный помощник по делам епархиальной канцелярии...".
           "Ильинская церковь. Наст. свящ.Павел Свистов не проповедует, регент Леонов
           обратил храм в концертный зал...".
          "Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, с строгим уставом,
           проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он скорее
           нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям.
           Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением,
           храм содержится в чистоте... Не будет ли возможным Вашему Преосвященству
           разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые
           праздники и местночтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и
           некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все
           необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда
           принимать в них участие"
    Места проживания
      Рязань, Трубежная ул., 26 
      Год окончания 1925 
      День окончания 27 
      Месяц окончания 9 
      Епископ Глеб целый год проживал в очень маленькой холодной комнатке, которую ему
      выделил церковный совет. Устроиться в Рязани приехавшему священнику или другому
      служителю религиозного культа было сложно. Люди избегали брать к себе таких
      постояльцев по политическим мотивам. Да и с финансовой стороны это было накладно,
      так как повышались налоги на домовладельцев.
      Епископ Глеб долго терпел такое существование и только через год сообщил об этом
      в рапорте архиерею:
         "Борисоглебский собор... Церковный совет совершенно бездеятелен и не обращает
          никакого внимания на мое положение. Живу я в одной комнате и тут же подо мной
          погреб, чувствую боль в ногах от холода, в течение года никто не подумал
          спросить, как живу я, обещана мне помощь, но уже 6 мес. ничего не вижу.
          Один из членов позволил выразиться: "монаху только молиться"; другой:
          "если ему нужна квартира, сам может искать", третий не давал мне облачение
          в один из приходов, пришлось потребовать его увольнения".

      В 1925г. семья его состояла из отца (1853г.р.), матери (1858г.р.), брата Василия
      (секретаря отдела народного образования г.Рязани) и сестры Надежды
    Аресты
      Рязань 
      Год ареста 1925 
      День ареста 27 
      Месяц ареста 9 
      27 сентября 1925г. епископ Глеб был арестован вместе с архиепископом
      Борисом (Соколовым) и членами епархиальной канцелярии и заключен в Рязанскую тюрьму.
      Из письма епископа Глеба "Православной пастве и духовенству Рязанской епархии"

      (от 17 октября 1925г.):
          "Арест 27 сентября [1925г.] всех нас, т.е. архиепископа Бориса, меня,
           протоиереев Соколова, Мелихова Климентовского, Добромыслова, Слободского
           и гр-на Лысцева... не был неожиданным...
              17 октября 1925г. Глеб, епископ Михайловский".

      ["Православной пастве и духовенству Рязанской епархии": Письмо епископа Михайловского Глеба (Покровского) от 17 окт. 1925 г.// Вестник Св.Синода. 1926. N 7. С.22–23]
      газеты "Рабочий клич". 1925. 18 окт. N 238)]
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
      26/03/1926 
      Обвинение "антисоветская агитация, участие в нелегальном контрреволюционном религиозном сообществе" 
      Статья ст.62,69,72,122 УК РСФСР 
      Приговор 3 года концлагерей 
      Групповое дело "дело о нелегальном религиозном к/р сообществе под руководством архиепископа Бориса (Соколова) и епископа Глеба (Покровского), Рязань, 1926г." -> 
      Из обвинения:
        "1). Являясь членом организованного Соколовым нелегального сообщества, во время
           отсутствия Соколова являлся фактически заместителем последнего.
         2). Совместно с П.А.Соколовым (архиепископом Борисом)
           издавал печатный журнал контрреволюционного содержания, являлся автором
           3 циркуляров и распространял написанное Соколовым за своею подписью.
         3). Издавал от своего имени распоряжения о сборе денежных средств с религиозных
           обществ Рязанской губ.
         4). Содействовал Соколову в деле создания библиотеки из книг контрреволюционного
           содержания, вмешивался в дела религиозных обществ... "

      Поначалу может смутить обращение епископа Глеба к православной пастве
      и духовенству Рязанской епархии и его добровольные показания, написанные им
      после ареста, в которых он признает существование епархиальной канцелярии
      без ведома властей неправильным и осуждает себя за это. Если разобраться
      в тех событиях, то будет понятен этот поступок. Епископ Глеб был очень честный
      и законопослушный и не мог поступиться своими принципами. Но осторожность его
      можно понять: тогда шел вопрос о существовании Православной Церкви вообще, и
      епископ Глеб желал сохранить действующие православные храмы без методов
      противления власти, что считал нарушением церковных уставов.
      Спасение Православия — главная задача, борьба с обновленчеством — цель, которая
      и была достигнута, за это и пострадали все члены епархиальной канцелярии.
      В ГПУ первоначально надеялись использовать епископа Глеба в своих целях, предполагая,
      что "его значительно легче будет обработать и не составит большого труда руководить
      им в будущем" [УФСБ России по Рязанской обл. Д.313978. Л.229.], однако затем
      поняли, что освобождение епископа может значительно укрепить православное рязанское
      духовенство.
      26 марта 1926г. ОСО приговорило епископа Глеба к 3 годам концлагерей
    Места заключения
      Рязань, тюрьма N 1 
      Год начала 1925 
      День начала 27 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1926 
      Соловецкий лагерь особого назначения 
      Год начала 1926 
      Год окончания 1928 
      День окончания 27 
      Месяц окончания 9 
      В лагере был каптером на Петр-озере.
      7 июня 1926г. епископ Глеб принял участие в тайном совещании 17 архиереев
      на лагерном продуктовом складе, в результате которого через месяц, в июле
      1926г. появилось "Соловецкого послание" — "Памятная записка соловецких епископов";
      (обращение к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов),
      излагавшее отношение Православной Церкви к существовавшей гражданской власти.
      24 августа 1928г. епископ Глеб был освобожден с лишением права проживания на 3 года
      в Москве, Ленинграде, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, Киеве, Рязани, Рязанских округах и губернии

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ