Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1983 Дела okn.263 => okn.263 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Места проживания
      Ярославская губ., г.Ростов 
      Год начала 1929 
      По благословению архиепископа Варлаама (Ряшенцева) сестры обители выехала в Туркестан
      Туркестан (Казахстан), г.Алма-Ата 
      Год окончания 1936 
      Из воспоминаний матушки Надежды:
            
      "Шел 1931 год. Валентина Сергеевна стала сильно болеть и с каждым днем
            слабеть... 19 июля в субботу после Всенощной Валентина Сергеевна тихо
            отошла ко Господу".

      Матушка Надежда болела туберкулезом.
      Из ее воспоминаний:
           "Приехал в ссылку тибетский врач-травник. Фрося стала спрашивать, в чем он
            нуждается, а он отвечал, что ничего ему не надо, все есть..., назвал себя
            "врач Хаджи-Мурат", а сам русский, православный. Пригласил нас к себе на обед.
            Фрося сказала ему, что я болею туберкулезом легких, каждую весну и осень
            кровью харкаю, а наш фельдшер удивляется, как это я живу, когда должна умереть.
            На это "Хаджи-Мурат" сказал: "Я тебя вылечу,... нужно выпить два лекарства.
            Один литр стоит 50 рублей.". Я говорю: "Такое дорогое лекарство я не могу
            купить". — "А я с тебя и не возьму". Но я все равно отказалась. Тогда он
            сказал мне, что я грешу: Бог посылает врача, а я не принимаю. Так он
            заставил согласиться, и вылечил меня совершенно. Фросе обещал платить 50 рублей
            на ссыльных, а к Пасхе дал сразу 200 рублей устроить им разговенье...
            В 1933г. умерла моя мама. Мне сообщили после 40 дней. Мы с Фросей поехали
            в Москву, побыли на могилке. Потом поехали на Пионерскую к схиигумении Фамари,
            которая вернулась из ссылки. Она нас просила на обратном пути в Туркестан
            завезти посылку митрополиту Кириллу (Смирнову), который от нас жил в двух часах
            езды поездом. Вернувшись домой, мы отправились к нему, передали посылочку,
            но т.к. обратного поезда не было, Владыка нас оставил ночевать. Уложил
            нас у монахини Евдокии, и сам укрыл нас рясой. Мы стали просить Владыку
            нас исповедовать и причастить, но он, узнав, что мы Сергиевой церкви,
            отказал в исповеди. За вечерним чаем он спросил, почему заикается сестра
            Евфросиния. Она ответила, что стала заикаться после летаргического сна.
            Владыка просил рассказать сон. Фрося поручила мне. Во время рассказа Владыка
            плакал, а вечером нас исповедал. Мы ему говорили, что идем, куда наш
            духовный отец Митрофан ведет. Владыка ответил:
                  "Идите, идите за ним, я его знаю. Он великий человек".
            Утром Владыка нас причастил и приглашал еще приехать...
            Готовила матушка Евдокия на керосинке, а керосин очень трудно было доставать.
            База керосиновая была здесь. Я работала в Туркестане от этой базы и просила
            своего директора-татарина разрешить им брать керосин с базы. Он разрешил
            отпускать им каждый месяц.
            Второй раз мы приехали к Владыке постом. Пели с ним канон: он и Фрося баском,
            а я уж чуть подпевала: "Господи, прежде даже до конца не погибну...".
            Причастились, на другой день уехали.
            Летом, ко дню прп.Онуфрия мы послали Владыке иконочку прп.Онуфрия, которую
            написал нам ссыльный художник, но в ответ получили печальное письмо от матушки
            Евдокии: Владыку увезли в новую ссылку в день прп.Онуфрия, 12 июня, когда
            он получил иконочку.
            Мы продолжали жить в Туркестане. Я работала и получала хорошую зарплату,
            обувь и материал, а дома шили одеяла.
            Ходили в храм в своей форме обительской, пели в хоре.
            Но вот церковь закрыли, и мы стали хлопотать с церковной старостой об открытии
            церкви. Ездили в Ташкент к архиепископу Борису, он принял нас очень
            хорошо и обещал помочь. Позже он писал нам, что мешает священник "красной"
            церкви. Старосту, женщину 60 лет, арестовали и расстреляли...
            Фрося как-то приходит и дает мне открытку с видом парка и длинной дорожки с
            надписью "Дорожка" и говорит: "Поедем в Москву". Так неожиданно мы с ней
            уехали в Москву в 1938г."
      Москва 
      Год начала 1938 
      Из воспоминаний матушки Надежды:
          "Наша сестра, оставшаяся в Туркестане, написала нам, чтобы мы постарались
           устроиться в Москве, но нас прописали только на один месяц, во время
           выборов 1938(?)г. и больше не прописывали, и мы поехали в Харьков, где у
           Фроси было много родственников..."
      Харьков 
      Из воспоминаний матушки Надежды:
          "В Харькове тоже были выборы, и мы опять остались без прописки. В машинах
           увозили на работы, я ужасно волновалась и была в страхе. Ночью к Фросе явился
           прп.Онуфрий — упрекал меня в малодушии и сказал: "Ничего с вами не случится".
           Утром Фрося дала своей племяннице Настеньке, у которой мы остановились, наши
           паспорта, иконочку прп.Онуфрия, и та пошла нас прописывать... Настю начальник
           принял ласково и прописал нас на один месяц. Когда срок кончился, в продлении
           нам категорически отказали, и мы уехали в Москву..."
      Москва 
      Из воспоминаний матушки Надежды:
          "В Москве мы жили без прописки то у родных, то у знакомых. Я очень переживала
           такое скитание, а Фрося все переносила благодушно..."
      Московская о., ст.Тайнинская (Болшево?) 
      Из воспоминаний матушки Надежды:
           "Наконец, А.А., знакомая нашей сестры М.М., жена покойного профессора Боборыкова,
            у которой была дача под Москвой, в Болшево, решила нас там прописать.
            У них уже временно прописали завуча школы, строящейся на ст.Тайнинская, и А.А.
            посоветовала поговорить с ним относительно работы...
            27 июля мы с Фросей пошли ко Всенощной Смоленской Иконы Божией Матери.
            Месяца три назад я видела во сне, что прикладываюсь, поднимаясь по лесенке,
            к какой-то иконе Божией Матери, а батюшка, стоя внизу, говорит:
                "Это Одигитрия. Молись Ей, и Она устроит твою жизнь".
            28 июля мы поехали в Болшево, были у директора школы, который принял нас
            с радостью: меня — счетоводом, а Фросю — техническим работником, и сам
            прописал нас на постоянно...
            Школа строилась на 2000 учеников, 60 учителей... Директор любил детей,
            свое дело... В отпуcк он нас не отпускал 4 года, говорил:
                "Я дня не могу представить без Евфросиньи Никитичны!".
            Зато мы сами себе брали понедельник, он уже знал — придет в школу и скажет:
            "Сегодня понедельник, не придут"...
            Он очень хорошо к нам относился, часто заходил. У нас была хорошая комната,
            устроен святой уголок на тумбочке, святое Евангелие и другое. Он никогда
            слова не говорил против...
            В 1941–1942гг., когда немцы подходили к Москве, директор прибежал к нам,
            и говорит: "Евфросинья Никитична, собирайтесь! И Зинаида Александровна,
            и М.М. (с нами жила еще старая сестра М.М.) и бежим отсюда!..."
            А Фрося говорит: "Нет, Н.Г., мы никуда не поедем".... А Фрося куда-то
            ходила, очень ушибла ногу, легла и уснула. Проснувшись, позвала меня и
            говорит:
               "Сейчас я во сне видела прп.Онуфрия, он сказал:
                  "Никуда отсюда не уходите, все останьтесь на местах. Господь всех
                   сохранит"...
            Так мы никуда и не поехали. Все учителя нашего общежития также остались и
            благополучно дожили до конца войны...
            1946 год. Меня разбил паралич, и на медкомиссии мне дали вторую группу
            инвалидности на 2 года. Я оставила работу и уехала к о.Митрофану, т.к.
            он был в беспомощном состоянии... "
      Тверская о., с.Владычня 
      Год начала 1946 
      В с.Владычня монахиня Надежда находилась неотлучно при архимандрите Сергии (Сребрянском)
      и его матушкой вместе с несколькими возвратившимися из ссылки сестрами Марфо-Мариинской
      обители.
      Из воспоминаний матушки Надежды:
            "О.Митрофан (архимандрит Сергий) был болен астмой. Его матушка с 1944г.
             была парализована.
             Фрося осталась работать в школе, уволилась и уехала совсем во Владычню
             после смерти батюшки 5/23 марта 1948г. Она хотела доработать до пенсии,
             но батюшка явился ей во сне и строго сказал, чтобы она ехала ко мне.
             О пенсии же добавил, что мы будем на небесном иждивении, и у нас все будет.
             Так мы, три сестры Марфо-Мариинской обители, стали жить вместе и ходить за
             матушкой Елизаветой... И здесь Фрося находила много дел милосердия. Люди узнали
             о ней и стали приходить за советом из разных деревень и из Калинина...
             Здесь после смерти батюшки Фрося стала часто видеть его во сне и наяву...
             У могилы сидел на скамеечке и благословлял (Я его не видела).
             Через матушку Любовь отвечал на все вопросы людей, которые приезжали к нам
             летом, и на могилке батюшки клали записки со своими просьбами, о которых
             матушка Любовь не знала, а увидев батюшку во сне, передавала ответы.
             Батюшка при жизни говорил своим духовным детям:
                 "Не плачьте обо мне, когда я умру. Вы придете на мою могилку и скажете,
                  что нужно, и, если я буду иметь дерзновение от Господа, помогу вам".
             Так матушка Любовь имела общение с ним до своей кончины 2 марта 1956г.,
            в день Державной Иконы Божией Матери..."
      Москва 
      Год окончания 1983 
      День окончания 1 
      Месяц окончания 9 
      Последние годы до дня своей кончины монахиня Надежда проживала в Москве у
      прихожанки храма свт.Николая в Пыжах Елены К.
      Монахиня Надежда оставила воспоминания, записанные Еленой К., о Великой княгине Елизавете Федоровне
      и других подвижницах Марфо-Мариинской обители, а также об архимандрите
      Сергии (Сребрянском), дневниковые записи которой долгое время хранились у монахини
      Надежды. Эти воспоминания легли в основу книги "Подвижники Марфо-Мариинской
      обители милосердия", изданной в 2007г. в Москве под ред. о.Александра Шаргунова,
      настоятеля храма свт.Николая в Пыжах

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ