Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT Дела oni.23
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Рукоположение
      протоиерей 
      1922 
      Кто рукоположил Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) 
      Протоиерей Николай Толгский был лично известен Св.Патриарху Тихону. За пастырские
      заслуги перед Церковью Святейший возвел его в сан протоиерея, а также наградил
      митрой
    Служение
      Москва, Колокольников пер., церковь прп.Сергия в Пушкарях 
      протоиерей 
      Должность настоятель, благочинный 1-го отделения Сретенского Сорока церквей 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1935 
      День окончания 12 
      Месяц окончания 4 
      О.Николай был знаком с иерархами Православной Церкви: архиепископом
      Иларионом (Троицким), архиепископом Питиримом (Крыловым), митрополитом
      Тихоном (Оболенским).
      На него были возложены обязанности благочинного 1-го отделения Сретенского Сорока
      церквей.
      Как благочинный, он пользовался большим авторитетом в своем Сороке.
      По воспоминаниям Ирины Сергеевны Мечевой, о.Алексий Мечев обычно отсылал к нему
      духовных чад для разрешения практических церковных вопросов.
      Протоиерей Николай создавал хоры, занимался просветительской деятельностью.
      Он придерживался Тихоновской ориентации, был противником обновленчества.
      Из доноса:
           
      "На вопрос одной из присутствующих на встрече с верующими, как он смотрит
            на Александра Введенского, ответил:
                "Я его плохо знаю, и он не нашей ориентации"".
      В 1929г. в Москве началась паспортизация и усугубились трудности с пропиской,
      были введены продовольственные карточки.
      О.Николай, как и другие священнослужители, был лишен гражданских прав.
      В 1930 и 1931гг. о.Николая не однажды вызывали в органы безопасности, но не
      посадили.
      Боясь потерять полноценные гражданские права и социальную поддержку государства,
      супруга уговаривала его снять с себя сан и перейти на преподавательскую работу,
      но батюшка оставался непреклонным и продолжал служить. В конце концов матушка
      не выдержала испытаний, получила развод и ушла из дома, порвав всякие отношения
      с семьей Толгских. В его квартире на первом этаже церковного дома произвели "уплотнение".
      О.Николай вынужден был переселиться в шестиметровую комнатку на втором этаже без
      удобств. Готовить пищу там было невозможно, и он ходил обедать к старшей сестре
      Марии Васильевне, супруге второго священника Сергиевской церкви о.Сергия Лебедева.
      Сын Юрий из соображений безопасности переехал жить к родственникам, с отцом виделся
      редко...
      От душевных страданий и голода у о.Николая испортилось здоровье.
      Ему как лишенцу, не полагалось медицинской помощи, и он лечился, довольствуясь
      услугами знакомых верующих — частных врачей.
      По свидетельству близких, всегда жизнерадостный батюшка очень погрустнел.
      Но ни прихожане, ни друзья никогда не слышали от него жалобы или досадливого
      слова, не было в нем ни следа раздражения или угрюмости.
      Видя его служащим, истово молящимся, устремленным к Богу, нельзя было заподозрить,
      что он болен и переживает большое горе. Всегда спокойный и доброжелательный, он
      мужественно переносил обрушившиеся на него скорби и продолжал свое подвижническое
      служение.
      Из соседних закрытых приходов в Сергиевскую церковь стали стекаться верующие.
      Среди монахинь закрытого Страстного монастыря о.Николай распределил обязанности
      по соблюдению чинности порядка в храме.
      Из закрытой церкви свт.Николая в Звонарях была принесена икона
      св.Анастасии Узорешительницы и чудотворная икона Божией Матери
      "Взыскание погибших", перед которой о.Николай вместе с о.Сергием Лебедевым
      стали регулярно служить акафисты.
      Храмы, где служили братья о.Николая — священники о.Сергий (храм Рождества Богородицы
      на Кулишках) и о.Александр (храм св.Иоанна Предтечи на Земляном Валу), тоже
      закрыли. О.Сергий поcелился в подклети храма Петра и Павла за Яузой, спал между
      надгробий. Тяжело простудившись, уехал к семье в пос.Красково.
      О.Александр жил на колокольне своего храма. Братья стали видеться редко, тайком,
      чаще всего ночью. Уходили рано утром, т.к. об остающихся ночевать родственниках
      или знакомых необходимо было сообщать в домоуправление.
      Из воспоминаний его племянницы Н.В.Долбилкиной, которая регулярно бывала вместе
      со своим отцом на службах:
          "О.Николай не только прочитывал вслух молитвы, а молился вместе со своими
           прихожанами единым духом... Талантом о.Николая было его умение помочь
           человеку оторваться от повседневных забот, горя, умение сосредоточить прихожан
           на словах молитв, объединить их в в общем устремлении сердец — это была та
           великая сила, которая приводила людей в храм, укрепляла их веру, помогала
           преодолевать жизненные трудности.
           В его служении была жертвенность, батюшку было невозможно воспринимать просто
           как человека, надевшего облачение. В алтаре и на амвоне это был святитель".

      Власти искали предлог, чтобы арестовать о.Николая, изучали его личное дело в
      Московской Духовной Академии, подсылали к нему осведомителей.
      Из доносов:
          "В Сергиевской храме собираются верующие и среди них много молодежи".
          "Настоятель пользуется среди верующих большим авторитетом как истинный
           защитник Православной веры и благовестник".
          "На проповеди говорил:
               "Мы переживаем годины испытаний, черные дни Русской Империи, когда
                расшатаны все устои, и люди революцией выбиты из нормальной колеи,
                когда людям необходимо переламывать себя и приспосабливаться к новой,
                чужой нам, христианам, жизни, но это явление временное...".
           "На встрече с прихожанами на частной квартире вел антисоветские беседы,
            говорил:
               "Советская власть открыто борется с религией и верующими, и многие верующие
                по малодушию своему, страшась преследований, даже боятся ходить в храм.
                Верующие должны открыто исповедовать религию и выступать в защиту Церкви,
                не боясь преследований, и, если придется, уметь пострадать за свои убеждения:
                   "... Будете ненавидимы за Имя Мое — претерпевший до конца
                   спасен будет" (Мф 10.22)...
                Настало бесовское царство, бесы управляют людьми, много молодых людей
                направил я на путь Истины, молодежь горит желанием выступить в защиту
                веры Православной...".
            Рассказывал, как он однажды исповедовал и причастил умирающего комсомольца,
            говорил об этом:
               "Я обратил его на путь веры Православной, и он спокойно умер в сознании
                великой Божественной благодати...""
    Награды
      митра 
      Год награждения 1922 
      Кем награжден Патриарх Тихон (Беллавин) 
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1935 
      День ареста 12 
      Месяц ареста 5 
      Из справки на арест о.Николая, выданной СПО УГБ НКВД 10 апреля 1935г.:
           "Священник Толгский проводит активную работу по объединению вокруг Церкви
            наибольшего количества верующих, особенно молодежи, которых призывает к
            защите Церкви и духовенства от насилий Советской власти".

      О.Николай был арестован 12 мая 1935г. вместе с несколькими прихожанами:
      князем Н.Н.Мосальским, дворянками сестрами В.С. и О.С.Просторовыми, бывшим офицером
      В.И.Милеевым, А.С.Егоровым и А.П.Лебедевой и заключен в Бутырский изолятор.
      Летом 1935г. Сергиевская церковь была закрыта и разрушена
    Осуждения
      Особое Совещание при НКВД СССР 
      31/05/1935 
      Обвинение "к/р деятельность, систематическая а/с агитация, обработка верующих в религиозном и а/с духе, распространение ложных провокационных слухов о якобы проводимых Соввластью гонениях на религию и верующих" 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор 3 года ссылки в Казахстан этапом 
      Виновным в к/р деятельности себя не признал.
      29 мая 1935г. оперуполномоченный СПО УГБ постановил:
           "Материал на Н.В.Толгского выделить в особое производство и направить для
            внесудебного разбирательства на Особое Совещание при НКВД СССР,
            поскольку...
            Настоятель церкви Сергия в Пушкарях группирует вокруг себя верующих,
            обрабатывая их в религиозном и антисоветском духе, склоняя на тайное
            монашество и подготавливая верующих к подвижничеству и страданиям за
            Православную веру.
            Проводит систематически антисоветскую агитацию и распространяет ложные
            слухи о якобы проводимых Советской властью гонениях на религию и верующих".

      ОСО при НКВД СССР приговорило о.Николая к 3 годам ссылки в Казахстан
    Места заключения
      Москва, Бутырская тюрьма 
      Год начала 1935 
      День начала 12 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1935 
      День окончания 31 
      Месяц окончания 5 
      31 мая 1935г. коменданту Бутырского изолятора НКВД было направлено решение:
          "Осужденного надлежит направить с первым отходящим этапом в г.Алма-Ату
           в распоряжение УНКВД КАССР"
      Казахстан, г.Алма-Ата 
      Год начала 1935 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1935 
      Южно-Казахстанская о., Чимкентский р., Каракатский с/с, с.Ленинское 
      Год начала 1935 
      Год окончания 1937 
      День окончания 23 
      Месяц окончания 6 
      Из Алма-Аты о.Николая отправили в село Ленинское Чимкентского района.
      Не успев как следует обжиться, едва зарегистрировавшись в комендатуре,
      Николай Васильевич устроил в центральном парке занятия хорового кружка.
      На репетиции хора в парк бежали все от мала до велика.
      В 1935–1936гг. в Южно-Казахстанской области было сконцентрировано практически
      все репрессированное духовенство высшей иерархии из центральных районов России
      О.Николай во время пребывания в ссылке трижды приезжал к митрополиту
      Кириллу (Смирнову), также сосланному в Казахстан, в Яны-Курган.
      О.Николай всеми силами стремился вернуться к пастырскому служению и советовался
      по этому поводу с митрополитом Кириллом.
      Переписка с родными была крайне затруднена и письма просматривались, все же
      родные чудом получили от него несколько писем.
      Из письма о.Николая брату протоиерею Александру (с поздравлением с Рождеством):
           "Вся местность сплошь холмистая. Глядишь и не налюбуешься этой дивной
            панорамой...
            Заполнил целый альбом акварельными рисунками и так разохотился, что на
            стенах своей беленой хаты нарисовал три картины, в аллегорической форме
            изображающих мою жизнь в ссылке:
            Одну с железной дорогой и поездом (домой захотел), другую: гора, на ней
            замок, а из-за горы видно море и пароход (опять через Каспий направляется
            к дому). Третья картина: кирпичный завод N 1 под Москвой, шоссе, а на нем
            застрял автомобиль".

      По письмам, полученных родными, о.Николай в свободные от работы часы писал роман
      "О законах последнего времени" (потом это послужило одним из обвинений по делу 1937г.).
      Сообщал, что перенес тяжелую кишечную болезнь и не надеялся, что выживет.
      Спрашивал близких: молятся ли они о нем.
      Старался быть в курсе происходящих событий, читал газеты и журналы.
      Писал:
           "Только с работой плохо — негде служить, а к физической работе не гожусь.
            Это путешествие дало мне массу материала — пиши не хочу. Только одно плохо:
            жизнь уходит. Впрочем, так и надо.
            Слава Богу за все, что получил от Него, и за все настоящее и будущее.
            И за внучонка, и за вас благодарю Его.
            Живите дружно и больше снисходите и прощайте друг другу. Не допускайте зла.
            Гоните его от себя".

      Эти строки стали для родных его духовным завещанием. Больше писем из Казахстана
      от него не было

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ